Есть разная критика по поводу современной литературы. Одни говорят, что есть какая-то высокая литература, а есть попсовый треш. Другая часть критики пишет, что в современной культуре есть произведения, которые работают со сложными смыслами, а есть, которые нацелены только на один рефлекс отвлечения от реальности.
По-моему, Дэн Браун очень четко понимает, какие проблемы сегодня в мире. По Максу Веберу, с эпохой Просвещения произошло «расколдовывание мира». Раньше у нас был Бог, была куча тайн. Но сейчас якобы наука все тайны открыла, мы слетали в Космос, умные дяди и тети в школе рассказывают о происхождении человека от обезъян и т.д. Но тяга к волшебству, к тайне осталась.
Вообщем, Дэн Браун это такой неоромантик в современной литературе. Нам уже неинтересна идеология церкви, но нам интересна сама структура и деятельность тайных обществ. Особенно, когда это связано с искусством. Браун берет самые известные в мире работы Леонардо Да Винчи «Моне Лизу» и «Тайную вечерню» и пытается как будто расшифровать их «истинные» значения. И очень четко, кстати, там прослеживается феминисткая тема с Марией Магдаленой. Я думаю, только из-за этого тиражи у Брауна на несколько порядков стали выше))
Кто такой современный интеллектуал? Рациональный карьерист, втирающий какие-то телеги бедным студентам? Или юморной чувак, у которого спрашивает мнение какая-нибудь передовица «Le Mond»? Браун говорит: прочь из кабинетов на поиски реальных исследований. Роман, который разворачивается в Риме, Париже, Лондоне, Нью-Йорке не может не быть интересным. Роман как путешествие по разным странам, с посещением различных достопримечательностей. Вообще, книжку «Кода да Винчи» можно использовать как путеводитель. Браун постоянно начинает главу с описания здания, его истории и т.д.
Кстати, еще один момент легкости восприятия текста романа. Браун разбивает текст на маленькие главки ( всего их 150!! получилось). В мире тотальной зашоренности информацией, ее прессингом, такая структура книги наиболее адекватна. Читать предложения на страницу никто не будет сегодня.
Многие в жж отмечали, что автор ставит читателей в позицию умников. Мы раньше героев романа разгадываем головоломки. Читателю нравится быть в такой позиции, и это нисколько не делает процесс чтения скучным. Это ведь как кроссворд. Щелкаешь как орешки и хочется еще.
С другой стороны, если книга вся будет состоять из таких загадок, то второй раз к ней уже не хочется прикасаться. Загадки разгаданы: в чем смысл? В этом моя самая большая претензия к роману.
Браун погружает нас мир компьютерной игры «Алладин» или «Марио». Герой идет от станции к станции, разгадывает ключи, появляются новые задания. Но вот герой подходит к самому заветному: возвращается к пункту, с которого начал, и разгадывает все. Что будет мотивировать его еще раз пройти игру заново? Наверное, скорее всего читатель будет покупать новые книги Дэна Брауна, чтобы поучаствовать в другой, более интерсеной компьютерной игре. Тут мы попадаем на очень скользкое поле значения литературы.
Зачем вообще люди читают художественные книги? Хотят погрузиться в мир Другого, в фантазию, отвлечься, узнать что-нибудь новое, получить эстетическое удовольствие. Вообщем, последний вариант, наверное, наиболее полный по отношению к искусству. Но и наиболее расплывчатый. Допустим, Манна и Гессе я бы стал перечитывать, а вот Брауна нет.
Сейчас выпускаются такие книги, которые ориентированы на читательские комплексы. Посмотрите, как популярны всякие брошюры типа «Все тайны Египта» или те же книжки про священный Грааль. Люди ждут каких-то волшебных историй, удивительных путешествий. Популярность Брауна это реакция на инфантильность общества. Нам не хочется читать про кризис и травму, лучше погрузится в иллюзию тайных обществ.