14 декабря - так что моя любимая цитата о том, чем в этот день занимались в Петербурге в 1825 году.
"После сего Безстужев попросил, чтобы кто-нибудь съездил узнать, что в Измайловском полку происходит. Вызвался Тыртов и, вскоре возвратившись, рассказывал, что в полк никого не пускают, но что но заезжал к Измайловского полка подпоручику Миллеру, который и сам не знает, что у них делается, а показывал письмо, оставленное ему от подпоручика Фока к отцу; он, прощаясь с ним, говорит, что, может быть, он более с ним не увидится, но чтобы не огорчался, ибо если падет, то за отечество".
Мичман Гвардейского морского экипажа Василий Дивов
(ВД. Т. 14. С. 95.)
Идеально, по-моему, отражает тогдашнее сочетание героизма и бардака. Что у нас происходит, мы сами не знаем, но если погибнем, то за отечество.
(Миллер - признан невиновным и освобожден в феврале 1826, Фок - 11 разряд, в солдаты, но без лишения дворянства, служил на Кавказе и в Оренбурге, вышел в отставку. жил в своей Уфимской губернии, женился там; Дивов - Бобруйская крепость, потом Кавказ, где и умер от раны и болезни, был сын, родившийся уже после смерти отца.... Хотя состоял, кажется, только в фантастическом обществе Завалишина. Так, для справки.
P.S.. Тыртов, который ездил. В тайном обществе не был. Высочайшим приказом переведен в Каспийскую флотилию. В 1828 г. аттестован "поведения пьяного", прb этоv отличился в русско-турецкой войне, вышел в отставку, жил в имении матери.