Между тем.
Явился мини- - я даже сказала, микро-сериал "Цербер", 4 серии.
Вроде как исторический детектив с декабристами. За что и изучен.
Детективная линия начиналась бодро и зрелищно, хоть и неисторично, в 1 серии, во 2-3 сюжет шел несколько более вяло, но вроде бы в заданном направлении... А в 4й пустился бешеным - и увы, довольно бессвязным галопом, по ощущению, затормозив где-то в произвольном месте.
Может быть, проблема в том, что год назад обещали 8 серий
(об этом писано тут) (как в Союзе Спасения - сериале!), а их оказалось вдвое меньше: 4я в самом деле производит впечатление, что в нее упихали все невлезшее. И, возможно, до-упихивали весь ноябрь - предмет вышел почти на месяц позже, чем исходно обещали.
Сюжет - идет следствие над декабристами, параллельно кто-то разными способами убивает разных лиц, подкладывая на труп цитаты из стихотворения Пушкина "Андрей Шенье". Выясняется, что все убитые вроде как так или иначе на восставших доносили.
В следствие, а потом в расследование влипает Александр Карлович Бошняк - ботаник и тоже доносчик (так что убить и его тоже пытаются); у него роман с роковой женщиной Каролиной Собаньской и конкуренция за нее шефом по делам доносным - Иосифом Виттом.
Заметим, вся эта троица, в отличие от немалого количества других героев фильма - совершенно реальна, а вот сюжет, в котором они участвуют - полностью фантастичен. Думаю, Бошняк и Каролина въехали в него, поскольку связаны с Пушкиным и на этом основании много кому известны, а Витт - связан с ними обоими, в самом деле доносил на декабристов (кажется, наименее конкретно из трех доносчиков, но зато помог количеству перейти в качество), а ныне известен на волне нездравого интереса к "гениальным разведчикам" разных времен и народов. В этом качестве, подозреваю я, ему немало польстили - ну да это вопрос сторонний в данном случае.
Зато совершенно мифологичны - и мало того, довольно абстракты - те самые уже убитые доносчики. Что-то определенное мы узнаем только про одного - юношу, который успевает мелькнуть на допросе и сказать, что знал про предстоящий выход на Сенатскую, но сам не пошел, а сказал полковнику Шебеке (это Лейб-гренадерский вроде бы!). Чем именно провинились остальные человека три(?) - мы так и не выясним.
Зато кто их всех порешил - мы узнаем довольно оперативно, такой местный дериват Якубовича - "капитан Ушаков", служил-на-Кавказе-ранен-в-голову, в общество не взяли, почему он при этом так планомерно мстит за это же общество.... в общем, остается непонятным, но поскольку у помянутого Ушакова в ходе сюжета однозначно едет крыша да и здоровье в целом (и было бы не странно, если бы он к концу сюжета склеил ласты сам (привет Булатову, сказала бы я!), но он этого не сделал - заявка на продолжение?), то в общем можно решить, что потому что он маньяк ненормальный и не надо других объяснений.
Царя порешить он тоже собирался, даже пришел к нему под конец сюжета, встретил в царскосельском саду Девочку Оленьку(ТМ) и царя тож, получил от него наставительное, что, мол, не всякий может поднять руку на государя (руки у него к тому моменту и правда уже плоховато слушались, да и ноги тоже, а уж голова...) - и убрел куда-то в Баболово.
...в общем, все эти деяния вроде бы имеют отношение к декабристам, а вроде бы и не имеют.
А что собственно с ними самими? - Благо, ради них я и пошла это смотреть?
Удивительное и занятное сочетание: посильного включения их в фантастический сюжет (более всего не Ушакова, а скорее Собаньской) - и довольно немалого количества интересных и достоверных деталек "про следствие".
Этого больше всего в первой серии, и ее я даже советовала бы желающим глянуть на некое количество вполне достоверного визуала на данную тему.
У нас - практически впервые, господа! - есть Следственный комитет.
Я в свое время (решив сделать клип про следствие) ныла - вроде снимали-снимали про декабристов, а на эту тему копнешь - а есть только царские и вообще дворцовые допросы!
(Непосредственно клип и нытье - тут:
https://kemenkiri.diary.ru/p221078270_trofei-zfb-naglyadnoe.htm )
Вот проверьте - это так и в Звезде, и в Союзе Спасения, и в документальном с игровыми вставками Деле Декабристов... И даже в пошедшем в клип еще одном фильме-со-вставками из серии "Русский бунт" вроде сидит следователь и в крепости, но судя по логике сцен - это царь и есть!
А казалось бы - разнообразные красочные персонажи, их противоречия, красочные сцены ввода допрашиваемых с завязанными глазами, очные ставки...
Так вот, не всем, но кое-чем в Цербере наконец воспользовались!
Комитет визуально прекрасен и разнообразен: там есть разные генералы, есть адъютанты, есть писаря... Есть ввод с завязанными глазами и первый взгляд на комитет. (И вопрос Бошняка плац-майору еще в камере, по перед вторым допросом - А кто платок стирает? (Ответ: Никто, простите...))
Есть разговор перед допросом с тем, кто случайно оказался рядом, и это очень нерядовой персонаж - Лихарев!
Есть еще детальки собственно жизни в камере и около - темные коридоры, деревянная стенка и разговоры через нее, солдаты за плату передают записочки...
Исторически Бошняка, конечно, не полноценно арестовывали, а вызывали на допрос, но что тут сделано совершенно грамотно: на первом допросе (тут как раз вообще нет дворцового, сразу комитет!), ему предъявляют, как и было положено, *свидетельство двоих* - против вас, мол, свидетельствуют Лихарев и Давыдов. (При этом Вася Давыдов в кадре вообще не является, реально связанные с реальной историей доноса Бошняка-Витта персонажи этому сюжету не особо нужны). Мелькают с показаниями про Пестеля: Поджио (счет по пальцам!), Никита (идеи цареубийства не была в обществе популярна) - впрочем, чтобы понять, что это они, надо упороться - а еще прочесать титры;-) Мелькает в угоду сюжета убиенный неходилец на площадь...
Где-то тут же флэшбеком появляется сама площадь, уже ночная и с ранеными, и их явно не 2000, как сейчас модно, а как-то реалистично, "по Каульбарсу".
Уже в камере, за деревянной стенкой, мелькает еще какой-то мифический северянин по имени Илья Фабер... После того, как меня сначала удивил неисторичный "плац-майор Аникеев", а потом его таки убил местный маньяк (хотя сам же у него жил, но это не из мести, просто припекло, плац-майор громко сношался с законной супругой) - так вот, после этого я стала подозревать, что мифический декабрист тоже не уцелеет, на горе своей мифической же супруги Аглаи Ивановны. И точно: его-то за доносительство никто не убьет, он, наоборот, получит помилование (ибо был на площади с полком и женой, но где-то не в каре, а так просто постоял, не спрашивайте;-) - товарищи по службе уговорят его вызвать на дуэль Бошняка, там он Фабера и убьет.
Словом, любопытно, что северное общество тут представлено какими-то мифическими толком незамешанными (и Никитой!), а от Юга упомянуты или мелькают Поджио, Давыдов, Лихарев... ну и, конечно, Пестель, куда ж без него!
Даже лично в третьей серии возникает, когда хронология уже вязнет где-то в лете, а сюжет от убийств переходит к Каролине и ее секретной миссии.
География Ю.о. - штука по-прежнему малоизвестная, поэтому там царит редкостная солянка: "у Пестеля" бывал и маньяк-Ушаков, и Каролина - а еще Пестель с ней танцует на каком-то балу, и его же друг - мифический декабрист фон Пелен (пока жив, но пошел на каторгу), который при этом служил на Кавказе и знал Ушакова... Я географическая карта, меня тут нет!
Каролина, кажется, выступает тут за полькое общество (ну, это, наверное, лучше, чем пьяный офицерик лицом в тарелку в Союзе Спасения-сериале, но все равно странно!), она говорит Пестелю: освобождайте, мол, Россию, мне достаточно Польши!
При этом решительно все, начиная от Пестеля и заканчивая влюбленным Бошняком - считают, что "потом" (ил уже прямо сейчас) оной Каролине нужно уехать за границу. Потом - это после чего? Видимо, после невероятно мутно проявленной истории, что Александра Первого, возможно, отравили. Возможно, Каролина и фон Пелен. Или нет.
При этом Пестель пишет на следствии фон Пелену записочку - мол, деятельность К.С. нужно скрыть и не упоминать среди членов Южного общества...
Опять ж, скажу. что несмотря на странный концепт, Пестель довольно приличен на вид, и говорит (его допрашивают в камере про всю эту мифическую историю) нечто странное, но любопытное и в целом для среднего Пестеля по ноосфере довольно человекообразно:
- Я не хочу быть правым, я хочу быть услышанным. Я действительно рассказал на следствии о многих, кого уважал и любил, их имена должны остаться в истории. Но сейчас, глядя на вас, мне приятно осознавать, что мое - единственного свидетеля - знание оборвет пуля или петля. Есть в этом какая-то поэзия.
То есть тут есть следы идеи "Пестель всех сдал" (нет, Майборода), идеи (кажется, Лотмана) "Пестель в допросах сразу говорит с потомками через голову Комитета" (нет, только в последнем, и вряд ли именно с ними) и что-то вообще невнятное в конце (и откуда он уже знает про петлю? книжку читал, не иначе!)... И кстати, даже в логике сюжета, почему он "единственный свидетель", если есть неисторичный фон Пелен?!.. Которого успели уже отправить на каторгу(!) и он идет на нее общим этапом, потому что "подвод не дали"(!!!)...
И да, кстати, если они таки травили императора, почему тогда общество к его смерти оказалось не готово?
То есть, повторюсь, в вымышленном напропалую и плоховато склепанном сюжете - немало любопытных достоверных деталей вокруг следствия.
После третьей серии я обнаружила в титрах строку "Консультант по эпохе - Ольга Эдельман", и поняла, откуда они все напАдали.
О.Э. работает в ГАРФе, она публиковала тот том ВД, который переписка Пестелей, а еще том очерков про них - и монографию про следствие, и при всех огрехах всего этого (а они есть, публикацию писем мы вот в итоге затеяли свою-электронную), в отличие от консультанта Союза Спасения, она совершенно точно не покидает пределов исторической науки.
Так что для декабристской темы в Цербере определенно есть кое-что любопытное: как я уже сказала, первая серия - ну и, пожалуй, начало третьей, где Пестель.
И вообще образ эпохи - мне кажется, колористика кадра не такая яркая, как в "Союзе", при этом, кажется, снималось все на натуре, как я понимаю, много что - в Питере, вычитала вот, что некоторая рядовая застройка - в Выборге...
Ну я плохого во всей этой истории то, что концепция 1) неисторичная (ну это особенность жанра, допустим) 2) местами нелогичная 3) начинает за здравие, а потом тонет в невнятице.
Возможно, будь она выражена более ясно, было бы и хуже: главный герой - доносчик, он романтичный, обаятельный и страдательный, другие доносчики - жертвы (пусть убивают их и не сами декабристы, но их скорбный на голову единомышленник), царь Александр - возможно, тоже жертва... Вот под финал Бошняк, укокошивший где-то на псковских просторах полицмейстера Фому Фомича, чтобы тот не арестовал Каролину, произносит монолог, из которого понятно: ("Это Пестель виноват!"(с)) это все декабристы отвечают за то, что он тут кого-то выстрелом убил, а потом камушком дорихтовал:
- Лихарёв и Давыдов. Те самые заговорщики, на которых я Государю перед бунтом донес. Теперь так: ....Лихарева к вечному поселению приговорили(?!), Давыдова - к пожизненной каторге. Помню, тем летом еще, когда они с радостью говорили, как южные поселения против государя поднимутся, как царская фамилия истреблена будет, я слушал, как должно, и чувствовал, как грех в меня входит... (Переворачивает недо-убитого.) У Лихарёва тогда уши покраснели от напряжения. Это тоже мой грех... Я все думал, что должно их на дуэль вызвать(?!), - (Начинает его додушивать) - казалось, что убьешь - и все... А грех, он, Фома Фомич, не отпускает, он повсюду... (вытирает ручки от крови) Грех убийства заразен: они убить только собирались, а я убью, Фома Фомич, принесу малую жертву ради большой, ради любви. Хороший вы человек, Фома Фомич... А я знаете, все какого-то счастья жду, ведь знаю, что его не будет... (Закрывает ему глаза шейным платком) ....и что свершиться этому нет никакой надежды. (Кидает в него булыжник.)
Но все это, по правде сказать тонет - то в красивостях, то в погонях, то в финальной невнятице. Вот, например, с Бошняком непонятно - это он с авторами считает? Или это он себя убеждает, а на самом деле "сам, все сам"? Внутри сюжета он пытается пожаловаться на себя Бенкендорфу и просит послать его в Сибирь (задел на 2й сезон? а и пусть бы! найдут и по Сибири хороших консультантов, будет нам хоть шерсти клок...)
Но тот говорит:
- Мы здесь историю вершим. Не просто так.
И уходит. Этот тоже говорит сразу с потомками, что ли??
И да, скажу для прояснения: Пушкин там есть, но в самом конце. С ним беседует царь Николай. Разговор на Камероновой галерее работает разговором в Москве.
Царь, кстати, визуально любопытный, без особого портретного сходства, зато явно попытка дать молодого-энергичного, какой он и есть к моменту воцарения. Есть, кстати, разговор его с генералами, где он цитирует Рылеева (ровно то же, что тот читал в Союзе - видно, там и подслушал;-) и говорит о способе будущей казни, что кровопролитие - это варварство, но самой казни потом так и нет. Зато на финале Пушкин (выглядящий так, как будто только закончил лицей) говорит еще один заумный монолог этого фильма:
- Бунт никогда не был мне близок, ваше величество. Бунтарям не нравились мои стихи(?!). Каждый товарищ мой советовал впихнуть в стихотворение больше свободолюбия, гражданской мысли... Мало кто понимает, что текст может иметь ровно столько свободы, сколь может вынести.
(Если не нравились, что же они их читали и переписывали, да и местный Ушаков вот... неувязочка!)
Царь канонично объявляет конец ссылки и набивается в личные цензоры, потом читает поэту свое собственное незаконченное нечто, про свою миссию (вообще в фильме есть несколько стилизаций под стихи той эпохи, звучащих вполне "в ней") и спрашивает: как закончить?
Радостный Пушкин многозначительно сообщает: "Тут, как ни закончишь, все успех" - и махая руками-ногами, бежит с галереи.
Конец фильма - и некоторое ощущение "что это было и ЗАЧЕМ".
Впрочем, что ввязалась смотреть - не жалею. По вышерассказанным причинам. Да и недолго.
А теперь - чуть слайдов.
Разное комитетское
Камера
Пестель в камере - и на балу с Каролиной