Sep 30, 2022 02:53
Архивный мемуар. А то давно не было.
Иногда архив показывает тебе козью морду - и не выдает, например, любопытный документ ровно потому, что ровно в ту неделю, что ты приехала, в хранилище случился ремонт и что-то временно забаррикадировано.
Ты добываешь доступное (не такое залихватское) и идешь смотреть описи. А оттуда на тебя смотрит уже целая Коза.
То есть, простите, княгиня Анна Андреевна Барятинская, год так в 1805 ругающаяся с Сенатом про какие-то свои имущественные дела (что, ЧТО такое "безденежная закладная"?!).
Анна Андревна, повторюсь, Барятинская, а не Ахматова, например. И что, ЧТО в таком случае ее имущественное дело поделывает в архиве Института Русской Литературы, да еще в таком фонде (это и не фонд даже, это Раздел. Раздел I. И никого не одел, похоже.), который попадает в каталог вероятностью 50% - т.е. либо попадает, либо не попадает. А фонд (Раздел!) огромный, в нем куча описей по буквам, только распределено по ним все... своеобразно.
Например, письмо Матюши Муравьева-Апостола другу Якушкину находится на букву Я, а не М. Потому что Якушкину. Письмо Матюши Нонушке Муравьевой тоже находится на букву Я. Видимо, потому что Якушкины передали (оно в описи где-то рядом).
А вот почему на букву П находится "Мазурка. Обрывок нот без подписи" или письмо Рылеева жене, я уже и придумать не могу.... (Чем-то мне это напоминает историю из змейского архива, что Никольскую церковь, "что на мху у пруда", надо искать на букву У. Потому что "У пруда".)
Причем вначале, когда описи заводили, в них наличное на каждую букву расположили более-менее по алфавиту (как они его понимали), а потом уже добавляли новое как попало. Мало того, добавляют до сих пор. Так что можно под конец описи увидеть, например, такое:
"Мельников Борис Евгеньевич. Как я дошел до жизни такой. Эссе. Принтерный вывод".
Сидишь и думаешь, что хочется писать аналогичное эссе, вопрос точно есть, с ответами как-то не очень. Но зато мне точно есть что делать в ИРЛИ, когда отыщется временная щель. В наше время, когда горизонт планирования в большинстве случаев давно упал и врезал по лбу, это уже кое-что.
князь-Шурик,
как мы их ищем,
Архивные Хроники