Вокруг Зерентуя. Театр и не только.

Nov 22, 2016 03:37

Эти истории я не записала до игры (точнее, записывала очень кратко в Дайри, в сообществе) - так что буду сейчас.
Это не про игру, а про ее историческую основу.

(Кратко и образно, что такое Зерентуй как событие 1828 г. 3 офицера восставшего Черниговского полка, попадают не под петербургское следствие, а под местное, в Могилеве - и это, товарищи, гораздо забористее. В итоге они идут на каторгу пешим этапом - год с лишним, они приходят и поселены, на самую обычную каторгу с уголовниками, но и особого надзора за ними более обычного нет (они, например, как многие каторжные, живут там в отдельном домике, сначала съемном, затем купленном). И вот двое из них, Соловьев и Мозалевский, наверное, и собирались вот как-то так жить дальше... а Иван Сухинов - нет. Судя по скорости действий, до идеи он доходит еще в дороге - в общем, месяца за два он собирает на каторге тех, кому предлагает бежать с ним, разоружив солдат и двинуться далее на соседние заводы и наконец на Читу - освобождать тех, кто там. Заговор выдан одним из задействованных строго накануне, следует местное следствие (наверное, по сравнению с ним, Могилев - это верх гуманизма). Из Петербурга за этой историей следят, шлют указания Лепарскому, которому утверждать приговор... Приговор от местного следствия - кнут (Сухинову - 400 ударов) и клеймо, Лепарский меняет эту архаику на расстрел. Сухинов, не зная перемены приговора, повесился в ночь накануне, его сообщники (уголовные) расстреляны, притом, что ружья не стреляли, а расстрельная команда не умела ими толком пользоваться... Соловьев и Мозалевский, по словам всех, кто под следствием - не знали, ни при чем, не участвовали - в итоге отправлены к остальным декабристам. Соловьев позже запишет кратко историю всю Сухинова - http://kemenkiri.narod.ru/gaaz/suhin.htm )

(И вот по этому зело оптимистическому сюжету мы играли... И то, как закончилось в нашей версии, в перспективе будет, гм, скорее всего тоже жесть, но другой марки. Но не об этом сейчас речь...)

Из вышедшего в процессе подготовки.

Люди из Читинского архива сделали у себя на сайте электронную выставку.
http://www.gku-gazk.ru/index.php/virtualnye-vystavki-i-prezentatsii/mozalevskij
Официально она посвящена конкретно одному из троих, Мозалевскому, но по факту включает документы о прибытии на каторгу всех троих - и об их общем имуществе. Включая книги. И вот книги - это отдельно интересная история... Не знаю привез ли такой груз кто-то из их товарищей по этапу... А у них на троих было:

"Книг печатных русских:
Часослов в 2-х частях - 1,
Новый Завет - 1,
Торжество Евангелия в 3-х частях - 1,
Церковные истории в 2-х частях - 1,
Духовное врачевство в 2-х частях - 1,

Сочинения Озерова - 1,
Евгений Анегин - 1
Модная лавка - 1
Роман на один час(*) - 1
О подражании Христу - 1"

Итого - Новый Завет, книги богослужебные и просто религиозные в несомненном большинстве (6 пунктов, 11 книг).
(Из книг надо будет заняться и опознать при случае все, кроме очевидного ("О подражании Христу").
Но к ним следуют неожиданные приложения...

"Евгений Анегин" (вот так некто Мелехин это записал!) - тут, как ни странно, тоже не все просто. Написано: книга одна. А поэма еще не закончена, выходила по главам, отдельными книжечками, за 1825-1827 как раз вышли три главы. Четвертая - пятая выходят в конце января 1828 г., они еще не могут к ним попасть за это время... (Черпаю информацию об изданиях тут).
Если это одна из трех песен, то какая? (Третья, напомню, заканчивается тем, что Татьяна, уже написавшая письмо, встречает Онегина... и вот потом будет его отповедь, но это уже в четвертой!). А может, какой-нибудь библиофил сшил под один переплет уже вышедшие две? три? песни - они ведь небольшого объема...
В любом случае, они еще не знают, что Онегин ответит Татьяне, что Ленский погибнет и что будет со всеми героями дальше.

А дальше внезапно начинается драматургия.
Крыловская "Модная лавка" - комедия. (Я сама ее еще не читала, надо будет это сделать! Но понятно, что о нравах.)

Переводной водевиль "Роман на один час", ныне заслуженно забытый - собственно, Читинский архив его не опознал по названию, написанному достаточно ясно. Я разобрала на меленькой картинке "на один час", пошла в каталог Ленинки - там выпала ровно эта одна вещь, вернулась к картинке - дочитала слово "Роман". Словом, поскольку, в отличие от Крылова, это изделие (50 меленьких страницы, 2 женских роли и одна мужская - дама, кавалер и горничная) не переиздавалось, то вот, держите, он нашелся в Гугль-книгах:
https://books.google.ru/books?id=VploAAAAcAAJ&printsec=frontcover&hl=ru#v=onepage&q&f=false
Количество действующих лиц наводит меня на мысль о чтении по ролям компанией из трех лиц, идущих на каторгу...

И трагедии Озерова. Он их написал пять, к этому времени Озеров давно скончался, а сочинения вышли одним изданием, правда, в двух частях...
Ну так вот, все или не все там было, но часть вторая с трагедиями "Дмитрий Донской" и "Поликсена" была определенно!
Потому что когда по прибытии на каторгу от них, как и от всех грамотных требуют дать образец почерка, написав стандартную фразу - "Должно Бога бояться, государя почитать и властям повиноваться. Писал (такой-то)" Соловьев и Мозалевский пишут, а с Сухиновым все понятно уже на этот момент, если присмотреться...
Он записывает:
"Счастливые сто крат, кто в неизвестной доле рождением сокрыт, свободен в своей воле и может чувствами души располагать".
Это, как видите, стихи. Это, кажется, "при мне" никем отмечено не было - так вот, это Озеров, из трагедии "Дмитрий Донской", фрагмент монолога этого самого Дмитрия.

...Озеров в свое время популярен необычайно, а сейчас это такая литература, которую,как говорится, можно читать только по приговору народного суда. Ну, или в силу большого интереса к предмету.
Я вот уже третью трагедию в итоге изучаю: из двух переводил отрывки на французский князь-Шурик, а эта попалась здесь.)
Это попытка говорить архаично, в которой, например, регулярно встречаются рифры на "туды" или "сюды". Просторечие = древность, но нынешние мозги так почти не выворачиваются. Это упоморачительные сюжеты формата "и так все умерли, а остальные пожалели"...
Вот вы например, что думаете о Куликовской битве как сюжете? Ну, военный совет там, как нападать и нападать ли, ну, интрига, кто выиграет бой, кто погиб, а кто нет...
Ну, и это все есть. Немного. А в центре - история соперничества вот прямо там, перед битвой Дмитрия Донского и какого-то князя Тверского за нижегородскую княжну Ксению (вы, может быть, хотите сказать, что Дмитрий уже женат? какая жена? какая историческая достоверность? у нас тут трагедия!):второму ее пообещали, а первого она взаимно любит. И в процессе большая часть князей чуть не уходит с поля боя, обвинив Дмитрия в самовластии...
Ну, в общем, дело в том, что если в 1807 году, после Аустерлица, выходит трагедия на тему "мы наваляем всем врагам, и наш государь - первым [да, он там лично Челубея убил, выйдя инкогнито!], много разных князей - это плохо, а один правильный государь - хорошо", и посвятить ее Александру I, то она обречена на успех. Потому что очень хочется навалять врагу.

...но в общем, Сухинов, наверное, пишет не о том. А примерно по прямому смыслу цитаты...
Но заметьте, он ее знает, так что книжку - читал! Не могу сказать "...чего и вам советую", но вот, историю рассказала.

С меня причитается вторая часть - про Зерентуй и штаны. (и вообще немного про вещи)

P.S. А теперь в Зерентуе стоит памятник Сухинову, советский, вот такой - а новости приносят историю, как прокуратура внезапно осознала, что памятник ничей, и хочет таки озадачить им местную власть... (Заголовок: "Прокуратура нашла бесхозяйный памятник декабристам в Горном Зерентуе"). В одной из заметок замечено прекрасное:
"Памятник декабристам Ивану Сухинову, Вениамину Соловьеву и Александру Мозалевскому установлен в поселке Горный Зерентуй в 1828 году." Кстати, памятник на фото какой-то другой... не два ли их там? (вот тут, мелкая картинка

Но вряд ли скоро кто-то из нас это проверит: помимо дальности, Эри и Кервен, побывавшие сим годом в Чите и Петровском, рассказывали, как, размышляя, не отправиться ли туда, поиском на "Горный Зерентуй" в Сети первым делом нашли "такой-то в Горном Зерентуе зарезал своего собутыльника", и поняли, что нравы почти за 200 лет мутировали крайне мало...
Ну вот разве что Озерова уже наверняка никто не читает!

культурный контекст, хорошая сторона Сибирь, однако театр, Архивные Хроники

Previous post Next post
Up