О разных тварях

Jul 08, 2016 14:28

Хочу все-таки поделиться с народом парой мелочей про "мир оборотней" (который альтернативный XIX век).
У меня не связные тексты, а пара кратких идей.

Одна - вообще не связана с конкретными персонажами.
Читала я как-то статью про рязанское дворянство в конце XVIII века. Вполне научную, весьма любопытную. В частности, получалось. что в Рязанской губернии, как-то в силу особенностей его освоения, было много мелкого дворянства. И даже ОЧЕНЬ мелкого. Собственно, автор кроме вполне употребительного термина "мелкое" выделял еще "мельчайшее" дворянство. Потому что если обычно рассматривают так: до 20 душ во владении - это мелкое и бедное, а дальше - уже что-то, то под Рязанью дело обстояло примерно так: если меньше 5 душ - это да, бедное, а если больше 10 - то это уже прямо-таки неплохо!..
(Там было еще эн веселых историй о том, как эти чудесные дворяне иногда беспосадочно мутировали в однодворцев... или заводских мастеровых, но к делу они строгого отношения не имеют.)
Особенно почему-то мелкотравчатостью отлимчался Пронский уезд, и для тамошнего мелко-благородного сословия был даже особый термин - "прончата".

...и подумалось мне - в реалиях мира оборотней. Ага, дворянство. Значит, звери (твари) - покровители есть. Но мелкое. И мельчайшее. Значит...

В общем, представилось мне.
Едет некий проезжий путешественник через город Пронск. Останавливается его экипаж на главной (и единственной, полагаю) площади, и спрашивает он какого-нибудь мимо идущего с базара поселялина: А что это у вас вокруг вон того красивого особняка такая туча насекомых вьется?
- А это, барин, - здешнее дворянское собрание. Господа гуляют, значит. Уууу, кровопийцы!

...и точно, кровопийцы, в самом буквальном смысле. Вот есть у кого-нибудь из них пять крестьян, - с них, значит, и питается в своем комарином облике...

Но опять же, возвращаясь к реалиям: есть у тварей такая штука как боевой облик. Обычного крупнее, действеннее, и вообще как-то... убедительнее.
Так вот, если вы думаете, что комар в боевом облике - это несерьезно... Я вам дам ссылочку, а если она когда станет нерабочей, наберите просто в поиске "Памятник комару, Ноябрьск". И оцените. ( http://pikabu.ru/story/pamyatnik_komaru_gnoyabrsk_1368564 )
Остается только выяснить, когда и как в земли нынешнего Ямало-Ненецкого автономного округа занесло кого-то из ближе неизвестных представителей пронского дворянства... И по какому поводу он там так капитально перекинулся. Может, это освоение Сибири было, например? И местные жители (и местные оборотни) надолго запомнили ЭТО, и не забыли передать потом пришедшим нефтяникам: мол, вы тут осторожно, а то - прилетит...

*

И еще одна идентификация, уже конкретная. (И даже не одна, и местами это такое узкоспециальное удовольствие смотреть картинки про малоизвестных исторических личностей).

Вот где мы берем, спрашивается, такую траву? Вестимо где - в исторических источниках! Вот кто бы мне еще сказал "Полина - Ундина"? Переписка ее родственников.
(Речь, соответственно, о Полине Барыковой.)

Есть у нее такое прозвище, по героине популярной тогда поэмы.
(И, кстати, к моему удовольствию, Бланш - это тоже прозвище по героине какого-то малоизвестного романа Вальтер Скотта, какой-то аналог Белой Дамы (и в википедической статье про роман совершенно сами сказали, что она похожа на Ундину) - что меня радует, потому что дама белая, видимо, по одежде, - и это, следовательно, не означает, что Полина светловолосая, а то это как-то плохо у меня в голове укладывалось... НО это тоже в сторону.)

..и есть очень яркий момент родственной переписки, когда они как раз обсуждают Ундину - нужно было переправиться через реку Мсту, по ней уже идет лед и есть шанс застрять надолго. пока не замерзнет. Но Полина предлагает переправиться, и стоит им начать, как утихает ветер и льдины идут более мелкие, - и они переправляются благополучно.
И Полина еще говорит - вот, если бы я была настоящей Ундиной, то позвала бы на помощь дядю...

У Ундины в самом деле в поэме есть один внятный родственник с "ундинской" стороны. В русском переводе Дядя Струй, в оригинале - как-то позаковыристей, но не суть.

И думаю я дальше. Матушка Полины - урожденная Олсуфьева, и ее брат, полинин дядя, Матвей Михайлович, много и осмысленно помогал своей племяннице. В общем, два дяди у меня тоже скореллировались. Остался вопрос, почему оборотни здесь берутся именно с материнской стороны. Не уверена, не могло ли это вообще встречаться у дочерей чаще, чем у сыновей, но тут еще подумываю - семья там фактически распалась, при этом отец ее повредился в уме (от того и распалась). Не может ли это быть связано - а то унаследуешь еще какую-нибудь сумасшедшую зверушку? (Кстати, понятия не имею, кто там у Барыковых. По ощущению, не хищник).

А дальше мысль моя пустилась в дальнейший галоп.
Ага, Олсуфьевы, сказала я. И неизбежно вспомнила читанный тут в два приема в последние несколько лет дневник некого Василия Дмитриевича Олсуфьева, те - довольно дальней родни, московского жителя, сослуживца князь-Шурика по гусарскому полку... (И это у него - "и жал ее ногу").
У него краткие записи с дневнике - куда пошел, что делал, но иногда из них как-то ярко видно происходящее. И видна Москва - где можно запросто пойти гулять в Кремль, а потом выйти на берег Москвы-реки и смотреть на закат...
Он вообще мирный и домашний юноша, его даже гусарский полк не испортил, его вполне устраивает спокойно жить в Москве, благо, и денег хватает...

И вот представляется мне очень ярко: Москва-река у Кремля, закат, лежит на мелководье такой русал, "смотрит в отдаленность" (это цитата) - и задумчиво помавает в воде хвостом...

Кстати, возвращаясь к Полине, то есть не совсем к ней, - совершенно независимо ведь от этого сформулировалось, что князь-Шурик - не просто ящер зеленый, но еще и водоплавающий... Так что могли бы вместе плавать в свое удовольствие... Может, где-то там в Твери и успели малость.
А вот.

князь-Шурик, ассоциативное поле, Полина Б

Previous post Next post
Up