На наш взгляд, едва ли не самое замечательное, что есть в Доберанском соборе - это деревянные скамьи для хора монахов, которым около семисот лет (дат. 1300-1370 гг). Как сказано в путеводителе, они так хорошо сохранились, потому что хор чередовался - раз все молились и пели с одной стороны, раз с другой.
И вот эта резьба - это что-то совершенно невероятное. Каждая розетка и завитушка на этой скамейке уникальна, ни одна не повторяет другую. Каждый резной лист хоть немного, да отличается от соседнего.
Поскольку глаза у нас сразу разбежались по листочкам и розеточкам, общие планы придется снова брать с сайта.
Вот, собственно, на боковых сидениях и сидели монахи, пели грегорианские песнопения.
(с сайта)
(с сайта)
(с сайта)
Да! На всех этих скамейках можно сидеть. Сколько захочешь.
Каждый листочек неповторим.
Самая интересная часть: боковые стороны скамеек.
Здесь тоже мистическая символика. Дьявол и волк - символы зла, но из них прорастают и попирают их хмель и виноградная лоза - символы жизни, отсылающие нас к лозе, которой увито огромное распятие в центре собора. Смерти не победить жизнь. Дьявол желает зла, но в итоге совершает благо.
(с сайта)
Лев под дубом
Монах и черт
Св. Бенедикт Нурсийский - основатель ордена бенедиктинцев и создатель монастырского устава и св. Бернар Клервоский - духовный отец цистерианцев.
Благовещение
(с сайта)
Пеликан - символ самопожертвования
Орел на вершине дуба - символ силы и власти
Так называемые сиденья первосвященников - места для монаха, диакона и иподиакона, проводящих мессу. Нижняя часть - XIV век, верхняя - реконструкция XIX века.
(с сайта)
Сиденья для герцогской семьи. Вот про них я не очень поняла: на сайте сказано, что они добавлены "в новое время", но деталей нет. Возможно, просто имеется в виду, что они не средневековые.
(с сайта)
Ну и напоследок выкладываю Марию - покровительницу цистерианцев. То, на чем она стоит, называется Leuchter, т.е., подсвечник, стойка для свечей. Деревянная фигура очень старая, считается позднероманской/раннеготической, предположительно вырезана ок. 1280 года. Первоначально она была центральной фигурой главного алтаря, но со временем алтарь переделали и добавили к нему реликварий (об этом немножко было в предыдущем посте), а для Марии примерно в 1400 г. создали вот такую стойку.
(Изображение из Википедии)
(c сайта)
Иконография такого изображения Марии как владычицы неба восходит к Откровению Иоанна Богослова, 12.1: "И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд".
В руках у Марии и младенца Христа небольшой сосуд, куда, очевидно, вкладывали гостию. На подставке записан текст "Аве Мария".
Еще разок даю ссылку на сайт монастыря:
http://www.muenster-doberan.de/ В следующий раз мы покинем монастырь и немножко прогуляемся по центру города. Думаю, это будет последняя подборка про Бад Доберан.