Критические отзывы о конкурсных рассказах

Feb 10, 2011 00:25

Каждый из трех судей конкурса рассказа "Полдень, XXII век" написал свой отзыв о каждом из рассказов. Вот они - вашему вниманию.



Кто может позволить себе судить конкурс фантастического рассказа среди ролевиков? Ну, чтобы судить рассказы, нужно кое-что знать о литературе. А чтобы судить ролевиков, было бы неплохо быть ролевиком. Итак: филолог-ролевик, просто филолог и просто ролевик судили конкурсные рассказы и оценили их следующим образом! Рецензии размещены не в порядке высоты их оценки!

Диана Совесть Токубаева, ролевик, филолог


Институт мира
Цельный и законченный рассказ. Автору удался основной образ - последний островок жизни в ужасном искалеченном мире. Очень эмоционально передано ощущение безысходности. К сожалению, избыток многоточий и стилистические недочеты создают впечатление бессвязности и непродуманности текста. Очень интересна личность главного героя - чувствуется, что это человек с непростой историей и не последнее место он занимает в этом институте, но он так и остается загадкой.

Они прилетели
Стилистика и сюжет рассказа достойны сериала South Park и выглядят достаточно оригинально. Но в целом, попытка развернуть анекдот до размеров рассказа привела к тому, что шутка выглядит не столь остроумной, как в более краткой форме. С другой стороны, нельзя не отметить, например, удачную остроту про китайского летчика. Очень образно и ярко описана Москва и ее обитатели, инопланетяне на этом фоне выглядят несколько плоскими и схематичными, возможно автору стоило уделить их описанию чуть больше внимания. И употребление именно ненормативной лексики в таком количестве ничем не оправдано.

Темнота
Удивительным образом автор воссоздал атмосферу Саракша , но сохранил собственный яркий и образный стиль, отличающийся от языка братьев Стругацких, но вполне соответствующий и подходящий этому миру. Замечательно описаны голованы, прячущиеся в темноте леса, и переживания главного героя, его сомнения, предчувствия, нетерпение и живой интерес. Чувствуется, что автор рассказа любит и мир, и героев, и выбранную тему.

Капитан Сирень
Очень красивый и образный рассказ. Продуманная композиция, грамотный русский язык - несомненные достоинства этого текста. Иногда недоговоренность кажется излишней, например, несколько неясен финал, но в целом впечатления это не портит. Зато мягкий и неторопливый тон придает описанным событиям особую драматичность и достоверность, верится в то, что действительно слышишь воспоминания очевидца о реальных событиях.
Автору можно посоветовать лишь чуть внимательнее отнестись к фактической стороне - например, невозможно почувствовать, что «руки прохладные», если беседуешь с помощью удаленной связи.

Покорители
Несколько сумбурный по композиции, но очень пронзительный текст. Яркие и живые персонажи, описанные буквально несколькими словами. Неожиданный конец, очень в духе братьев Стругацких. К недочетам текста можно отнести обилие многоточий, возникает ощущение неуверенности автора в том, как лучше закончить предложение или абзац. Зато к плюсам несомненно относится ответственный подход к матчасти и деталям.

Мы смотрим только вперед
Легкий, динамичный текст, в основе которого простая, но очень важная идея. Очень живые диалоги, но из-за отсутствия описаний не получается представить облик персонажей, поэтому они кажутся совершенно одинаковыми - жизнерадостные и бодрые мальчики-коммунары. И окружающая их местность тоже не складывается в цельную картинку - камень, дорога, жучок. Поэтому рассказ немного напоминает сценарий или пьесу.

Потоп
Очень непростые и обширные темы попытался охватить автор. Бог, Любовь, атеисты, взаимоотношения учеников и учителя. Раскрыть их полностью в рамках короткого рассказа довольно сложно. Замечательное описание дождя в начале кажется оторванным от остального текста, от не менее замечательного рассуждения детей о Боге. Текст распадается на части и не оставляет цельного впечатления. Тем не менее, это достойная попытка, которая может превратиться в нечто большее.

Алексей Лааахматый Кшнякин, ролевик, не филолог


Институт
Автору удалось создать яркую картину хрупкой скорлупки внутри погибающего мира. Уютное убежище Человека будущего от порожденных им же угроз. Рассказ, несмотря на продемонстрированную катастрофу, создает оптимистичное чувство. Люди работают над своими ошибками, ошибаются, исправляются и снова движутся к совершенству в их понимании.

Капитан Сирень
Человек будущего может быть и не согласен со сложившимся миропорядком. Человек будущего может встать против Человечества будущего. Живой трагизм разрушенной судьбы рождает нового героя создающего свой мир и свои законы. Человек вырываясь за общепринятые рамки, демонстрирует свою волю и силу управлять судьбой. Этим рассказ сильно выделяется среди других представленных на конкурс.

Мы смотрим только вперед
Лаконично изложенный рассказ. Заставляет задуматься над обоснованностью навязывания оптимального пути развития, который убережет от ошибок, которые молодая цивилизация возможно никогда не догадается совершить. Презумпция виновности общества находящегося на более низкой ступени развития подвергается сомнению. И эта интересная мысль, озвученная в ходе ненавязчивого диалога двух представителей Человечества будущего, делает рассказ ценным, актуальным.

Они прилетели
Рассказ пронизанный цинизмом и сдобренный матерными словами характерен для современной стагнации мечтаний о Человеке будущего. В повествовании продемонстрирована деградация пирамиды потребностей человечества. В условиях, когда первоочередными потребностями являются еда и кров, возвышенным грезам о контакте с иным разумом нет места. Когда мы перестанем мечтать, мы перестанем быть людьми.

Покорители
Трудно было ожидать чего-то иного в чрезвычайной ситуации мира Полдня. Рассказ долго подводит к ключевой точке принятия решения, раскрывая различные характеры Людей будущего. В одном они схожи, когда чаша весов дрогнет, они не пожалеют своей жизни для спасения людей. Рассказ полностью раскрывает внутренний мир человека ни на секунду не снимающего с себя ответственности за любого человека, которому он способен помочь.

Темнота
При всей любви к миру Стругацких, этот рассказ является красивым дополнением меж глав изданных книг. Рассказу не хватает самостоятельности, своей интриги. Автор в красивой форме обстоятельно раскрыл антропоцентристские противоречия внутри ксенологии мира Полудня. Глубокое понимание психологии Человека будущего изложено хорошим образным языком. Верю, что автор способен создать и интересный сюжет в декорациях любимого нами мира.

Потоп
Рассказ разделил человечество на Человека будущего и Ребенка будущего. Контраст двух миров на фоне эволюции понимания высших сил показал отчетливо и боязнь перед новым старого поколения и ответственность молодого поколения за страхи своих учителей. Дети все раньше становятся взрослыми. Если мир нацелен на расширение своих познаний, то каждое следующее поколение все с большей отдачей стремится использовать отведенное им время. Где же место детству? А оно есть, не такое как у родителей, не нужно этого бояться. Спасибо автору, может он и не вкладывал столько смысловых слоев, но рассказ несомненно заставляет задуматься.

Ольга Пилюгина, не ролевик, филолог


Капитан Сирень
Рассказ трагичный и трогательный, несмотря на мозаичность изложения. Он обладает важным свойством хорошего художественного текста - ничего не объясняя, а только показывая, передавать ситуацию, настроение, антураж, эпоху, в конце концов. Душу внимательного читателя греют тонкие нити внутренних аллюзий, самостоятельные метафоры и изящные конструкции.

Потоп
Несмотря на явную привязку к реалиям коммунистического будущего Стругацких, рассказ читается скорее как полемика с авторами. Типичный для Стругацких пафос темы «отцы и дети» разрешен с умным юмором. Стилистика выдержана достойно, а ирония сквозь нее подпущена удачно. Ну, а как краевед (вроде героини рассказа) могу сказать, что ситуация выглядит, конечно, неординарной и все-таки художественной, но вполне реальной (дети, они такие, могут).

Они прилетели
Свежий и реалистичный рассказ. Местами несколько «затянуты» и стилистически сбивчивы пейзажи и ретроспективы, но зато в основном читается с живым интересом и желанием узнать «а что дальше». С добротной иронией и слегка черным юмором выписаны персонажи. И совершенно субъективное, почему-то зацепившее: отличный последний абзац, на мой взгляд.

Темнота
Очень в духе оригинала, по-хорошему в духе. Читается как фрагмент из каких-нибудь хроник Саракша или «Жука в муравейнике», и хочется продолжения. Сочные, нетривиальные описания с мягким юмором передают характер и настрой героя. Это приятно и красиво. Отдельная благодарность за грамотность текста.

Мы смотрим только вперед
Рассказ настолько гладкий и прозрачный по форме и содержанию, что, признаться, не успеваешь ни за что «зацепиться». В целом свободно и легко написанный текст. И совершенно точно он был бы интереснее и полезен толковым мальчишкам 10 - 12 лет.

Институт мира
Ярко нарисована картинка института, видится фоновый содержательный слой, но сквозь недосказанность плохо прощупывается идея. Финал кажется очень уж открытым. Как помехи на мониторе сбивают с мысли стилистические, логически-смысловые и грамматические огрехи.

Покорители
Хорошая стилистика, конструктивность, но окончание так и осталось невнятным - рассказ потерялся. Поскольку тема не единожды поднималась в оригиналах Стругацких, содержательно рассказ звучит отраженно, а потому не очень самобытно. Но как апокриф вполне хорош.

конкурс рассказа

Previous post Next post
Up