Оригинал взят у
natartsв
Плачи: путь к радости Не так-то просто подступиться к боли, которая годами, а то и поколениями пряталась глубоко в недра души.
Человек стремится не чувствовать боли, поэтому научается обтекать её своим вниманием, чтобы не замечать и более-менее сносно существовать. Например, если поранен палец, то через некоторое время появится привычка к таким движениям, при которых боль терпима, а то и вовсе не заметна.
При сильной душевной боли и отсутствия в культуре общепризнанного средства эту боль прожить, отплакать, человек всеми силами пытается забыть, переключиться, не думать о грустном. Но, в отличие от пальца, глубокие душевные раны так просто не заживают. Изобретательный человек находит способы, чтобы заклеить душевную рану «пластырем», чтобы не смотреть туда. Он не ходит в те места, где всё напоминает о потерянном счастье, он избегает думать о тех людях,с которыми связана боль, он развлекается - читай отвлекается от боли - тешит себя мелкими радостями, чтобы хоть как-то ощутить, что всё не так уж плохо. Ему кажется, что боль утихает. Такие же «болящие» рядом «утешают»: «Не вешай нос, всё будет в кайф!»
Но боль просто всё глубже и глубже погружается, закрывается наносными защитными слоями, только бы ее не чувствовать. В результате закрываются все глубины человеческой души, ведь стоит возникнуть сильному чувству, стоит душе открыться, как защиту прорывает и становится опять больно. Но человек ведь ко всему привыкает,и он научается сдерживать душевные порывы, не пускать волну, не открываться душевно. Чтобы создать ощущение счастья и радости, веселится, развлекаясь. И на весь этот маскарад уходит просто уйма сил, внимания.
Эту привычку так жить усваивают - то есть делают своим - дети, и скрытая боль переходит в род тяжелым наследством, она никудашеньки не девается.
К счастью, есть решение: найти в себе силы, посмотреть в эту боль и ее отплакать. Возможно, не за один раз. Как слоями накапливалось, так слоями и уходит. Постепенно, чтобы хватало сил справиться. Как делали наши предки.
В нашей культуре были приняты плачи, причеты, причитания в тех случаях, когда мир менялся, а то и рушился, причиняя душевную боль. Были плачи свадебные, рекрутские, похоронно-поминальные. Плакали женщины, девушки, самые близкие родственники. В помощь им были вопленицы, плачеи, плакуши, которые помогали выпустить слёзы, слова, очистить душу от боли.
На вчерашней встрече, посвященной плачам по умершим родным, мы почувствовали, что плакать вместе, в безопасном пространстве женского круга действительно легче. Ощущается поддержка, общее признание горя позволяет легче войти в состояние, когда можно заглянуть в давно скрываемые болевые точки. Не все сразу смогли начать плакать, выпускать боль. В современном обществе, я так вижу сейчас, есть запрет на горевание. Видимо, чужие слёзы так бередят душу, что хочется поскорее их «выключить». «Не плачь, не расстраивай меня» - и ещё один ребёнок учится сдерживать слёзы и прятать боль глубже. У нас вполне позволена «сентиментальность», не возбраняется поплакать над книжкой или пустить слезу в кинотеатре. Это - пожалуйста. А вот плакать о серьезном ни-ни. Это звучало у многих вчера.
Тело настолько привыкло сдерживаться, что некоторым было физически больно плакать! На лице застыла маска, только губы дрожат и слёзы градом.
Когда я сама плакала, я почувствовала, как важно выговаривать именно вслух то, от чего больно, чего не будет больше никогда, ведь старый мир безвозвратно потерян. У меня отплакивалась потеря родителей, деток, мужа. Образы из прошлого опыта души, потому что в этой жизни все живы и здоровы, слава богу. Легче плакать с зажженой свечой, огонь очищает
Если плакать беззвучно, боль сложно выпустить, часто получается страдание и себя жаление. Если выговаривать, боль уходит, она воплощается в звук. Чем громче и протяжнее звук, тем легче боль уходит. Не зря раньше женщины завывали, а плачеи назывались вопленицами: мы слушали записи, и действительно плач при свежем горе скорее похож на вопль души.
Важным оказалось то, что при входе в состояние плача давно вроде отплаканное ощутилось болью. Видимо, просто слёзы уносят только часть боли, а проговаривание-причитание помогает освободиться глубже.
Конечно, за один раз отплакано не всё, душевной работы ещё много.
Но цель была достигнута: лица посветлели, глаза прояснились, душе стало легче и радостнее, пространство комнаты тоже стало менее плотным.
Я благодарна всем пришедшим за такую глубокую совместную работу.