Сразу скажу, я не профи, я просто математик (и логик) и долго искал непротиворечивый религиозный концепт. И, кмк, нашел его в Православии. Господь не обязан быть логичным, - это так, но мне было интересно восстановить его логику в этом частном случае.
Проблема теодицеи, вызывавшая особенные споры в католицизме, проста - если Господь такой всемогущий и хочет хорошего - с чего зло-то существует? Если Он не может зло истребить - не всемогущий, если не хочет - не такой уж он и хороший, фу на него! Логическое противоречие.
Как это противоречие разрешают в православии?
1) Мы все умрем и мир этот тоже погибнет, погибнет полностью, не останется ничего. Потому важно то, что вечная душа вынесет из этого мира в следующий, в «жизнь будущего века». Опыт души много важнее ощущений мирского существования, тяжело в ученье - легко в гробу.
2) Господь ведет нас по земной жизни как тренер по тренажерному залу перед соревнованиями. Бывает тяжко, но Его цель - максимально достойно подготовить тебя к жизни в следующем мире. Потом будет поздно, жабры перед попаданием в подводный мир нужно отращивать заблаговременно! Ад и Рай это одно и то же место, просто ад будет для тех, кто не научился.
3) Господь ведет каждого через его испытания, дав две главные заповеди (любви к Богу и ближнему как к самому себе), пример своей земной жизни, компас в виде Духа Святого, Писание и Предание как сборник реализации главных Заповедей в разных условиях для разных людей. Цель - не тупое послушание, цель - придти к Богу своим путем (потому и свобода), цель - стяжание Духа Святого, соединение с Господом.
Но что же делать с несправедливостью, которая творится в мире вокруг? И тут православие четко ограничивает свою область применимости. Оно не про устройство мира и не про суд над Богом - оно про то, что мне делать сейчас и здесь для спасения души в будущем мире. Такой вот активный солипсизм - видишь несправедливость - иди и попробуй исправить. Словом, делом, молитвой - важно стремление!
Из вышесказанного прямо следует известная святоотеческая формула: «Всегда радуйтесь, за все благодарите, непрестанно молитесь!»