Чтобы не забыть

Jun 28, 2015 16:52

Это название поста Проф. Ван Кревельда, посвященного фильму "За порогом страха". Фильм выдающегося кинодокументалиста Герца Франка и его ученицы Марии Кравченко, фильм о семье Игаля и Ларисы Амир и, понятно, сразу вызвавший огромное количество ругани, чуши и глупостей в свой адрес. Формулировки Ван Кревельда - точные и глубокие - стоят того, чтобы их внимательно прочесть и жаль, если они затеряются на этом фоне. Ниже (прошу прощения, непрофессиональный) перевод заключительной части его поста.
Кстати, билеты на фильм я заказал сегодня. Фильм демонстрируется 8 июля, в 19.00 и 21.00 в Иерусалиме, в зале Мишканот Шеананим. Название на английском: “Beyond the fair”

"... И еще фильм показывает его жизнь в тюрьме. Особенно трогателен эпизод, где он по телефону читает сыну сказку. Когда ребенок спрашивает, почему он в тюрьме, Амир отвечает - это потому, что я сделал что-то запрещенное законом. На мой взгляд этот человек герой. Человек, который не позволяет силе обстоятельств сломать его, но делает все возможное, чтобы преодолеть их. При этом думая все время не только о себе, но и о других.

Это рассказ не только об Амире. Речь идет о свободе. Не о внешней свободе, которой у Амир нет и, вероятно, никогда не будет, но о внутренней свободе. Ни разу за целых двадцать лет, прошедших с 1995 года, Амир не сказал, что сожалеет о том, что сделал. Ни разу не извинился, ни разу не распинался, ни разу не попросил пощады. Но сохранил при этом самое главное в жизни - внутреннюю свободу. Право быть тем, кто он есть, не спрашивая ничьего разрешения.

Лауреат Нобелевской премии писатель Александр Солженицын писал о Сталинском СССР, что только жители ГУЛАГа могли пользоваться в нем свободой. В современном Израиле (и не только в нем, хотя это и другой вопрос), слава Богу, не так плохо. Однако, как показывают дискуссии о фильме - достаточно плохо. Что на самом деле сводит людей с ума из-за Амира, это не то, что он сделал. А факт, что он своим мужественным поведением,  показывает своих тюремщикам, полиции, службе безопасности, судебной системе, Государству, большинству израильских политиков и большим частям израильского общества, что они не имеют никакой власти над ним.

Я сам ни религиозен, ни сторонник "Великого Израиля". Я безусловно не оправдываю поступок Амира. Но я думаю, что мелкие злоупотребления, к которым прибегает государство с помощью судебной и пенитенциарной системы, постоянно подвергая им Амира, должны прекратиться. Ведь кровь Рабина не краснее чьей-либо другой. И, следовательно, Амир должны рассматриваться как и любой другой осужденный убийца. И это должно включать в себя возможность досрочного освобождения. Что в Израиле, как правило, предоставляется после двадцати лет.

И последнее, но не менее важное: я полагаю, что в определенном смысле существование таких людей, как Игаль Амир (имя, кстати, означает "тот, кто искупит") является благословением для общества. И не только для израильского общества. Потому что в мире, где свобода слова, самый элементарная из свобод, ограничивается день за днем, он один - человек, который, несмотря на все страдания, свободен и удерживает свободу для нас  так, чтобы мы видели".
Previous post Next post
Up