Балашихинские ЧМЭ2
Ранним утром когда сонные жители подмосковной Балашихи едут на работу, спешат на электричку до Москвы, а мамы ведут детишек в детский сад,утреннюю тишину нарушает гудками и тарахтением дизеля тепловоз, этот старенький но шустрый локомотив пробираясь сквозь заросли деревьев и высокой травы,вывозит огромные емкости на многоосных вагонах-транспортерах на станцию, подав гудок на переезде все вокруг останавливаются, оживленная Советская улица замирает,люди и автомобили, пропускают могучую машину с многотонными вагонами. Люди проходят мимо не обращают внимания на этот редкий локомотив,они с восхищением любуются на дорогие автомобили, которые проносятся мимо, и спешат дальше по своим делам. А ЧМЭ2 которому уже больше 50 лет, Не смотря на свой преклонный возраст шустро тягает составы, а работа у него не легка, вагоны-транспортеры с огромными емкостями, цистерны с разными газами,Постоянно и не спеша выполняет свою тяжелую работу уже пол века.
Хочется рассказать о железной дороге завода Криогенмаш, тепловозах
ЧМЭ2-128
ЧМЭ2-211
и ЧМЭ2-442
которые уже отметили свой 50-ти летний юбилей, без которых не представляется железная дорога Балашихи, и о людях которые пол жизни проработали бок о бок с легендарными машинами,не расставаясь с ними по сей день.
Стране, превратившейся в огромную индустриальную стройплощадку, требовалось большое количество продуктов разделения воздуха: кислорода - для сварки и резки металлов, азота - для синтеза аммиака и производства удобрений. В результате тщательного поиска была выбрана территория подмосковного города Балашиха.
Близость к Москве (двадцать четвертый километр Горьковского шоссе) и наличие железнодорожной станции определили место будущего криогенного центра СССР. В мае 1945 года ,начато строительство Балашихинского машиностроительного завода (БМЗ) - первенцев криогенной отрасли страны, завершение строительства и ввод в эксплуатацию производственных
мощностей завода произошли в 1949 году, который по праву является годом рождения.
НПО "Криогенмаш”, Большие объемы производства выпускаемой продукции требовали решения вопроса его вывоза, и поэтому железная дорога была построена и запущена сразу с открытием завода.История Криогенмаш связана с участием в программах и проектах государственного масштаба. Внедрение кислородно-конвертерного способа выплавки стали и развитие большой химии,
создание крупных систем заправки ракет жидкими криопродуктами на космодромах страны и за рубежом. Железная дорога - главная артерия по которой вывозилась готовая продукция, завозились материалы,да и создания всей выпускаемой продукции не обходилось без нее, завод связала железнодорожная ветка от станции Балашиха.В те далекое годы на путях Криогенмаша работал паровоз 9П, был паровой кран, с появлением тепловозной тяги паровоз 9П сменил мотовоз, название не известно, машинисты помнят что он был собран из разных частей и с захаровским двигателем.
Сила тяги двухосного мотовоза была совершенно недостаточной, так как производство увеличивалось и требовали более мощного локомотива, В скором времени было принято решение о покупке нового тепловоза,им стал ТГМ23, с более мощным двигателем, проработав долгое время он был продан в Электростальское ППЖТ, а в это время с Людиново ждали новый, более мощный четырехосный локомотив, в марте 1975 года на завод прибыл новенький ТГМ4-432. Проработал он на заводе 4 года, объемы перевозок и вывозимых тяжеловесных вагонов транспортеров требовали более мощного тепловоза,этим тепловозом стал ТЭМ2М-021
который пришел на завод с Брянска.ТГМ4-432 долгое время стоял на заводе, а потом его продали. ТЭМ2М хорошо справлялся с работой,но пути на заводе не были приспособлены под шестиоссный локомотив, и довольно часто были сходы с рельс, этот локомотив тоже не прижился на заводе, так же как ТГМ4 много лет простоял без работы, в 2005 году его продали.
Еще заводе был ТЭ6-15-1049
Источник http ://www.parovoz.com
Автор Владислав Е. Лавров
информации по нему крайне мало, но машинисты немного рассказали о нем.
Это тепловоз-электростанциия, созданный по заказу Министерства обороны на базе ТЭ2, первого советского серийного грузового магистрального тепловозa.в 1952 году Харьковский завод транспортного машиностроения создал односекционный четырёхосный тепловоз-электростанцию серии ТЭ6, удовлетворявший требованиям защиты от факторов поражения ядерного взрыва. Это был локомотив, не отличающийся от секции тепловоза ТЭ2 по тяговому оборудованию, форме кузова и конструкции тележек,но имевший тяговый генератор,который позволял получать переменный ток. На заводе говорят что этот тепловоз прибыл в двух секциях, для работы с кислородными поездами.Кислородный поезд - состав из цистерн с водородом, кислородом и азотом для отечественных стартовых комплексов ракет-носителей «Зенит», «Союз», «Энергия».
На этом тепловозе работал машинист Марковкин Е.В. который возил кисородные поезда, с завода на станцию Балашиха.
Когда отменили кислородные поезда, одну секцию куда-то отдали, а другую оставили для маневровой работы . Машинисты рассказывают что машина было не плоха в маневровой работе,сильная и маневренная.
Позже ее оборудовали специально под маневровую работу, повесили прожектор назад, так как часто приходилось
ездить задом, но опытные машинисты легко справлялись с работой. Судьба ТЭ6 печальна, много лет он простоял на заводе, медленно но верно его разбирали на винтики, в 2005 году внутри уже ни чего не было,ни дизеля ни генератора, только пустой кузов, разбитый пульт управления и два ржавых сидения.В 2006 году редкий и уникальный ТЭ6 безжалостно был порезан вместе с жд краном и ЧМЭ2 который служил донором для остальных тепловозов.
В конце 1980-ых годах на завод Криогенмаш пришел первый тепловоз ЧМЭ2, он был ранних номеров, на тележках пенсильванского типа.
А начиналась все в те далекие годы когда красивый Чешский тепловоз ЧМЭ2 пришел покорятьстальные магистрали СССР, удивляя современным для того временем дизайном, удобством, отправляя паровозы на покой. ЧМЭ2 - это чехословацкий маневровый тепловоз с электрической передачей второго поколения, строились с 1958 по 1965 год, для СССР их было построено 522 штуки, тепловозы начали списывать с баланса МПС в 1986-1988 годах. В это время на завод поступили еще три тепловоза
ЧМЭ2-128, ЧМЭ2-211 и ЧМЭ2-442 которые шли под списание в депо Люблино и Москва-Сортировонаая, купив их, тем самым дав им новую жизнь. Жизнь эта была более спокойной в отличии от напряженного круглосуточного графика на путях МПС.
Тепловозы хорошо себя показав, оправдывая поставленные задачи перевозок остались работать на заводе на многие десятилетия.
Когда-то среди зелененьких ЧМЭ2 был ЧМЭ2-211, который был покрашен в синий цвет, в заводской окраске он был зеленым, но на заводе его покрасили в синий,
что придавало ему изюминку в отличии от зеленых собратьев, всегда чистенький и ухоженный, не смотря на свой не малый возраст, жаль что он попадался так редко, числился в запасе. Не передаваема была детская радость от увиденного вновь "сиеннького" который выезжал на станцию. Подав громкий гудок он проезжал переезд и останавливался, скрипя колодками,
ждал когда станционный ЧМЭ3 подаст вагоны.Стоя рядом с огромной машиной ощущаешь ее могущество, огромной, мощной и красивой, он заставляет не отрывая глаз любоваться им.Прицепив вагоны он не спеша но с легкостью сдвигает с места тяжелый состав, набирая скорость уезжает на завод, и уже далеко слышны его гудки, и опять мечты о новой встрече с ЧМЭ2-211.
В юном возрасте желание увидеть тепловозы которые скрываются за высоким забором было настолько сильным, что пришла мысль проникнуть на завод. Был Теплый летний вечер, я зашел со стороны леса, идя по тропинке казалось ощущался запах тепловозов, забор преодолел легко, и вот огромная территория завода, на которой где-то стоят тепловозы, выйдя на рельсы пошел куда глаза глядят, подъездных путей было много, казалось им нет конца, на некоторых стояли целые составы платформ, в основном двухосные. Пути уходили за ворота огромных цехов, Мне было даже не до страха что поймает охрана, рабочий день уже закончился, все люди разошлись по домам, а огромное производство как бы замерало, но мысли только были о скорой встречи с локомотивами.Наконец выйдя к ним от радости захватило дух, в сцепе стояли ТЭМ2М-021, ЧМЭ2-442, ЧМЭ2-128, ЧМЭ2 ранних номеров который уже был донором и красавец ТЭ6-15-1049, уходить не хотелось,но облазив их, нужно было идти к "лазейке", впечатления от увиденного еще долго не покидали.
Криогенмашевские железнодорожники активно оказывают всяческую помощь за пределами завода, сколько раз ЧМЭ2-442 приезжал на подмогу ЧМЭ3Т-5087 который работает по станции, аккумуляторная батарея у него была слабая, бывают заглушат а запустить уже не могут, а работать нужно, вот и вызывали на подмогу ЧМЭ2, чтоб "прикурил".
В 1995 году на подъездном пути ведущем на растворно-цементный узел, с рельс сошло 10 полувагонов с щебенкой, зрелище было ужасное, вывернутые рельсы, перепаханные с землей шпалы, и груженые полувагоны которые зарывшись в землю, стояли на боку. Пока ждали восстановительный поезд с Люблино, ЧМЭ2 уже спешил с железнодорожным краном, грейферным ковшом выгружали щебенку из вагонов чтоб затем поднять их, работали до поздней ночи,и еще весь следующий день
Не редко ЧМЭ2 выезжал на подъездные пути, так как станционный ЧМЭ3 был на ТО в депо Люблино, а вагоны простаивали,
опять выручали Криогенмашевцы, подавая вагоны на предприятия в срок, избегая простоев.
В начале 2000х ЧМЭ2-442 обслуживал нефтебазу которая была на территории вч 13815
http://kela442.livejournal.com/?skip=10#post-kela442-4497 у военной части были свои тепловозы ТГМ23Б и ТГК2, но с огромным количество цистерн которые шли на нефтебазу они не справлялись.этот подъездной путь шел около километра через красивейший лес
грузопоток на нефтебазу был такой что бывало порожние цистерны оставляли в этом лесу, так как на станции не было места.
Почти каждое утро можно было слышать гудок ЧМЭ2 на переезде через улицу Орджоникидзе, его гудки будили весь поселок, пробираясь сквозь тишину ЧМЭ2 тарахтя скрывался в лесу.
Последний раз ЧМЭ2 ездил в военную часть 13815 в 2005 году, потом нефтебазу закрыли, а в 2010 военные вывезли свое имущество, ТГМ23Б и ТГК2 порезали
железнодорожную ветку разобрали а военную часть снесли, на ее месте построен микрорайон Авиаторов.
Зимой после обильных снегопадов выезжал ЧМЭ2-128 со щеточным снегоочистителем на базе двухосной платформы, интересно было смотреть как ЧМЭ2-442 трудиться на маневрах, а в это время ЧМЭ2-128 со снегоочистителем очищает путь от снега. Сейчас снегоочиститель стоит на заводе много лет без работы как и ЧМЭ2-128.
На тепловозах нет современного оборудования, системы бдительности, только старенькие приборы и опытные машинисты среди которых Волков Владимир Ефимовоч и Майоров Евгений Иванович,
Которые умело справляются без ноу-хау, только рации и сигналы руками, проработав по 40 лет эти замечательные люди трудятся до сих пор, ЧМЭ2 содержатся в отличном стстоянии, всегда чистые и ухоженные. Волков В.Е. и Майоров Е.И любят свою работу и старенькие ЧМЭ2 для них стали лучшими друзьями, о которых они заботятся, относятся как к машинам у которых есть душа, история, память. Несколько раз заходила речь о замене тепловозов, но машинисты всячески заступались за сохранение их, конечно на новом локомотиве работать одно удовольствие, но ЧМЭ2 для них стали не просто надежной машиной,а за 40 лет,
они стали проверенными и надежными друзьями, которых не возможно променять, бросить, машинисты говорят что они не заменимы.За долгие годы на заводе поработало много разных локомотивов,но только ЧМЭ2 прижились и остались на заводе на долгие-долгие годы, которые оставляют позади огромную историю и память.
Сейчас на заводе остались ЧМЭ2-442 который в 2009 году прошел капитальный ремонт в депо Люблино, каждый день в Балашихе слышны его гудки, он все так же шустро выполняет свою работу
ЧМЭ2-211 прошел ремонт в депо Москва-Сортировочная, и стоит в резерве на заводе
Но вот судьба
ЧМЭ2-128 плачевна, он стоит один в темном, сыром цехе, служит донором для ЧМЭ2-211 и 442, работать он уже не будет, но он еще пока жив.
Есть два железнодорожных крана,
но они стоят без работы, и шеточный снегоочиститель сделанный на базе двухосной платформы.
Сейчас работы на заводе не много, нет таких объемов выпускаемой продукции как раньше, но работа идет, еще ЧМЭ2 помогают с вывозом вагонов с соседнего Кислородного завода, у них есть свой ТГК2
но он работает только по заводу, подавая под заправку сжиженными газами цистерны, а уже эти цистерны на станцию вывозит их ЧМЭ2-442, цистерн приходит много, поэтому можно часто наблюдать как ЧМЭ2-442
вывозит их на станцию. О ЧМЭ2 можно рассказывать много, но нужно увидеть их в живую, прикоснувшись к ним погрузиться в огромную историю легендарных машин, которые работаю по сей день, не смотря на большой возраст.
Хочется сказать машинистам огромное спасибо за свой вклад и пожелать здоровья, а тепловозам ЧМЭ2, чтоб каждый день нарушая тишину ЧМЭ2 они работали, доказывая свою не заменимость, что еще рано в отставку, и готовность еще долгие годы верно служить человеку.