Год назад мне один яркий северный друг написал: «... То, что в центре строят 10 человек за деньги в течении нескольких дней, здесь собирают 2 помора за несколько часов и за идею...»
Подтверждаю фотодокументально! Теперь я могу сказать - видела своими глазами!
«... Просто все и нехитро, но как нарядно! Простая снасть топор, но в умелых руках всякое дело родится красовито. Неправильно говорят, что, например, живописец - это художник, а плотник, столяр - это просто рабочий.
Живописец что сдумает, то изобразит краской, кистью. Можно сказать, что живописец думает кистью.
То же можно сказать о плотнике. Плотник что задумал, то сделает топором. Отсюда и пословица: «Плотник думает топором».» (Борис Викторович Шергин)...
Итак, вятско-московский чайный пилигрим подвизалась участвовать в создании
арт-фестиваля «Тайбола» а так же в его посильном украшении этим самым «арт». Задачи: построить скульптуру-арт-объект, по мере сил помочь со строительством Чайной, на пару с северным чайным коллегой напоить на фестивале всех желающих хорошим чаем и провести мастер-класс-беседу об основах чайной культуры и чайных традициях мира.
Точка сборки этого года - необитаемый остров Марилов в Холмогорском районе - рукой подать до родины Ломоносова Михайлы Васильевича. Мечтала побывать на его родине? - получай: тропы сами легли на берега поющих песков, омываемые Северной Двиной.
«Тайбола» как явление, настолько многособытийна, многозадачна, многопланова, что можно было бы написать много репортажных букв, описывая процессы, объекты, этапы, детали, просто описывая даже одно небольшое пространство деятельности, доверенное мне... Но я тут о другом письмо скажу, даже не о любимом фестивале, а о принципе, качестве: мне хочется сказать о некоторых качествах людей. Местных, северных... На фоне «неместных».
Как художнику, всегда было интересно видеть разных людей. Довелось пожить в городах разного «калибра» и областей да ещё в обычной деревне детству порадоваться. Нынче мои тропы пятый год тянутся через Москву.
Не самый политкорректный «фон» для примера возьму, но из песни слов не выкинешь, и, как говорил Воланд, «факт - самая упрямая в мире вещь»: 20 деревянных деталей-брёвнышек команда строителей «из центра» (см. первый абзац) собирала два с половиной дня (при этом пришлось и учить подходящие деревья выбирать, не убивая живые и сильные, и истерику послушать, и чертёж перекроить, потому что «да-куда-ж-ты, %*...#&!», и искать временную замену на поле, потому что кто спал, кто кофе ещё не пил, кто не покурил, ... и остаться благодарной всё равно, ибо чертёж всё равно был осуществлен на деле, а я приобрела опыт индейской хитромудрости в переговорах, навык варки каши из топора и обновила умение делить слова на 8).
Команда строителей «2 помора» за 10 минут сообразила идею необычного дома в азиатском духе да чтоб крыша не как у всех, за пару часов добыла с десяток отличных брёвен, не тронув ни одно живое дерево, за два дня построила с шуткам да прибаутками нарядный дом о восьми столбах с художной крышей, что хоть жить оставайся... Ну вот так вот. Мне, художнику, ваявшему рядом, было счастье видеть подход, умелость и расторопность в деле северных людей... Напомню, что 5 лет перед моими глазами в основном Москва. Ну и здорового доброго чувства юмора поморским строителям было не занимать. Хохотала от души, щитовидную железу прочистила на год вперёд!
Вот какие два контрастных опыта сотрудничества подарила Тайбола. У меня есть тихая надежда, что всяк приезжающий на русский север «из центра» засунет в оставит дома привычные ему веру в свою всеосведомлённость, веру в могущество всеоснащённости и систему координат жителя большого города и догадается переключить режим «хозяина положения» на благодарного гостя. Есть чему научиться в этом краю у природы и её людей. Приедете со своим уставом, только людей насмешите. Правда, вам этого не покажут. До поры до времени.
А выстроенную Чайную завершали художно-красовито уже всем миром - Саша Менухов (наше художественное Всё), студенты его, я лапку приложила, и ещё кто-то добрый приходил помогал... Вот такой у нас чайно-поднебесный Тибет получился! Гости в очередь к нам вставали!
И ещё несколько зарисовок про «два помора»:
Тут тебе и юрта, и яранга с очагом, и драконы со всей семьёй Одина...
Глаз моего арт-объектового Феникса - старый поплавок с рыбачьей сети из деревни Верхняя Тойма. А вот приладить на место - мне высоко. Все при деле, надо кого-то звать, отрывать от задач.
И вновь пример простой взаимовыручки без лишних слов - Юра шёл мимо по своим делам, понял, ещё до моих рассказов, что я не доделала и на помощь не успела никого позвать, и просто сказал: «Вот сейчас и повесим! Так?.. Клюв? И клюв сделаем!».
Так Большая Птица и ожила.
Так же было и с Чайной, когда одного из строителей, Алексея, попросили помочь в неотложном деле лодочника, требующего выносливости и знания дела, на несколько часов, и строительство остановилось за день до начала фестиваля. Юра, выслушав моё беспокойство, просто куда-то ушёл, ничего не сказав. Через полчаса Чайная продолжила строиться полным ходом - Юра сменил Алексея на посту да так там и остался дальше трудиться.
Описывая северян, часто говорю о двух качествах - простота и выдержка. Вот так, без лишних слов, споро, терпеливо и основательно делаются дела их... Запрягать могут долго, но едут всегда быстро. Эх, поучиться бы нам, «из центра», такому...
Ну и ещё один эпизод. Зашла в гости к местным ребятам, изучающим боевые искусства. Сидят они в своей яранге на фестивале возле очага. Крепкие ребята, упакованы - хоть сейчас в поход по глуши. Глаза спокойные, речь бесхитростная, разговоры простые и неболтливые. И вот такие бравые ребята начинают у костра читать стихи. Наизусть. Лермонтова... Ну не победить эту страну!
Конечно, не всех под одну гребёнку, конечно, и среди людей из центра я встречала таких, с которыми эту страну не победить. Пожалуй, именно словами одного из них, моего друга
mikola_otamisao, о северных людях я и поставлю пока многоточие в этом бесконечном письме портретов людей...
«... Здесь, на гиперборейском пороге, повсюду царит дыхание Арктики. Здесь непривычные ритмы стихий и непредсказуемый норов туч и ветров. Здесь короткое, беглое лето дарит богатства так много, так щедро, как способен лишь Север. Здесь люди синеглазы и откровенны, они в веселье подобны горячему пламени, а в ненастье грозны и жестки, как лютый шторм...
В какой же из миров теперь возвращаться?»
Click to view