Градоякутский собор

Jun 18, 2016 18:16

 Мало кто знает, что в Якутске сохранился кафедральный собор 1708-1728 годов постройки.
Собор был построен двумя мастерами - уроженцами центральной России - которые незадолго до того трудились в Тобольске. Закладка произошла 27 июня 1708 года.



В течение последующих двухсот лет здание расширялось и перестраивалось. Строго говоря, в 1728 году был закончен только четверик с алтарем. Только ближе к середине XVIII века к нему была пристроена трапезная, затем северный придел, потом - южный, затем здание трапезной было надстроено (хотя может это произошло и до южного придела), протом пристроили притвор, затем притвор расширили и пристроили западное крыльцо.



Композиция собора окончательно сформировалась к 1910-м годам.
Конечно, в художественном отношении, храм получился не супер. Но, тем не менее, это очень интересный памятник, построенный на вечномерзлых грунтах.



В 1930-х из храма сделали Театр эстрады. Главы снесли, здание обстроили двух-трехэтажными объемами, приделали портик.
В трапезной устроили зрительный зал, в четверике - сцену.
Что интересно, фигурную кровлю четверика сохранили, увенчав бельведером.



В 2014 году после передачи здания церкви, храм очень грубо освободили от поздних пристроек. Разобрали все окружающие объемы, ну и все такое.
После столь масштабных работ памятник стал выглядеть вот так:



Такое вмешательство, конечно, плохо отразилоось на состоянии собора. Но с другой стороны, все исторические конструкции стали доступными для изучения.
А здесь много интересного. Самое ценное - сохранившийся четверик 1708-1728 гг.



Но обо всем по порядку
Градоякутский собор - храм типа "четверик с трапезной, приделами и притвором". Сооружение имеет очень сложную строительную историю. Каждый объем построен в свое время. Трапезная сначала построена, потом надстроена, северный придел, по подозрениям, конкретно перестраивался.
Вот обмерный план:



Первоначальный алтарь не сохранился. Как сказано в источниках, после одного из землятрясений он пришел в такое состояние, что в 1854 г. пришлось его разобрать и построить новый.
Как видно, существующий алтарь не следует новому даже в плане. Тот, скорее всего, был трехлепестковый.
На фасадах алтаря вокруг окон сохранились следы классицистических наличников, срубленных, как думается, уже в после 1917 г.



но внутри, на стене четверика сохранились древние ниши, а главное - следы свода!



Четверик под сомкнутым сводом. В свод вделаны советские конструкции под сценическое оборудование. Есть несколько более или менее серьезных трещин, в остальном же все нормально.



Прочие объемыне имеют и никогда не имели сводов.



Вот чертеж



Хотя, возможно, трапезная, до того как ее надстроили в 1-й половине XIX века, была все-таки со сводчатыми потолками. Да и то вряд ли.



О том что трапезная была ниже, нам говорит вот эта картинка. Обратите внимание на пятиглавие: совсем другое, в стиле сибирского барокко.
Неизвестный художник, около 1800 г.


К сожалению, все это уже кануло в Лету и вряд ли удастся достоверно реконструировать.

На южном фасаде сохранились следы суперских наличников, срубленных когда-то в XIX в.



Вот завершение наличника:



А вот "серьга" его нижней части.
Декор классический, будто мы не в Якутии а где-нибудь в Ярославле или под Косторомой:



Наличники посильно обмерены



Примерно так они должны выглядеть



Вот южный фасад целиком



Четверик первоначально был увенчан кирпичным карнизом с бегунцом:
Потом, при перестройке верха, надложили три венца бревен с деревянным карнизом, имеющим сильный выступ.



На северном фасаде четверика даже есть кусочек портала



Северный фасад целиком:



Но самое крутое - деталь на северном приделе.
Это выложенный из кирпича ромб, смахивающий на декоративные мотивы сибирского барокко:



Эта деталь совсем не вяжется с достаточно примитивной архитетурой северного придела.
Думается что северный придел был уже обдин раз сильно перестроен. .
Он и сейчас в аварийном состоянии. Повидимому, с самого начала были плохо заложены фундаменты.



Архитектура прочих объемов достаточно примитивна. Типичное окно.
Обратите внимание на мощную перемычку, пяты которой выдаются далеко за границы окна. Дело в том, что окна имеют широкие рассветы, и чтобы не усложнять кладку, мастера делали перемычку сразу так, чтобы она равнялась ширине окна вместе с рассветами:


Бонусом парочка чертежей проекта реставрации




Между прочим, по соседству с собором было здание воеводской канцелярии. Оно построено даже на пару лет раньше храма но из-за вечной мерзлоты и отсутствия ухода к 1990-м пришло в полную негодность. Тогда же ее и разобрали.

Previous post
Up