Всякий, у кого есть библиотека и сад, не нуждается больше ни в чем
Цицерон
Сад был выбран как способ трансформирующего диалога с миром.
Трансформирующего за счет применения известного тезиса, что мир вокруг нас является проекцией мира внутреннего. Например, состояние комнаты, в которой живешь отражает состояние внутренней реальности, и ее, этой реальности, «приведение в порядок» может начаться с приведения в порядок пространства. В котором живешь. Это психологический срез.
Социокультурный же срез садика состоит в выборе дискурса (культурной истории), с которой хочется коммуницировать и определение форм коммуникации. Для меня это история «дома в России» как архетипа. К теме «дома в России» у меня большие вопросы; в первую очередь - а стоит ли? Размышлять об этом кажется немного бессмысленным ибо «работает» не размышление, а действие (внутреннее в том числе). И в качестве средства коммуникации был выбран садик: он организует правильное для меня пространство взаимодействия с домом, в котором я живу: творческое, душевное, достаточно масштабное (ибо сад - это люди же почти прежде всего, и не только из своего дома), содержащее вызов не ориентированному на человека российскому общественному пространству.
То есть сад - это культурный инструмент личностного развития, ага. В популярном ключе его можно назвать магическим инструментом, т. к. по Гурджиеву магия - это просто действие в отличие от механистичности. Но я всегда стараюсь избегать этих отсылок, ибо ориентируюсь на тех, кто понимает механизм, а не масскультурный миф, с ним связанный.
И арт-терапия тоже, ага.
Как именно это «работает»?
- «Садики» меняют внутреннюю маркировку городского пространства. Помните старую психологическую байку? Если подумать про лимон, во рту станет кисло. Если про малину - соответственно, малиново. :) :) :)
Делая садик, можно жить в городе не в измерении пробок, многоэтажных бараков, воровства ЖКХ, титульного быдла и наших азиатских братьев пассивного населения и воровства цветочных горшков, а в мире живого дизайна, расцветающих колокольчиков и состояния неба, с которого то дождь, то жара. Вышеназванное же становится не содержанием, а только привходящими обстоятельствами.
Ты приезжаешь не к унылому многоэтажному двору вокруг которого многоэтажные бараки, а в свой сад.
Когда у всех 56 февраля, у тебя давно апрель, т. к. все взошло на балконе и на это можно смотреть.
Живешь в мире садика, а это мир души. Если более теоретически, то:
- «Садик « - это мягкий способ вхождения в мифологическое сознание, признаками которого, как известно, является отсутствие времени и разницы между обозначаемым и обозначающим. Мифологическое же сознание в целом - это дом души.
- «Садик» работает на преодоление городской отчужденности. Он приводит не просто к знакомству со всеми соседями, но к знакомству в «правильном» измерении. Люди раскрываются не со стороны «какой гнусный ДЭЗ», а со стороны «какие ирисы мы вырастили 15 тет назад, а теперь вот все по-другому». То есть со стороны подлинных стремлений души, хотя и спроецированных на цветочки.
Потом это ж Россия с ее открытостью - тебе расскажут все городские новости и все жизненные истории.
Когда все, завывая, сбегают с дач, потому что дождь-дождь и их залило по колено, ты радуешься, потому что не надо поливать, а у нас сковородка (очень жарко). Они (соседи) еще и считают своим долгом тебе от этом рассказать; причем делают это все, поэтому ты в курсе мотивации и притока-оттока народа в ближайшие природные оазисы и как там дела, в этих оазисах. Такая живая природно-погодная карта.
Все это (вступление в общение) делают самые приятные люди из живущих рядом, они отбираются по такому признаку. Особенно приятно, когда, например, прелестная и сильно болеющая жена нашего чудесного аристократичного Р.А. скажет тебе: «я бы никогда не вышла на улицу, так плохо себя чувствую; выхожу только посмотреть на цветы».
И этого много; люди подходят и говорят, что специально меняют маршрут чтобы придти «на экскурсию» - дальше, как правило, следует жизненная история.
Заодно видишь матрицу интересов/мотиваций/настроений/жизненных миров/ жителей как модель вообще российского общества.
- «Садик» - это декларация собственной неотчужденности. Эта деятельность все время сигналит: «Действительность - она моя» «Я присутствую в моем мире».
Сад бесконечно изменчив; в нем всегда есть новости. Сегодня (уже далеко не сегодня, конечно, пока собралась дописать), например, я:
-Обнаружила, что однолетняя рудбекия все же взошла, несмотря на то, что я ее сеяла месяц назад, она пережила жару и все это время было «тихо».
-Астильбу, которую мы как всегда пересаживали ночью, и половина ее оказалась «ан выселках», скосили. Но я нашла и пересадила корень.
- Аквилегия, которую тоже скосили, дала первый новый лист, а значит, не сдохла.
И, конечно, это просто захватывает, ибо это удивительное искусство - создавать что-то из живого. Я много раз пыталась делать просто инсталляции, и обнаруживала, что они у меня обязательно оплетаются живыми растениями, и без этого работа «не идет».
Главное же, что, создавая сад, ты уходишь в сказочное измерение и продолжаешь в нем жить столько, сколько хватит набранного за счет работы и отдыха времени.
Что отрадно, выходишь ты в это сказочное измерение не в глубокой медитации, а просто из собственного подъезда.
А еще признаком сказочного измерения для меня является естественная многофункциональность. Естественная - в смысле не надо «растягиваться» по дискурсам, все проявляется само и в приятном ключе:
- Все рядом
-Присваиваивание городского пространства;
-Отвечает моей склонности к сажанию;
-Правильная тусовка и исследовательский полигон: место включенного наблюдения
-Отдых от интеллектуальной работы
-«Приземление с 22 этажа»
-Медитация
-Искусство
-Формула души
Садик - это такая культурная форма, которая трансформирует максимальное количество жизненных пространств.
Ну и фотографии:
Выложить этот склон камнями я задумывала еще с прошлого года. И вот - начало.
Камень - известняк; покупала. Долго искала, чтобы были не коммерческие цены 8 тыс. за тонну, а... некоммерческие. Нашла. По 3 тыс. за тонну. Здесь лежит 320 кг. :)
Первая выкладка. Еще нет травы.
Попутно сажалась уже выросшая рассада; но на горку ее сажать было неудобно без готового каменного каркаса.
На майские я уезжала; продолжение следовало после 15 мая. Уже настал другой сезон. Недаром мы 1 мая в Белоруссии справляли Ярование, которое у кельтов считалось праздником начала лета. Действительно, 1 мая начинается лето.
К этому времени зацвела горка.
Первый цветок льна.
Продолжение. Камни почти кончились.
За второй партией собиралась долго; на обратном пути попала в дикую пробку около Шереметьево.
При разгрузке использовался детский труд. :)
Общий вид второй партии. Мне нужен был именно белый камень потому что в концепции сада много белых и серебряных цветов. Самый белый там не известняк; это кварц для отдельных композиций. Ну очень он красивый; не удержалась.
Вот сюда он лег, кварц (еще не закончено). Дырки в плитке передают привет ДЭЗ и лично господину Панасенко, обещавшего к маю все отремонтировать.
Почти закончила.
Лен во время проливных дождей.
Все! Неожиданно получился "забор", но сейчас меня это не тревожит: "лечится" заменой десятка камней и одним-тремя валунами сверху. Сейчас важно место для посадки.
Спасибо Валечке, приехавшей на весь день помогать и вдохновившей меня на доделку.
Спасибо Валере, перекопавшему, в общем, всю целину, которую нужно было копать (я ничего не перекапывала сама) и перетаскавшему сюда тонну, наверное, земли.
Спасибо Вольгухе и его друзьям, которые тоже много раз таскали землю и поливали всю эту историю (а заодно и себя) во время майской жары.
Спасибо Тане, Свете, Юлечке, Маше, Гале, Миле, выращивавшим рассаду по моему заданию и всем еще соседям, привозившим в этом году кучу цветов уже не просто так, а по моему запросу.
Спасибо Санечке, смонтировавшему-таки шланг для полива на отдельный вентиль со второй попытки.
Ура!
Любимый лен без дождя.
"Готовая" с прошлых лет часть горки. Пересаженные за ЗП ирисы оказались не на месте: не смотрятся на фоне похожей по цвету стены; их нужно на фоне зелени. И их нужно сажать не рядом, как здесь, а "букетами". Но это уже "доводка".
Ясколка зацвела. Ее будет много, она основной цветок в будущей композиции.