Снова о БОР ГИБе или французские технические изыски

Oct 28, 2023 09:39

(Свёл два поста из Вконтакта в один)

У нас принято ругать французскую бронетехнику 30-х годов, особенно в сравнении с немецкой. Проблема в том, что эта традиция во многом основана на заблужениях и недопониманиях. Если же изучать историю аккуратно, то появляются интересные параллели, а французские конструкторы перемещаются с Луны на Землю. Одна из таких параллелей - увлечение продвинутыми трансмиссиями. Эта болезнь началась у французов раньше, чем у немцев, да и протекала несколько иначе.

Получив Char B1 французские военные высоко оценили его удобство управления. Это был первый в мире танк с двухпоточной трансмиссией, да ещё и с гидрообъёмным механизмом. Благодаря нему водитель мог без усилий совершать точнейшие плавные повороты, наводя 75-мм орудие в корпусе. Для грубых поворотов предусматривались рычаги, причём их тяги соединялись с тягой подачи газа чтобы при повороте всегда повышать мощность двигателя (для поворота гусеничной машине требуется существенно больше мощности). Кроме того, автоматическое сцепление само включалось и выключалось при определённых оборотах не давая заглушить или сломать двигатель. Речь, напомним, о танке конца 20-х годов.



Технические изыски Char B1 были очень дорогими и сложными, поэтому инженеры искали альтернативные конструкции. На опытном танке SEAM G1 применили электрическую трансмиссию. Обратите внимание: вместо ленивцев у него вторая пара ведущих зубчатых колёс. Да, у танка четыре тяговых электродвигателя, два спереди и два сзади. Идея показала себя плохо. Во-первых, передние электродвигатели было труднее охлаждать. Во-вторых, возникли проблемы с натяжением гусениц.


На самоходном орудии ARL V39 реализовали другой подход. Двигатель расположили поперечно, а за ним уместили продвинутую трансмиссию с планетарным механизмом поворота и коробкой передач с электросервоприводами. Как и на B1, водитель поворачивал с помощью штурвала типа руля. Управление получилось даже комфортнее, чем у B1.







Вообще, тему французских технических изысков нам ещё предстоит раскапывать. Я не помню ни одного упоминания четырёх электромоторов у танка SEAM в русскоязычных статьях. Подробного описания трансмиссии ARL V39 толком не найти, да и о нетипичной трансмиссии AMX 40 никто не пишет.

Несколько позже под руководством Книпкампа немцы тоже пустились во все тяжкие, пытаясь радикально улучшить управляемость танков. На один только трёхрадиусный двухпоточный механизм поворота они убили несколько лет, но не смогли заставить его нормально работать. И это не говоря об экспериментах с электрически управляемыми коробками передач.

Но в одном немецкий подход существенно отличался от французского. Раз за разом немцы проваливали испытания продвинутых трансмиссий и возвращались к более простым конструкциям, как это было на Pz.Kpfw.III. Французы же хоть и занимались местами откровенной наркоманией, зато реализовали удачный компромисс на SOMUA S 35 с двухпоточным МПП на фрикционах вместо ГОП.

Говоря о французских технических изысках мы не можем пройти мимо генезиса легендарного БОР ГИБа.

Вообще, вся привычная история танка BDR G1 стоится вокруг одного заблуждения - это не танк фирмы BDR! Фирма Baudet Donon et Roussel лишь поставляла электрическую трансмиссию, а общим проектированием занималась государственная фирма ARL - бывшее танковое подразделение APX.

Оценив идею SOMUA S 35 французская пехота объявила конкурс на свой 20-тонный танк. В то время фирма ARL начала работы по char de forteresse - огромному сверхтяжёлому танку. По сути это была передвижная крепость весом 120 тонн. Один вариант проекта предусматривал очень длинный корпус. В другом варианте танк делился на две части. В длинной находилась силовая установка и генераторы, в короткой башня и боекомплект. Вообще, применение электрической трансмиссии было типичным для французских сверхтяжёлых танков.



Вскоре военные решили сделать из 20-тонного танка аналог Char B1 с 75-мм пушкой в корпусе. Не долго думая, инженеры ARL взяли свой char de forteresse, отпилили от него кусок, уменьшили броню и вуаля - средний танк весом 28,5 тонн готов! Большой корпус позволил без проблем разместить 75-мм пушку, а за ней поставили башню по типу S 35 с 47-мм пушкой. Двигателем нового танка стал оппозитный 12-цилиндровый авиамотор Potez воздушного охлаждения на 320 л.с. В корпусе он расположился поперечно. Электрическую трансмиссию поставляла BDR.



Вскоре военные опять поменяли требования, теперь 75-мм пушка должна располагаться в новой башне. Для танка ARL это стало роковым. Новые башни ARL и FCM были довольно большими: у первой был погон 1,88 м, у второй 1,85 м. Это очень много для двухместных башен. Для сравнения, у Королевского Тигра была трёхместная башня с 88-мм орудием погоном всего 1,85 м. Вдобавок на башнях предусматривались командирские башенки с пулемётом и дальномером.





С новой башней танк ARL перестал входить в железнодорожный габарит, ведь его высота составила 3,25 метра - выше Королевского Тигра! Вес дорос до 37,5 тонн, поэтому пришлось поставить двигатель V-12 мощностью 350 л.с. Увы, большой корпус был удачным для двухпушечной схемы, но для установки просторной башни он не подходил.

Наработки по танку G1 не пропали зря, ведь на его базе фирма ARL создала самоходное орудие ARL V39. Оно получилось более удачным, чем SAu 40, как раз благодаря просторному корпусу.

Вообще, подобный подход к разработке может показаться полным бредом - какие ещё подставные фирмы и средние танки из сверхтяжёлых? Однако у всего есть свои причины. С 1935 года государство перестало гарантировать оплату танковых разработок. Фирмы вели проектные работы за свой счёт и могли рассчитывать на аванс в 20% лишь после утверждения макета. Надо ли говорить, что из-за постоянно меняющихся требований фирмы рисковали остаться вообще ни с чем. Поэтому ARL не стала вести разработку с нуля, аналогично поступила и SOMUA. Прикрытие же фирмой BDR позволяло вывести ARL из-под критики о "скандальных военных доходах на крови", дескать, это частная инициатива расцветает. Пример не уникальный: Fouga была связана с Lorraine, а SEAM "таранила" князем Понятовским.

трансмиссии, танкач, sekrit dokuments

Previous post Next post
Up