Ссылка на вторую часть Хотя оборудование для подводного хода танков не производилось с начала 1943 года (50 Tiger I были им оснащены) требования возможности подводного хода для Tiger II не утихали до середины 1944 года. Требование по преодолению водных преград глубиной до 180 сантиметров оставалось в силе. Причина отказа от требования оборудовать танки системой подводного хода была в том, что, как оказалось, Tiger II сможет преодолевать реки по стандартному немецкому 16-тонному мосту.
Габариты немецких тяжёлых танков ограничивались двумя факторами. (1) Ограничения по ширине для перевозки по железным дорогам. Tiger достиг предела по ширине при перевозке с двухсторонним движением, поэтому потребовались узкие транспортные гусеницы. Maus превысил это ограничение, но его можно было перевозить останавливая встречное движение. (2) Длина ограничивалась требованием обеспечить танку поворотливость.
Здесь имеется ввиду следующее. Ширина танков ограничивалось требованиями железной дороги. Длину немцы ограничивали стремясь обеспечить хорошее соотношение длины опорной поверхности гусеницы к ширине гусеницы, чем оно ближе к единице, тем лучше с точки зрения поворотливости.
Была задумана газонепроницаемость танков, включая синильную кислоту по требованию середины 1944 года. Всё оборудование кроме фильтров должно быть установлено как можно скорее.
Хайдекампф заявил, что литая броня для тяжёлых танков была одобрена, но отсутствовали возможности для её производства.
Он полагал, что британские и американские приводы поворота башни были хорошими, даже прекрасными по его словам.
Хайдекампф считал, что немецкие подвески были хорошими и проблемы были во многом преодолены. Торсионные валы рассматривались как дорогие в производстве, но достаточно хорошо гасящие неровности.
Принято считать, будто бы подвески поздних немецких танков были очень сложными и ненадёжными, отмечают и проблемы с шахматным расположением катков. В действительности имеют ввиду сложность и ненадёжность всей ходовой части. Опорные катки в состав подвески не входят. Если рассматривать именно саму подвеску, то есть торсионные валы и балансиры, то работала она хорошо и фон Хайдекампф совершенно прав.
Полковник Шеде (Col. Schaede) представил свою идею жёсткой установки орудий на ужине с Гитлером в декабре 1943 года. Он вообще был оригиналом и предложил изогнутый ствол для пулемёта.
Хайдекампф считал, что с ухудшением военной ситуации калибры орудий всё возрастали. Эту танденцию поддержили артиллеристы, но не бронетанковое коммандование.
В конце марта или в начале апреля рабочая группа под руководством Хайдекампфа была разделена на три следующие ветви:
по танкам - в городе Цорге (Zorge)
секретариат - в городе Браунлаге (Braunlage)
Ж/Д оборудование - в городе Рюбеланд (Ruebeland)
Все они находятся в Хартце (Hartz).
Ответственным по танкам в Цорге был инженер Крёмер (Ing Kroemer).
Вероятно, подобная децентрализация была связана с всё ухудшающимся положением Германии и постоянными бомбардировками. Было очень опасно и неразумно держать какую-либо рабочую группу или производство целиком в одном месте.
По характеристике Хайдекампфа двигатели воздушного охлаждения были громоздкими, переусложнёнными и отличались плохим доступом к клапанам. Однако Гитлер, Заур и Порше всегда выступали именно за двигатели воздушного охлаждения.
На САУ Ferdinand использовалось два двигателя, поскольку один большой дизель воздушного охлаждения разработки Porsche был неудачным.
Разумеется, это не так. Фердинандам двухдвигательная схема досталась от Tiger (P), а ему, в свою очередь, от VK 30.01 (P). У меня нет сведений о том, почему она была выбрана изначально.
Что касается дизельного двигателя, то в конце войны Sla.16 успешно прошёл 300-часовые испытания на заводе, а затем его испытали на Ягдтигре, где устранили проблемы с его охлаждением внутри бронекорпуса и смогли обеспечить нормальную работу. Провалом это назвать объективно нельзя. Кроме того, не ясно, при чём тут Фердинанд, на который этот двигатель никогда не планировали ставить. Более того, поздние варианты VK 45.02 (P) с дизельными двигателями должны были оснащаться только гидромеханическими трансмиссиями, никогда не было никаких планов по использованию X-образных дизелей с электромеханической трансмиссией. Однако Рудольф Манн тоже говорил о том, что этот X-образный дизель якобы должен был использоваться с электромеханической трансмиссией.
По мнению Хайдекампфа несмотря на дефицит легированных сплавов не произошло серьёзного снижения качества продукции. Большие усилия вкладывались в использование низколегированных сталей и на устранение проблем изменением конструкции, однако сплавы всё же применялись когда другие пути оканчивались провалом.
Использование опорных катков с внутренней амортизацией привело к возрастанию срока службы по сравнению с обрезиненными катками, а срок службы траков гусеницы не уменьшился, не возникло проблем и с подшипниками. Увеличение шума было сочтено приемлемым.
Под руководством доктора Вундерлиха (Dr. Wunderlich) фирма Daimler-Benz в Берлине разработала новую облегчённую улучшенную башню для Пантеры с узкой лобовой частью и построила опытные образцы.
Здесь, конечно, говорится о Schmalturm. Panther Ausf.G с этой башней:
Для испытаний жёсткой установки орудия армия установила требование в 1000 выстрелов без поломки.
Насколько знал Хейдекампф, не было предусмотрено каких-либо мер для защиты от пожаров боекомплекта.
По его мнению некоторое ухудшение броневых плит было связано с возрастающим использованием мартеновских печей вместо электроплавки.
Эх, мартеновские печи и в XXI веке используются в России, на Украине и в Индии, так что грех жаловаться.
8-колёсный бронеавтомобиль Buessing с дизельным двигателем Tatra должен был оставаться в серийном производстве с темпом в 100 машин в месяц, он представлял собой единственную разведывательную машину за исключением специальной модели 38-T, которая упоминалась ранее. Производство 4- и 6-колёсных бронеавтомобилей было прекращено.
Немецкие грузовики с пневматическими шинами показали себя неудовлетворительно при плохих дорожных условиях. Поэтому было организовано серийное производство гусеничных и полугусеничных машин, таких как Raupenschlepper и Maultier. У этих поздних машин были плохие характеристики и множество механических поломок, от них отказались. По итоговому плану должны были выпускаться грузовики 4x4 и 6x6 с пневматическими одинарными широкими шинами вместо двойных колёс. Полугусеничные тягачи были популярны у армии, их выпуск продолжался.
Я не знаю о том, были ли Maultier проблемными и ненадёжными, но по поводу RSO фон Хайдекампф явно не прав. Показали себя эти тягачи хорошо и выпускались до самого конца войны, никто от них и не думал отказываться.
Подрядчикам, выпускающим части компонентов, давался минимум информации по соображениям секретности, это была политика армии. Однако, как считал Хайдекампф, секретность не была сохранена из-за неосмотрительности высокопоставленных лиц, особенно Заура.
Хайдекампф сказал, что танковая программа была сумасбродной с точки зрения человеко-часов по следующим причинам:
(1) Недостаток опыта и возможностей массового производства в тяжёлой промышленности, выбранной для производства танков.
(2) Программа разработки никогда не была рациональной, что привело к производству слишком широкого модельного ряда.
(3) В некоторых случаях конструкции были слишком сложными.
Что касается широкого модельного ряда, то это действительно была одна из характернейших проблем. Например, одно время велись практически параллельные работы по лёгким танкам Pz.Kpfw.I Ausf.C, Pz.Kpfw.II Ausf.G, Pz.Kpfw.II Ausf.H и Pz.Kpfw.II Ausf.M, при этом был смысл выпускать только последний танк, остальные практически полностью его дублировали, но были при этом хуже.
Вот фотография Pz.Kpfw.II Ausf.G (VK 901), американцы подписали его как VK 13.01, потому что разобраться в этой куче очень похожих танков довольно трудно.
К примеру, по его мнению во всех пассажирских машинах и грузовиках могли использоваться всего лишь 4 или 5 разных моторов.
Он считал, что танковая программа серьёзно пострадала, поскольку её отдали заводам тяжёлой промышленности, намного лучше, если бы её дали Ford или Opel, главным образом из-за их производственного опыта. Однако это не было сделано по причине связи этих двух фирм с американцами.
Армия была впечатлена стабилизаторами орудий на американских танках, работы велись прежде всего по разработке стабилизатора прицела, а затем уже самого орудия. Полковнику Хенрики (Col. Henrici) из Wa Pruef 6, возможно, была доверена разработка прицелов.
Значительная часть исследовательских работ была направлена на проблему ночного видения. Подполковник Хенель (Lt. Col. Haenel), возможно, занимался разработкой приборов инфракрасного видения (Infra Red).
На Пантеру были установлены стабилизаторы прицела и орудия. Согласно показаниям Хайдекампфа огневые испытания выявили улучшение показателей в два раза при использовании стабилизатора прицела или стабилизатора орудия и в три раза при использовании стабилизации и прицела, и орудия.
После высадки союзников в Нормандии немецкая промышленность очень скептически относилась к любым танкостроительным программам, хотя она продолжала работать с внешними успехами, война уже считалась проигранной. Шпеер был единственным, кто осмелился рассказать об этих настроениях Гитлеру, отчего, по его ощущениям, он впал в немилость.
Хайдекампф признался, что по его мнению Пантера показала себя самой успешной танковой разработкой Германии за войну. Её концепция была окончательно сформировавшимся видением эффективного танка на протяжении войны, это была заслуга Книпкампа.
Следующие пункты были выбраны Танковой комиссией для немедленной работы:
1. Жёсткое крепление орудий
2. Программы 38-T и 38-D
3. Улучшение конструкций Panther и Tiger II
4. Разработка двигателей
5. Стабилизация оптических прицелов - профессор Эрих Мюллер (Prof. Erich Muller)
6. Разработка ЗСУ - Kugelblitz
7. Оборудование для ночного видения - Infra Red.
Эти установки по разработке были возложены на инженера Крёмера (Ing. Kroemer).
Штилер фон Хайдекампф утверждал, что обмен намерениями с японским правительством был мал или его не было вовсе. Если существовала бы какая-либо договорённость, то она была бы с Управлением вооружений, но Хайдекампф ничего не знал об этом. Он, однако, знал о визите официальных представителей японского посольства на фирму Henschel в Касселе, на показ танков Tiger I и Panther. Японский полковник по имени Ишида (Colonel Ishida) на той демонстрации был главным специалистом по танкам. Была заключена договорённость на отправку танка Tiger I в Японию. Так или иначе Хайдекампф не мог сказать, прибыл ли этот танк в пункт назначения или нет. Демонстрация была проведена 30 июля 1943 года.
Немцы умудрились продать японцам Tiger I за огромную цену в 645 000 рейхсмарок. За такие деньги можно было купить почти шесть (!!!) Pz.Kpfw.IV Ausf.G, при этом полностью боеготовный Tiger I стоил 399 800 рейхсмарок. Купленный Тигр так и не попал в Японию, немцы его реквизировали для своей армии, а японцам деньги не вернули.
СОСТАВ ТАНКОВОЙ КОМИССИИ
Доктор Штилер фон Хайдекампф - глава (Henschel und Sohn)
Профессор Шпеер (Рейхсминистр вооружения)
Генерал Гудериан (Генерал-инспектор танковых войск)
Генерал Томале (начальник штаба Гудериана)
Доктор Роланд (глава Ruhrstab)
Доктор Ф. Порше (Volkswagen, инженер из Штутгарта)
Директор Хакер (директор Steyr и Nibelungenwerk)
Дипломированный инженер Дорн (конструктор вооружения, Krupp)
Профессор Эрих Мюллер (глава отдела по разработке вооружений, Krupp)
Дипломированный инженер Вирике (конструктор из MAN)
Полковник Хольцхауэр (комитет по разработке - министерство Шпеера)
Подполковник Хенель (секретарь Танковой комиссии)
Профессор Бенцингер
Полковник Гайст
Доктор Майбах (главный конструктор Maybach Motorenbau)
Доктор Флатц (Klockner-Humboldt-Deutz)
Вышеперечисленные лица - основные члены Танковой комиссии, хотя, возможно, были и другие второстепенные члены.
Подтверждено, что полковник Шеде и инженер Рау (Ing. Rau) также присутствовали на встречах.
На этом допрос закончился.