Ассоциации, возникающие у меня при прочтении
этой стенограммы умы, не как у носителя умы, а как у постороннего человека, как у читателя.
1. Момент разделения по вопросу филиокве - начало открытого бунта Принца (Бога-Сына), примерно, 11 век по линейному времени Юдоли
2. Ренессанс - время призыва и попыток воскрешения Богом-Сыном богов внешних, изгнанных и убитых им некогда (15-17 века).
Но этот момент отражён в христианстве и более базово, более глубинно и, как бы даже изначально - как культ святых. См. пункт 3.
3. Культ святых в христианстве. Вот что говорит на эту тему
pranava:
"Возвращение обезоруженных и ослабленных богов - это культ так называемых святых. Так называемая реформация (в самом широком понимании, включая англиканство и разную туземную синкретику) представляет собой реакцию на него, повлекшую за собой то, что называют новым временем или модерном, то есть, монетизацию всего и расчеловечивание общественных институтов. Не случайно она произошла только на принявшем идео filioque Западе, Восток же остался и остаётся верен Иегове: культ Христа здесь побочен и вторичен, несмотря на его официальное как бы отправление. Очевидно, что ИА проще воспрепятствовать людской способности к религиозному восприятию и творчеству совсем, чем обратить его в свою пользу. Поэтому: протестантство - удаление множественности - отождествление себя с единым богом - удаление его за ненадобностью".
4. Ещё один текст по теме:
О романе "Мастер и Маргарита", кратчайшее эссе