Это отрывок из романа "Тюменский апокриф", в котором Гуло Силай читает теоническую лекцию на историческом факультете Ленинградского университета в 1989 году, а один из главных героев романа, тюменский юноша-студент по имени Конрад Хан Ходжа, эту лекцию слушает.
"...Вот что пишет русский философ Бердяев о
книге Иова:
"Людям очень трудно отказаться от целесообразности всего происходящего в мире и, значит, трудно понять безвинное страдание. Многим кажется, что если есть безвинное страдание, то, значит, нет Бога, нет промысла Божьего".
Таких философов много. Это, в общем-то, банальное, стандартное суждение по теме Сефер Иов. Слова могут быть разными, но суть одна: стокгольмская жертва восхваляет мучителя, максимально сервильна по отношению к нему.
Ланкара говорит о книге Иова другое: книга эта замечательна тем, что показывает, как в настоящее время устроена система добычи маны Богом-Творцом. Он не добывает её теперь из своих тварей лично - так, как бывало делал до времени Иова. Он передал эту работу на, своего рода,
аутсорсинг. Сатана и его бесы сотрудничают отныне с автором творения. А книга Иова как раз описывает процесс тестирования этой новой метафизической технологии.
Как во всех мана-технологиях, воздействие здесь направлено на тело божьей твари (человека, в данном случае). Душа твари поражается вторично, за счёт мучения тела. Самый принципиальный момент этой технологии заключается в следующем:
Когда бесы повреждают человеческое тело, ввергая его в состояние болезни, искалеченности, то необходимый результат (выброс маны, происходящий при неистовой активации молитвенной деятельности) - просто огромен в своих объёмах. Он значительно превосходит те объёмы маны, которые человек производит, когда его мучает лично Бог-Творец.
Почему так происходит?
Потому, что Адам весьма чувствителен к близости, присутствию Иеговы, к взаимодействию с ним. Адам воспринимает все сорта такого взаимодействия как сорта милости, как форматы спасения. Да, именно так. Страх и страдание уменьшаются от переживания восторга и благости. Соответственно, при личном мучительстве Творцом, не все ресурсы маны человека доступны, её не так много, как могло бы быть в принципе. Таков терапевтирующий эффект Вечного Зова с его аурой утешения и надежды. Но в той ситуации, когда человек истязается не непосредственно Иеговой, а кем-то третьим, этого "терапевтирующего", "анестезирующего" эффекта от близости Творца уже не будет. А, значит, страх и отчаянье возрастут - это приведет к более интенсивной молитвенной деятельности твари и повысит выход маны.
Даже с учётом того, что значительная часть этой маны поглощается самими бесами-истязателями, её количество, переходящее к Иегове, всё равно превосходит те объёмы, которые он мог бы получить, извлекая ману из твари самостоятельно. Ибо терапевтирующий эффект Вечного Зова здесь отсутствует, либо выражен слишком слабо (для каких-то самых истовых верующих, действительно гениев веры).
А теперь вернёмся к тому высказыванию Бердяева, с которого началось данное рассуждение. Действительно ли человек думает, что "если есть безвинное страдание, то, значит, нет Бога, нет промысла Божьего" ?
Да, странно, но очень многие люди так и думают. Наверное, большинство из них. Божье всесилие и беспричинное мучительство складывается для них в единую картину, будучи, объективно вопиющим парадоксом. Богу находятся оправдания, нестыковке находятся объяснения - скажем, наличие сложного, скрытого от людей плана либо превосходства рая и мучительного пути в него через смерть - над живой жизнью. И мысль о том что Бога не существует - лишь одно из подобных оправданий.
Но раз есть эти объяснения для тех, кто верит, значит, и сомнение их гложет, значит, парадокс и им самим заметен...
Правда же в том, что бог в Юдоли есть. Однако он ничего не делает, чтобы спасти страдающую тварь. Он мог бы защитить её от бесов и полностью исцелить её тело. Он мог бы дать ей магическую способность защищаться и исцеляться самой. Но попущение ("попущение Божье") здесь оказано бесам, которым позволено совершать дела формально богопротивные, злые (повреждать и мучительно умервщлять адамов), а на самом деле - истинно необходимые для функционирования всей метафизической системы и метафизической экономики Юдоли".