Миф о закате Америки

Apr 09, 2012 18:00



Мировой баланс сил меняется. Новости из таких стран как Китай, Индия, Турция и Бразилия стали поступать гораздо чаще, и теперь они касаются более широкого спектра тем. Самый амбициозный международный проект Евросоюза - создание универсального договора с целью уменьшить выбросы углерода в атмосферу - провалился, а расширение Евросоюза значительно замедлилось, поскольку в настоящее время Европа отдает все свои силы на борьбу с долговым кризисом. Япония уступила свои позиции крупнейшей экономики в Азии Китаю, и сейчас она занимает все более оборонительную позицию в связи с ростом мощи Китая.

В международном сообществе существует ярлык, характеризующий эти изменения: закат Америки. Все выглядит довольно логичным: финансовый кризис, как утверждают эксперты, ясно продемонстрировал несостоятельность «англо-саксонского» капитализма. Войны в Афганистане и Ираке истощили США и, предположительно, лишили Америку способности действовать на Ближнем Востоке. «Государственный капитализм» в китайском стиле стал модным. Добавьте сюда уверенно развивающиеся новые державы, и он перед вами: портрет Америки в упадке.

На самом деле, все происходящее действительно носит роковой характер, однако сложившаяся ситуация оказывается значительно более сложной. США сейчас не переживают упадок: Америка оказалась в центре масштабного перераспределения сил. Альянсы и коалиции, которые Америка создала в ходе холодной войны, уже не могут служить целям, диктуемым нынешней ситуацией. В результате при администрациях Джорджа Буша и Барака Обамы внешняя политика США была направлена на формирование новых, иногда трудных союзов в попытке перевооружиться перед лицом новых задач.

С 1970-х годов и до начала нынешнего десятилетия мир переживал то, что историки, вероятно, в будущем  назовут  Трехсторонней эрой. В начале 1970-х годов ответом американцев на поражение во Вьетнамской войне и окончание эры Бреттон-Вудса стало приглашение их ключевых европейских союзников и Японии объединиться и создать трехстороннюю систему. На долю Западной Европы, Японии и США  приходилась львиная доля международной экономики некоммунистического мира. Учитывая то, что интересы этих государств по многим пунктам совпадали, страны трехсторонней системы могли диктовать направления мировой политики по ряду ключевых вопросов.

Валютная политика, поддержка свободной торговли, интеграция развивающихся стран в мировую финансовую систему, помощь в интеграции экономик Варшавского договора в мир Запада - государствам трехсторонней системы есть чем гордиться.

Больше всего пользы эта система принесла Америке. Европа и Япония разделяли приверженность к тому типу мирового порядка, который был нужен американцам, таким образом, более согласованный подход к ключевым вопросам политики включал в себя поддержку богатых и влиятельных союзников взамен на такую их политику, которая согласовывалась с долгосрочными целями США.

Именно трехсторонняя система, а не сама Америка, в настоящее время переживает упадок. В 1970-е годы Западная Европа и Япония были развивающимися державами, и многие предполагали, что со временем эта трехсторонняя система станет еще более мощной и эффективной. Однако события развивались ина

В демографическом и экономическом смысле как Япония, так и Европа вступили в эпоху застоя. Режим свободной торговли и система международных инвестиций способствовали экономическому росту других стран Азии, а вовсе не Японии. Европа, обратившаяся к своим внутренним делам, чтобы принять в свои ряды бывшие государства Варшавского договора, совершила роковую ошибку, приняв евро вместо того чтобы проводить более агрессивную политику реформ на рынках труда, в сфере субсидий и так далее.

В результате трехсторонняя система больше не может оставаться единственным и, вероятно, даже основным инструментом, посредством которого США будут добиваться создания либеральной мировой системы. Турция, которая все больше отворачивается от Европы, находится на пути к тому, чтобы стать более влиятельной силой на Ближнем Востоке, чем в Евросоюзе. Китай и Индия соревнуются между собой за то, чтобы вытеснить европейцев в качестве важнейших экономических игроков в Африке. В Латинской Америке место Европы в качестве второго по значению экономического и политического партнера (после США) все больше занимает Китай.

Тем не менее, США будут оставаться ведущим игроком, но только не в трехстороннем, а в семистороннем мире. К Европе и Японии в меню быстрого набора Вашингтон уже добавил Китай, Индию, Бразилию и Турцию. (Россия пока не уверена, захочет ли она присоединиться - переговоры продолжаются.)

Новые союзы способствуют возникновению новых проблем. В течение многих лет страны трехсторонней системы учились, как нужно взаимодействовать и как нужно приспосабливаться к нуждам друг друга. Теперь государствам семистороннего мира предстоит заново вырабатывать общий подход.

Это будет непросто, и абсолютного успеха здесь ожидать не стоит. Однако даже в условиях нового мирового порядка, вероятнее всего, США добьется значительно больших успехов в продвижении своей политики, чем многие предполагают. Вашингтон вряд ли уникален в своем желании обеспечить либеральную мировую систему открытой торговли, свободу мореплавания и защиту иностранных инвестиций. То, что когда-то возникло как в основном американское видение мира после Второй Мировой войны, продолжит находить сторонников и развиваться в 21 веке - именно поэтому Вашингтон сохранит свою позицию председателя уже более многочисленного совета.

Несмотря на все разговоры о закате Америки, именно ее партнеры по трехсторонней системе сейчас переживают наиболее болезненные перемены. Японии приходится существовать рядом с набирающим мощь соседом  - Китаем в регионе, который при поддержке США она когда-то считала своим задним двором. В Европе государства, которые в прошлом были мировыми империями, должны сейчас смириться с еще одним шагом их ухода от имперской славы.

Что касается внешней политики Америки, здесь необходимо добиваться более серьезного стратегического диалога с нашими новыми партнерами, не забывая и не игнорируя старых. США необходимо создать сеть отношений и институциональных связей, подобных тем, которые мы выстроили в послевоенной Европе и Японии и укрепили за годы существования трехсторонней системы. Научно-исследовательские центры, ученые, студенты, деятели искусства, банкиры, дипломаты и военные должны иметь возможность взаимодействовать со своими коллегами в этих странах, поскольку нам необходимо выработать единое видение всеобщего процветания в новом веке.

Американское видение мира состоятельно, не потому что оно американское; оно состоятельно, потому что пока, несмотря на все его недостатки и ограничения, это лучший вариант движения вперед. Именно поэтому несколько десятилетий назад первоначальные партнеры по трехсторонней системе присоединились к США на этом пути, и именно поэтому развивающиеся страны сегодня соревнуются между собой, преследуя эту же цель.
Уолтер Рассел Мид  (Walter Russel Mead) - профессор внешней политики и гуманитарных наук в колледже Бард имени Джеймса Кларка Чейса. Материалы его блога Via Meadia публикуются на American Interest Online.
Previous post Next post
Up