Спецслужбы используют для обработки людей старый приём - принадлежность к группе/лояльность. Можете ли Вы поступиться малым ради абстрактного высокого принципа, если нанесёте этим вред своему близкому окружению? На одной чаше весов несколько десятков голосов, «которые всё-равно ничего не решают». На другой - работа и благополучие твоей семьи,
(
Read more... )
Значит, должна быть поставлена какая-то цель, которую кто-то - неясно, кто - должен сформулировать. Далее нужно иметь адекватную модель общества, т.е. теоретическую модель, правильно предсказывающую реакцию реального общества, как системы, в ответ на те или иные воздействия. При наличии двух перечисленных составляющих теоретически возможно определить, что и как должен делать каждый винтик общества, чтобы поставленная цель была бы достигнута за определенное время. В этом смысле мой ответ на Ваш вопрос - да. Я верю, что для того, чтобы из пункта А попасть в пункт В надо неуклонно двигаться по направлению к пункту В. Но это - трюизм, практическая польза от которого приближается к нулю.
Фактически у нашего общества нет общей цели, нет национальной сплачивающей идеи. Есть отдельные частные идеи, выдвигаемые отдельными социальными группами, но эти идеи таковы, что сплотить общество не могут, часто, наоборот, разъединяют.
Во-вторых, у нас нет адекватной модели общества, чтобы определить, что нужно делать для достижения хоть какой-то цели.
Допустим, однако, что каким-то чудом у нас появилась модель, достаточно точно описывающая поведение общества, как системы, но игнорирующая тонкости внутрисоциальных взаимодействий. Вполне может так оказаться, что существующее общество невозможно привести к каким-то образом все же намеченной цели при существующих ресурсных ограничениях. Тогда возникает задача перестроения существующего общества (борьба с коррупцией, улучшение системы образования и здравоохранения и т.п.) для достижения необходимых характеристик. Это тоже малоизученная область. Конечно действия элемента общества регулируются не только пресловутой "человеческой сущностью", но и существующей в обществе "системой связей", но решить здесь что первично, что вторично так же трудно, как и ответить на вопрос что первично курица или яйцо.
Так что, Ваш первоначальный вопрос тонет в таком необъятном море сопутствующих вопросов, что однозначно ответить на него невозможно.
Социальные системы настолько сложны и нелинейны, что ни простой обыватель, ни "вооруженный научным подходом" политолог "не видит всей системы и конечного результата", а только чуть ближе или чуть дальше. Недостатком "научного подхода" является то, что часто он оказывается лженаучным. В конце концов, существование "научного коммунизма" не предотвратило развала СССР. А существование целой банды экономистов с мировым именем от экономических кризисов не спасает.
"...считаю, что вера - та опора, которая спасает культуру от падения в критические моменты" - я не уверен, что иррациональная вера в сверхъестественных существ и царствие небесное спасает культуру лучше, чем вера в возможность построения на земле общества, в котором свобода, равенство, братство будут не лозунгом, а обыденностью.
"...в одних странах орудует криминал и сила, а другие эволюционным путём пришли от этого состояния к осознанию, что честная игра лучше для всех" - наверное, вторая группа стран к нашему миру не относится. По этому поводу есть хорошая фраза: "В действительности все происходит не так, как на самом деле." Не случайно, наверное, сила и власть обозначаются в английском языке одним словом - power.
Reply
Leave a comment