Моя второклассница морщит лобик - силится вспомнить имена мойр: «Клото… Атропос… ээээ… Катехизис!»
Учитывая, что она во второй класс пошла в еврейскую школу и раз в неделю посещает урок под названием «Традиции», где им рассказывают… Матка Боска, о чём только им не рассказывают! Какой же винегрет у них в головах после всего этого. У преподавательницы традиций - своя собственная интерпретация событий древней истории, в Сашином изложении очень занимательная и познавательная, хоть и весьма спорная. Иногда напоминает «Всеобщую историю, обработанную «Сатириконом», то бишь Аверченко и Тэффи. «А Н.С. сказала…» - заводит Саша волынку. «Ваша Н.С. думает, что она - Моисей, да?!» - вопит в ответ Сашина мама.
В 6 лет Саша поступила на подготовительное отделение музыкальной школы - она думала, что ей хочется петь в хоре. И я была совсем не против, а очень даже за. Сейчас она бесславно заканчивает второй, похоже, для неё - последний класс музыкалки, но не о том речь. Когда она училась в первом классе, мама нашей одноклассницы как-то спросила меня: «А вы только в музыкальную школу ходите, помимо общеобразовательной?» Я ответила, что нам вполне хватает музыкалки три раза в неделю, и больше мы никуда не ходим. Мама Сашиной одноклассницы (она тоже поступила в первый класс музшколы) в полной растерянности развела руками: «Ой, а я прям не знаю… Нагрузки хватает, конечно. Но… все куда-то ходят!»
Ёже ж ты мой, как достало вот это ВСЕ КУДА-ТО ХОДЯТ!
Я всегда была против раннего развития. И против вот этого вот «драмкружок, кружок по фото…» Теперь набор другой: как правило, в нём есть в обязательном порядке математический кружок или шахматы и всенепременно - английский. Желательно с шести лет. А лучше с трёх. И без разницы, что чаще всего родители не владеют английским свободно и поэтому не могут создать дома языковую среду. И не имеет значения, что во втором классе, когда все школьники начинают учить иностранный язык, ребёнок снова услышит те же «клэп ё хэндс» и «стэмп ё фут», что и два года назад. И совершенно неважно, что семья не планирует в ближайшем будущем эмигрировать в англоязычную страну. А то, что ребёнок со 2-го класса потом ещё целых шестнадцать (!) лет будет учить этот несчастный английский в школе и потом в институте, - это вообще никто не берёт во внимание. Зачем, зачем начинать учить английский в шесть лет?! Чтобы учить его восемнадцать лет вместо шестнадцати?!! Я уже не говорю про трёхлеток, которых таскают на занятия английским или сажают смотреть английские мультики. Если ребёнок не билингва, если хотя бы один из родителей не владеет языком свободно, чтобы постоянно с ним разговаривать, толку от занятий не будет. И хорошо ещё, если не будет вреда.
А как насчёт того, чтобы пристрастить детёныша к чтению на родном языке? Если в 6-7 лет он глотает книжки одну за другой - вот вам самое лучшее раннее развитие. Не, ну спорт ещё какой-нибудь в посильном объёме. И вовсе даже не обязательно фигурное катание или художественная гимнастика. Полепить-порисовать в охотку, поиграть в настолки, побегать-полазить в парке или на детской площадке - и разовьётся самым прекрасным образом. Потому что в основе развития наших детей - по моему опыту и глубокому убеждению - лежит главный неизменный принцип: ВСЕМУ СВОЁ ВРЕМЯ.
А мы, родители, превращаемся в невротиков, помешанных на идее, что «все куда-то ходят». И детей невротизируем. Да, объёмы разнообразной информации, которую поглощают наши дети, впечатляюще выросли за последние 15-20 лет. Но увеличились ли их способности её усваивать? Не уверена.
Ещё меня бесит тот факт, что нами, родителями, манипулируют те, кто делает бизнес на идее «раннего развития». И вообще - развития. Это же целая индустрия. Родители - лёгкая добыча манипуляторов, ведь теперь как: ребёнок ещё только собирается в первый класс, а родители уже всерьёз обеспокоены, куда его «поступать» после школы. Нас можно только пожалеть: большинство мозги вывихнуло, соображая, как вырастить конкурентоспособную и успешную детку. Эти два понятия кошмарят наше родительское сообщество. И не только, впрочем, родительское. А что делать, куда деваться, такова жизнь. Да-да, я понимаю. Мне тоже беспокойно, я тоже не хочу, чтобы моя взрослая детка зарабатывала три копейки и/или занималась нудным, нелюбимым делом.
Я недавно видела маршрутку с рекламой курсов английского языка. Улыбаются жизнерадостные детки, девочка и мальчик лет 10-11 на вид, не больше, а под ними слоган: «СТАНЬ УСПЕШНЫМ!»
Вот только попробуй не стать!