Вам на Варгафтика или музыку послушать?

Feb 21, 2013 17:15


                                                     - Папа! Что это было?!
- Это, сынок, «Путеводитель по оркестру».

На днях в театре Станиславского и Немировича-Данченко давали «Путеводитель по оркестру». Ведущий действа - Артем Варгафтик.

Мы с Хаской там были.

В голове после этого симфонического безобразия осталось примерно следующее: на сцене под управлением дирижёра Вячеслава Волича играют старинные макароны 17-го века в соусе из слёз Россини. Музыка красивая, однако, фуга подгорела, потому что повар пустился плясать в обнимку с Тирольским Сыром. Арлекин задушил Коломбину, но дирижер не растерялся: проткнул палочкой голову мавра, а затем утопил её во взбитых сливках.

В общем, Тру-ля-ля и Тра-ля-ля, Кэрролл курит в коридоре, а Варгафтик в сорочке пляшет тарантеллу.

Вопрос: чем объяснить ажиотаж вокруг этого, не побоюсь слова, перформанса?

Варианты ответа:

а) родительским трендом на разностороннее и скорейшее развитие детей. Акции, направленные на быстрое и качественное расширение детского кругозора, пользуются повышенным спросом;

б) народ идёт «на Варгафтика», широко известного в узких кругах телеведущего и музыкального критика.

Самое обидное в этой истории то, что музыка прекрасна, да только её не дали послушать. Ведущий из кожи вон лез, старался изо всех сил, чтобы отвлечь маленьких слушателей от   оркестра и от музыки - т.е. от того, ради чего они, по идее, пришли.

Могу предположить, что Варгафтик исходил из распространенного ныне заблуждения, что, мол, детей эпохи клипового сознания надо развлекать всеми мыслимыми и немыслимыми способами каждую секунду, а то ещё заскучают, не дай Бог. И обязательно при этом надо запихать им в головы как можно больше информации, задействовав все каналы: визуальный, аудио, тактильный и пр. Попутно желательно научить детей валять из шерсти и работать за гончарным кругом.

Это не важно, что они пришли на концерт послушать музыку...

Ужасно обидно на самом деле, потому что Алька так и впилась глазами в музыкантов, не знала, на кого смотреть. Её, по-моему, потрясло это чудо - рождение у неё на глазах Музыки. Она ведь никогда не видела ничего подобного: на всех спектаклях, где была живая музыка, музыканты сидели в яме. А тут она как будто оказалась внутри музыкальной шкатулки - большой симфонический оркестр как на ладошке, прямо перед ней.

А Варгафтик умудрялся бестактно бормотать что-то в свой радиомикрофон даже тогда, когда играл оркестр!!! Мне кажется, такое недопустимо в принципе!

Артем Варгафтик вообще, оказывается, патологически болтлив. У него вербальная диарея, хронический тарахтит и острое недержание информации.
Он не делал скидки на то, что некоторые дети, возможно, впервые видят и слышат симфонический оркестр, он не фильтровал информацию, а сваливал её в нас, как в мусоропровод, ей-богу. Всё по теме и сверх того. От всего этого у взрослого будет каша в голове, чего уж говорить о детях. При этом далеко не всегда можно было понять, о чём это он. Только дома, порывшись в Интернете, я поняла, что связывает Бриттена, Перселла и Россини. Из потока сознания Варгафтика понять это было нельзя. Да, есть программка. Однако не хочется нырять в неё постоянно. Что происходит, должно быть ясно из конферанса.

Зато Варгафтик начал с того, что на глазах у изумленной публики принялся варить макароны. Настоящие. И тереть сыр. Чтобы сделать макаронную запеканку с сыром. Которая потом якобы сгорела. Во всяком случае, дыма было много. А еще Варгафтик пронзительно визжал и падал на пол, пронзенный бутафорским ножом Арлекина.

Коломбина и Арлекины (2 штуки) - вообще отдельная песня. Балет-то зачем было.... устраивать? Захотели б - мы отправились бы на балет.

А еще над оркестром повесили большой экран, на который проецировали всё, что слушателям рекомендуется представлять под звуки музыки. Например, всё ту же макаронную запеканку - крупный план, панорама по сырной корочке. «Мавр в сорочке» (такое пирожное). Вечерняя заря. Паук-тарантул.

Дочь моя весьма живо отзывалась на музыку, очень эмоциональную, яркую, легкую для восприятия - то, что нужно ребенку, ведь партитура создавалась специально для детей. Но Алю откровенно сбивал с толку Варгафтик со своим выездным цирком. То и дело ребенок удивленно вопрошал: мама, а что это такое происходит? А макароны зачем? А я и сама не знала.

Непосредственно самой "экскурсии" по оркестру было отведено не больше трети сценического времени. Рассказ об инструментах, об оркестре оказался, к нашему разочарованию, скуп и не особенно интересен. О роли дирижёра - чего он там стоит и машет палочкой (а этим вопросом задаются все дети, как правило) - вообще не было сказано ни слова.

Меня удивило, что Варгафтик не додумался устроить еще мастер-класс какой-нибудь, до кучи. Можно было бы валять музыкальные инструменты из шерсти или слепить их из глины и потом раскрашивать. Ну, или на худой конец из бумаги сложить. Зря мы, что ли, в театр пришли?

Справедливости ради надо признать, что, конечно же, не зря: Бенджамин Бриттен для меня лично стал открытием. И, похоже, открытием с большой буквы «О».

культур-мультур

Previous post Next post
Up