Блеск и нищета Венецианской биеннале

May 26, 2011 14:13


Автор: Константин Дорошенко.

Джерело: журнал «Публичные люди», #7, 2009, с. 102-108.

Шведский философ и культуролог Даниэль Бирнбаум стал в этом году самым молодым куратором в истории самой старой и почетной биеннале современного искусства - Венецианской. До этого он написал много статей и книжек, в которых хвалил Брюса Наумана, цитировал довоенных арт-критиков, сокрушался о засилье идей французских идеологов постмодернизма. И сделал несколько выставок, отразивших его доскональное знание истории искусства ХХ века - в престижных местах. В Центре Жоржа Помпиду, например. И вот - звездный час: экономический кризис как бы отменяет все прежние идеи, как доведшие мир до ручки, а 46-летний Бирнбаум получает карт-бланш предложить нечто новое. «На самом деле, вне общества спектакля все еще существует возможность действительно поэтических столкновений», - уверенно заявляет он. Обещает сделать биеннале наконец-то местом экспериментов, а не помпезной демонстрации музейных объектов, предлагает участникам вдохновляющую тему - «Создавая миры». И… заполняет выставочное пространство произведениями художников, живущих не столько в сегодняшнем дне, сколько в учебнике по истории культуры, пусть и недавней. Ну а если помоложе, то держащих равнение на музеефицированных товарищей.




Из ретроспективы Брюса Наумана. Фото: Константин Дорошенко.

Впрочем, кроме обильных цитат из прошлого, у отобранных Бирнбаумом молодых художников есть для зрителя еще одно сообщение: растерянно-депрессивная попытка спрятаться в бытовухе. Придать ей какое-то особенное значение. Утешиться эстетизацией хлама - тряпья, пустых картонных коробок, синтетической дешевки, старых игрушек. Эта тема тоже не нова. Только в обществе процветающего потребления она смотрелась альтернативой буржуазности, затрещиной сытой сентиментальности. А сегодня - сама выглядит в лучшем случае сентиментально. А если честно - жалко, как все, что порождает фрустрация.

У Бирнбаума даже нет сил скрывать ее от журнала ArtPress: «У нас на несколько сот тысяч евро меньше, чем на биеннале два года назад. Что я могу сказать? Все очень ужато. Это не будет шикарным шоу - точно могу вам обещать. И если мы просим галереи о помощи, большинство из них паникует. Я полагаю, что все они на грани банкротства».

Впрочем, среди художников, вдохновленных мусором, несколько подводят зрителя к самоиронии. Например, Жорж Адеаго из Бенина, пометивший три угла экспозиции в разных залах абсурдными нагромождениями всякой дряни - газетных вырезок, захватанных глянцевых журналов, китчевых африканских масок и других сувенирных поделок, несвежих трусов, обложек от старых винилов и прочего утиля. Развешанное на стенах и разложенное на полу в неожиданных местах, все это выглядело, как безумные пространственные аппликации. Натыкаясь на очередную, ловишь себя на мысли: «Опять? Хоть бы не вступить!».




Инсталляция Жоржа Адеаго. Фото: Оксана Мерфенко.

Настоящий девиз бирнбаумской экспозиции лучше всего передает самая модная украинская фраза июня: «Пропало все!». Перформанс награжденной в этом году «Золотым львом» биеннале за вклад в современное искусство Йоко Оно идеально ее иллюстрирует. При большом столпотворении и ажиотаже интересантов, годящихся знаменитой вдове в правнуки, она устроила изнурительное представление вокруг стоящего на сцене стула. Изображала что-то среднее между пантомимой и айкидо с подагрическим подтекстом. Издавала павлиньи крики. Совершала на полу пугающие псевдофрикции. Очень концептуально. Как говорит моя приятельница, филолог-русист из Сент-Морица Наташа Хёпли, «тонко, как комариный хуй». Было понятно, что Оно что-то помнит о временах «Демонстрации за мир в постели». Но очень смутно. Даже о постели смутно, как в эротической прозе Юрия Покальчука. А вот стул - это да. Я так бы перфоманс и назвал: All you need is стул. Во всех смыслах.

С каждым годом все больше государств показывают на Венецианской биеннале искусство, которое считают у себя актуальным. Чтобы считаться цивилизованными. Павильон США всегда пользуется интересом, ведь это одна из немногих стран, формирующих арт-тенденции. На этот раз Штаты взяли, да и устроили шикарную ретроспективу Брюса Наумана - своей звезды 70-80-х годов прошлого века. Конечно, это познавательно - насмотреться Наумана, собранного из всяких музеев и частных коллекций. Из того же Центра Жоржа Помпиду, кстати. Увидеть его пару новых работ, демонстрирующих, что мэтр все еще жив и вполне интересен.

Но! Жюри присудило Америке «Золотого льва» за лучший национальный павильон. Вообще-то, это нахальство. Если классики из музеев и актуальное искусство - одно и тоже, британцы в следующий раз имеют полное право выставить Бэкона, испанцы - Пикассо или даже Веласкеса, Египет - вообще Нефертити. А мы - скифскую бабу. Хотя что-то сравнимое по новизне и концептуальности наше министерство культуры в Венеции в 2005-м показывало. Хотя при таком повороте сразу понятно, что «Золотой лев» достанется французским импрессионистам. Они давно победили всех. Украсили присутственные места всей планеты. В репродукциях, но тотально.




Из ретроспективы Брюса Наумана. Фото: Константин Дорошенко.

Легендарный Акилле Бонто Олива, бывший куратором Венецианской биеннале в 1980-м и 1993-м, тоже, как полагается классику, остался верен своей манере. Удивлять. Именно он первым вывел главный проект биеннале из итальянского павильона в старинное и грозное фортификационное сооружение Венеции - Арсенал. Именно он стал идеологом трансавангарда, вернувшего в современное искусство живопись, долго репрессированную инсталляцией и перформансом как устаревшую. Он создал феномен куратора-звезды - не технического создателя концепций и экспозиций, но идеолога и волюнтариста. Окрыленных им итальянских трансавангардистов и сегодня за миллионы покупают в США и Британии. Он интересовался искусством постсоветского лагеря. А нынче - показал Венеции тайваньского живописца Ли Санданя.

То, что делает Ли, не имеет ничего общего с новым китайским искусством, заполонившим мировые центры арт-бизнеса - с очаровательной наглостью буквально повторяющим все, что было создано во второй половине ХХ века в Европе и США. Патриарх дзенской школы, Ли Сандань также далек от традиционного искусства Востока, обожаемого читателями хокку, коллекционерами статуй Будд и рож Махакал. Он общается с миром смелым, прорывающим подсознание открытым цветом. Золотом он пишет буддистскую сутру на холсте, а поверх - нещадно и экспрессивно создает картину. Создавая объект с реально, физически существующим внутренним смыслом, вторым дном. Проступающим сквозь краски внутренним светом.

Итальянская пресса уже назвала Ли Санданя новым Пикассо. Но вы не увидите внешнего сходства в работах. Их объединяет прекрасное своеволие, беззастенчиво индивидуальная манера письма, не отсылающая к традиции. Что живопись прощает только высоким талантам. Как и смелость работать с открытым цветом.

«Создавай и изменяй» - так назвал проект Ли Санданя Акилле Бонито Олива. Уточнил бирнбаумское «Создавая миры». Все-таки философам лучше книжки читать. И писать. А выставки пусть делают волюнтаристы.

В этот раз биеннале подарила мне фразу, удивительно точно отражающую мое ощущение города: «В Венеции можно влюбиться в фонарный столб». Она из объединенного датско-норвежского проекта, комиссаром которого выступила Марта Кузьма. Та самая, которая, возглавляя в 90-х Центр современного искусства Сороса в Киеве, открыла, что в Украине есть это искусство - миру и нам. Но о ее проекте надеюсь, в следующем номере «ПЛ».

Марта Кузьма, Дієго Веласкес, Наташа Хеплі, Жорож Адеаго, Юрій Покальчук, Пабло Пікассо, Брюс Науман, Лі Сандань, la biennale di venezia, Акіле Боніто Оліва, Даніель Бірнбаум, Нефертіті, Френсіс Бекон, Йоко Оно

Previous post Next post
Up