Автор: Юрий Мацюк.
Джерело: газета «Киевский телеграф», 24. 09. 2001, с. 27.
Эмма Андиевская: «Женщине крайне необходимо родиться гениальной».
Эмма Андиевская. Фото: Ксения Мацкевич
Чествуя обладателя гран-при международных кинофестивалей в Венеции и Канне итальянского кинорежиссера Франческо Рози, автора нашумевших в Европе фильмов «Сальваторе Джулиано» и «Руки над городом», организаторы Мюнхенского кинофестиваля-2001 преподнесли ему в дар картину «Золотое распятие» нашей соотечественницы Эммы Андиевской. Выбор подарка они объяснили тем, что считают Андиевскую самым интернациональным художником Германии.
В современном пространстве изобразительного искусства художник Эмма Андиевская - яркий и непостижимый персонаж. Ее модернистская живопись, как и ее личность, вызывают самые разнообразные отзывы критиков и публики: от полного восторга и преклонения до удивления и протеста. Экстравагантный, сложный и многообразный художественный мир Эммы никого не оставляет равнодушным.
Госпожа Андиевская в беседе эмоциональна и непредсказуема. Иронизирует над собой, называя себя «шахтеркой» (родилась она в Донбассе), и над окружающими, невзирая на чины и заслуги. Она была и остается вне всяких группировок и союзов, всегда сама по себе.
О своем жизненном пути эта 70-летняя женщина говорит со странной легкостью, присущей, наверное, только необыкновенно творческим натурам. Для нее любой опыт, даже самый трагический - это, прежде всего, верный путь познания себя.
Эмма Андиевская родилась 19 марта 1931 года в семье известного ученого-химика. Ее детство прошло под опекой гувернанток, в занятиях музыкой и рисованием и было счастливым и безоблачным. Вспоминая о нем, она подчеркивает, что воспитывалась «словно Будда в замке». В 30-е годы семья переезжает в Киев. Киевский период стал для Эммы Андиевской периодом взросления, первых важных решений, которые во многом определили ее жизненные и творческие позиции. Получив воспитание в обрусевшей семье, Андиевская изучает украинский язык, начинает размышлять об униженном положении украинской культуры. После трагической гибели отца (ученый был убит «своими», дабы его знаниями не воспользовались оккупанты) семья Андиевскийх в 1943 году эмигрирует в Западную Европу.
Эмма Андиевская. Натюрморт с насекомыми
В Германии в 1957 году Эмма, окончив университет, занимается журналистикой и находится в постоянном поиске: экспериментирует в живописи, поэзии и прозе. Ее первая персональная выставка состоялась в Мюнхене в 1956 году, и дебют художницы вызвал интерес в профессиональных кругах. Пресса писала, что в современном искусстве появился еще один художник с индивидуальным стилем и неожиданным мировосприятием. Затем были выставки в США, в частности, во влиятельном Институте современного искусства в Чикаго, а также в Канаде и Австралии. Но более всего ее живопись оказалась востребована на немецком рынке искусства. В Германии госпожа Андиевская считается топ-художником: ее работы хорошо продаются, их репродукции публикуют на своих обложках журналы по изобразительному искусству. Этот факт получил отражение во «Всеобщей энциклопедии художников изобразительного и оформительского искусства конца ХХ века» Аскеля Александра Цизе, а в многотомную «Итальянскую энциклопедию мирового искусства» включена обширная статья о творчестве Андиевской.
Возвращение нашей соотечественницы на родину состоялось только в 1992 году. Эмма Андиевская вместе с супругом, известным переводчиком и литературоведом Иваном Кошеливцем посетила Киев. В Украинском доме прошла ее персональная выставка. Тогда она не получила должного резонанса, что совершенно неудивительно: залы бывшего Музея Ленина не способствуют контакту зрителя с живой и эмоциональной живописью. Но художницу мало огорчил этот факт: настоящий успех не может быть постоянным.
Эмма Андиевская считает, что для полной творческой рализации художнику недостаточно только умения воспринимать окружающий мир во всем его разнообразии, и сой творческий процесс она описывает так: «Моя рука каким-то независимым от меня образом подключена к моему желудку подсознания. Поэтому «сверху», в мозгу, я не знаю, что делает моя рука, рисуя. Итак, я ничего не знаю, но моя рука все знает и смеется над тем, знаю ли я что-нибудь или нет». Художник Андиевская создает свой ирреальный живописный мир, наделяя героев особым «андиевским» юмором. Он полон странными и очень выразительными персонажами, среди которых, например, мускулистая дама с четырьмя руками («Собирательница винограда») или необыкновенная пара влюбленных существ («Натюрморт с насекомыми»).
Наиболее резонансным в Украине стало сотрудничество Эммы Андиевской с киевским галеристом и искусствоведом Еленой Ягодовской. Так, в 1997 году в галерее «Тадзио» состоялась персональная выставка художницы. Неординарное экспозиционное пространство галереи стало идеальной территорией проживания милых монстров Андиевской, которые, по мнению искусствоведа, «дружно между собой уживаются и несут колоссальную положительную энергию их автора».
Помнится, на официальном открытии этой выставки Сергей Проскурня, основатель международного театрального фестиваля «Мистецьке Березілля», даже встал перед героиней вернисажа на колени в память о ее ярких выступлениях на радио «Свобода» и «Немецкая волна» в брежневские времена. В 1999 году Андиевская участвует в проекте Елены Ягодовской «Меридиан сердца» в Черновцах, посвященном «князю метафор» и «тайному королю немецкой лирики» Паулю Целану, родившемуся в столице Буковины. Проект затронул тему эмиграции не только как социального явления, но и как внутреннего состояния каждой творческой личности, всегда пребывающей в движении, в поиске ориентиров, необходимых для создания своего пространства.
Сфера творческих интересов Эммы Андиевской не ограничивается только изобразительным искусством. Она автор трех романов и тринадцати поэтических сборников, первый из которых был издан в 1951 году. Ее модернистская поэзия вызывает острые дискуссии среди современных литературоведов и критиков Украины и диаспоры, особенно тех, кто мыслит давно устаревшими категориями.
Эмма Андиевская отвергает установленные нормы стихосложения и смело создает собственные. Она сознательно уходит от всего, что сковывает ее поэтическую свободу, - композиции, строгой рифмы. Андиевская опускает глагольные формы, заменяя их тире, и предлагает читателю стать ее соавтором. Ее позиция близка к эстетике короля французского символизма Стефана Малларме, который, по словам его исследователя и переводчика Марка Талова (также уроженца Украины), «очистил поэзию от словесной шелухи», «делает читателя своим соавтором, но никогда не дает до конца разгадать себя». Судите сами:
Листи на дереві - камінці
Ідуть кумасі - в руці куманці.
По вінця вино. Дорога - пустка.
Світло з місяця - лист капусти.
Міст не міст. Світло не світло.
З небес на них теліпаються відра.
Навколо тіні стоять в копицях -
Це їм кумасі по обрій сняться.
Фантазия Андиевской-поэта так же неожиданна и безгранична, как и художника. Она придумывает двух поэтов - грека Лихноса и негра Варумбу Друмбгу - и пишет от их лица произведения, которые публикует в качестве переводов в своей книге «Рыба и размер».
Эмма Андиевская мало нуждается в критике и оценке своего литературного творчества. Самым главным цензором она считает только себя, а точнее, свой «внутренний колокольчик». И если окружающие утверждают, что произведение прекрасно, а ее колокольчик молчит, похвалы для нее не существует.
Гражданка Америки, она живет в центре Европы в Мюнхене, чувствует себя истинной украинкой, являясь, по сути, человеком мира. Она использует любую возможность для поездки в Украину. Искренне желает видеть нашу страну сильной и независимой, поскольку только в такой стране возможна, по ее мнению, самореализация. Каждая встреча с нашей соотечественницей дает новый импульс к размышлениям о причинах ее успеха. Может быть, он заключается в нечеловеческой работоспособности художницы (ее рабочий день начинается в пять утра) или в способности Андиевской заниматься творчеством в любых, самых неприспособленных для этого условиях. Сама Эмма Андиевская любит повторять фразу, которая, возможно, дает ответ на этот вопрос: «Мужчине, как правило, достаточно просто таланта, а женщине крайне необходимо родиться гениальной».