Звон колокольчика

Sep 24, 2013 22:16

Автор: Юрий Мацюк.

Джерело: газета «Киевский телеграф», 24. 09. 2001, с. 27.

Эмма Андиевская: «Женщине крайне необходимо родиться гениальной».


Эмма Андиевская. Фото: Ксения Мацкевич

Чествуя обладателя гран-при международных кинофестивалей в Венеции и Канне итальянского кинорежиссера Франческо Рози, автора нашумевших в Европе фильмов «Сальваторе Джулиано» и «Руки над городом», организаторы Мюнхенского кинофестиваля-2001 преподнесли ему в дар картину «Золотое распятие» нашей соотечественницы Эммы Андиевской. Выбор подарка они объяснили тем, что считают Андиевскую самым интернациональным художником Германии.
В современном пространстве изобразительного искусства художник Эмма Андиевская - яркий и непостижимый персонаж. Ее модернистская живопись, как и ее личность, вызывают самые разнообразные отзывы критиков и публики: от полного восторга и преклонения до удивления и протеста. Экстравагантный, сложный и многообразный художественный мир Эммы никого не оставляет равнодушным.
Госпожа Андиевская в беседе эмоциональна и непредсказуема. Иронизирует над собой, называя себя «шахтеркой» (родилась она в Донбассе), и над окружающими, невзирая на чины и заслуги. Она была и остается вне всяких группировок и союзов, всегда сама по себе.
О своем жизненном пути эта 70-летняя женщина говорит со странной легкостью, присущей, наверное, только необыкновенно творческим натурам. Для нее любой опыт, даже самый трагический - это, прежде всего, верный путь познания себя.
Эмма Андиевская родилась 19 марта 1931 года в семье известного ученого-химика. Ее детство прошло под опекой гувернанток, в занятиях музыкой и рисованием и было счастливым и безоблачным. Вспоминая о нем, она подчеркивает, что воспитывалась «словно Будда в замке». В 30-е годы семья переезжает в Киев. Киевский период стал для Эммы Андиевской периодом взросления, первых важных решений, которые во многом определили ее жизненные и творческие позиции. Получив воспитание в обрусевшей семье, Андиевская изучает украинский язык, начинает размышлять об униженном положении украинской культуры. После трагической гибели отца (ученый был убит «своими», дабы его знаниями не воспользовались оккупанты) семья Андиевскийх в 1943 году эмигрирует в Западную Европу.


Эмма Андиевская. Натюрморт с насекомыми

В Германии в 1957 году Эмма, окончив университет, занимается журналистикой и находится в постоянном поиске: экспериментирует в живописи, поэзии и прозе. Ее первая персональная выставка состоялась в Мюнхене в 1956 году, и дебют художницы вызвал интерес в профессиональных кругах. Пресса писала, что в современном искусстве появился еще один художник с индивидуальным стилем и неожиданным мировосприятием. Затем были выставки в США, в частности, во влиятельном Институте современного искусства в Чикаго, а также в Канаде и Австралии. Но более всего ее живопись оказалась востребована на немецком рынке искусства. В Германии госпожа Андиевская считается топ-художником: ее работы хорошо продаются, их репродукции публикуют на своих обложках журналы по изобразительному искусству. Этот факт получил отражение во «Всеобщей энциклопедии художников изобразительного и оформительского искусства конца ХХ века» Аскеля Александра Цизе, а в многотомную «Итальянскую энциклопедию мирового искусства» включена обширная статья о творчестве Андиевской.
Возвращение нашей соотечественницы на родину состоялось только в 1992 году. Эмма Андиевская вместе с супругом, известным переводчиком и литературоведом Иваном Кошеливцем посетила Киев. В Украинском доме прошла ее персональная выставка. Тогда она не получила должного резонанса, что совершенно неудивительно: залы бывшего Музея Ленина не способствуют контакту зрителя с живой и эмоциональной живописью. Но художницу мало огорчил этот факт: настоящий успех не может быть постоянным.
Эмма Андиевская считает, что для полной творческой рализации художнику недостаточно только умения воспринимать окружающий мир во всем его разнообразии, и сой творческий процесс она описывает так: «Моя рука каким-то независимым от меня образом подключена к моему желудку подсознания. Поэтому «сверху», в мозгу, я не знаю, что делает моя рука, рисуя. Итак, я ничего не знаю, но моя рука все знает и смеется над тем, знаю ли я что-нибудь или нет». Художник Андиевская создает свой ирреальный живописный мир, наделяя героев особым «андиевским» юмором. Он полон странными и очень выразительными персонажами, среди которых, например, мускулистая дама с четырьмя руками («Собирательница винограда») или необыкновенная пара влюбленных существ («Натюрморт с насекомыми»).
Наиболее резонансным в Украине стало сотрудничество Эммы Андиевской с киевским галеристом и искусствоведом Еленой Ягодовской. Так, в 1997 году в галерее «Тадзио» состоялась персональная выставка художницы. Неординарное экспозиционное пространство галереи стало идеальной территорией проживания милых монстров Андиевской, которые, по мнению искусствоведа, «дружно между собой уживаются и несут колоссальную положительную энергию их автора».
Помнится, на официальном открытии этой выставки Сергей Проскурня, основатель международного театрального фестиваля «Мистецьке Березілля», даже встал перед героиней вернисажа на колени в память о ее ярких выступлениях на радио «Свобода» и «Немецкая волна» в брежневские времена. В 1999 году Андиевская участвует в проекте Елены Ягодовской «Меридиан сердца» в Черновцах, посвященном «князю метафор» и «тайному королю немецкой лирики» Паулю Целану, родившемуся в столице Буковины. Проект затронул тему эмиграции не только как социального явления, но и как внутреннего состояния каждой творческой личности, всегда пребывающей в движении, в поиске ориентиров, необходимых для создания своего пространства.
Сфера творческих интересов Эммы Андиевской не ограничивается только изобразительным искусством. Она автор трех романов и тринадцати поэтических сборников, первый из которых был издан в 1951 году. Ее модернистская поэзия вызывает острые дискуссии среди современных литературоведов и критиков Украины и диаспоры, особенно тех, кто мыслит давно устаревшими категориями.
Эмма Андиевская отвергает установленные нормы стихосложения и смело создает собственные. Она сознательно уходит от всего, что сковывает ее поэтическую свободу, - композиции, строгой рифмы. Андиевская опускает глагольные формы, заменяя их тире, и предлагает читателю стать ее соавтором. Ее позиция близка к эстетике короля французского символизма Стефана Малларме, который, по словам его исследователя и переводчика Марка Талова (также уроженца Украины), «очистил поэзию от словесной шелухи», «делает читателя своим соавтором, но никогда не дает до конца разгадать себя». Судите сами:
Листи на дереві - камінці
Ідуть кумасі - в руці куманці.
По вінця вино. Дорога - пустка.
Світло з місяця - лист капусти.
Міст не міст. Світло не світло.
З небес на них теліпаються відра.
Навколо тіні стоять в копицях -
Це їм кумасі по обрій сняться.
Фантазия Андиевской-поэта так же неожиданна и безгранична, как и художника. Она придумывает двух поэтов - грека Лихноса и негра Варумбу Друмбгу - и пишет от их лица произведения, которые публикует в качестве переводов в своей книге «Рыба и размер».
Эмма Андиевская мало нуждается в критике и оценке своего литературного творчества. Самым главным цензором она считает только себя, а точнее, свой «внутренний колокольчик». И если окружающие утверждают, что произведение прекрасно, а ее колокольчик молчит, похвалы для нее не существует.
Гражданка Америки, она живет в центре Европы в Мюнхене, чувствует себя истинной украинкой, являясь, по сути, человеком мира. Она использует любую возможность для поездки в Украину. Искренне желает видеть нашу страну сильной и независимой, поскольку только в такой стране возможна, по ее мнению, самореализация. Каждая встреча с нашей соотечественницей дает новый импульс к размышлениям о причинах ее успеха. Может быть, он заключается в нечеловеческой работоспособности художницы (ее рабочий день начинается в пять утра) или в способности Андиевской заниматься творчеством в любых, самых неприспособленных для этого условиях. Сама Эмма Андиевская любит повторять фразу, которая, возможно, дает ответ на этот вопрос: «Мужчине, как правило, достаточно просто таланта, а женщине крайне необходимо родиться гениальной».

Ліхнос, Будда, Стефан Малларме, Сергій Проскурня, Варумба Друмбга, Емма Андієвська, Олена Ягодовська, Іван Кошелівець, Франческо Розі, «Мистецьке Березілля», Пауль Целан, Аксель Олександр Цизе, Марк Талов

Previous post Next post
Up