Dec 21, 2009 02:01
Автор: Наталья Смирнова.
Джерело: газета "КоммерсантЪ-Украина", 19.06.2001, с. 10.
Первый этап прдолжающегося в Киеве Арт-фестиваля называется "Инициатива "Проект - 01" и проходит под девизом "Разведка новых территорий". В его программе представлены проекты только что вернувшихся с Венецианской биеннале Наталии Филоненко и Алексея Титаренко. Проекты готовились задолго до форума в Венеции, но кураторы получили шанс скорректировать свои экспозиционные высказывания, согласуясь со свежеприобретенным международным опытом.
В маленьких залах Центра современного искусства "Совиарт" искусствовед Алексей Титаренко представил проект "Катакомбы". Это попытка реабилитации традиционной галерейной экспозиции "чем-то новым, тихим, светлым". Жесткому трансавангардистскому дискурсу, царящему, по мнению Алесея Титаренко, на больших выставках, куратор противопоставляет "весеннее время поисков, новых ощущений - "предчувствий". Покинув глухой угол логоцентризма и фалоцентризма, он наполнил "Катакомбы" женщинами, животными и природой, не забывая при этом о закономерном конце всего этого карнавала. Экспозиция "Вива, Мехико" Глеба Вышеславского посвящена теме загробной жизни. В масштабе коробки-инсталляции самыми крупными объектами являются свеч-лампады, какие продают старушки у входа на Байковое кладбище. Это символ древних тотемов. На втором ярусе коробки - крошечная коленопреклоненная фигурка, обращенная к фотографическому изображению ритуально раскрашенного черепа. Ожидание впечатления у зрителя может затянуться. Анна Сидоренко и Сергей Якунин представили инсталляцию, состоящую из конусообразного куска льда, подвешенного к низкому потолку. Капли стекают на узкий пилон, что символизирует быстротечность бытия или еще чего-нибудь в этом духе. Вокруг пилона разложены камушки. Почти как Йозеф Бойс. Даже лучше. Он тоже создавал масштабные инсталляции из камней, цемента и всякого мусора. Камушки в "Совиарте" смотрятся куда аккуратнее. Проект единственного дипломированного украинского куратора Наталии Филоненко "Хороший, плохой, злой" объединяет художников Украины и России. Видео- и объемные инсталляции, фотопроекты собраны в зале на третьем этаже Украинского дома. Проект построен на динамике жестов, фактур, иронии и темпераментов художников, превративших мастерскую кураторского павильона в сцену. Благодаря небольшим размерам помещения, экспозиция приобретает программную эпичность. Видеоинсталляция Елены Ковылиной "В гостях у сказки" построена по принципу наблюдения за наблюдающими. Под большим экраном устроена импровизированная детская площадка. На ней должны играть и наблюдать за происходящим на экране дети. На экране же художница в костюме Машеньки соблазняет неуклюжего Медведя. Друзья куратора своих детей для художественного эксперимента не дали. Пластмассовый домик из "Дома игрушек" пустовал до прихода посетителей. Но детей, приведенных на Арт-фестиваль прогрессивными родителями, яркое игрушечное сооружение очаровывало. Радуясь разрешению поиграть в нем, они логически завершали инсталляцию, не замечая в бестолковой сказке на экране ничего необычного. Уже в третьем проекте за сезон - после "Чистой комнаты" и "Благородно лишь понимание собственного непонимания" куратора Александра Соловьева - выставлены живописные работы Василия Цаголова из цикла "Украинский Х-файл". Художник импровизирует на тему яйцеголовых гуманоидов. Настойчивость куратора, наконец, оценена - проектом заинтересовалось Национальное Космическое агентство Украины. Серия больших цветных рисунков "Living Boxes" одессита Владимира Кожухаря предлагает игру с образами, извлеченными из педофилического подсознания: в неопределенных замкнутых пространствах неопределенные люди в белой одежде и противогазах манипулируют голыми детьми. впрочем, сцены секса и насилия отсутствуют. В свежем видеофильме Мариана Жунина "Памфлет" (Три сестры и три составные части современного искусства)" играют молодые московские художники. Они с упоением цитируют монотонные монологи из "Трех сестер" Чехова. Им вторят куры. Благодаря живости и непосредственности, поведение птиц вызывает значительно больший интерес. Но возникает ощущение подвоха - деятельность пернатых однообразна и неосознанна. Тема "светского культа, как служения Актуальному искусству" претендует на квазиритуал. Но всякие кружения, позы, жесты, повторения текстов и прочие псевдоязыческие движения скорее напоминают любительский театр абсурда. Иногда и вправду смешной.
Йозеф Бойс,
Володимир Кожухар,
Ганна Сидоренко,
Василь Цаголов,
Маріан Жунін,
Гліб Вишеславський,
Сергій Якунін,
Наталія Філоненко,
Олексій Титаренко,
Олена Ковиліна