Состоявший вчера бой за звание чемпиона WBA Александр Поветкин - Седрик Босвелл, несмотря на победу русского витязя нокаутом, вызвал неоднозначные реакции. Уж очень робко и зажато вел бой в первых раундах панчер (нокаутер) Александр Поветкин, проиграв даже 1-й и 3-й раунды. Как мне кажется причина совсем не в робости русского боксера, а в том, что тренерский штаб Поветкина возглавил знаменитый тренер Тедди Атлас, который решительно взялся за профессиональную подготовку русского боксера. Поговорим об этом поподробнее.
Данную проблему в какой-то степени обозначает шуточный анекдот с глубоким смыслом, так подходящий к названию Александра Поветкина русским витязем. Звучит этот анекдот так:
«Едет русский витязь в чистом поле и подъезжает к камню, на котором написано: «Налево поедешь, по шее получишь. Направо поедешь - по шее получишь. Прямо поедешь - по шее получишь. Задумался русский витязь: «Чтобы это значило?», как откуда-то сверху звучит: «Давай скорей определяйся, а то прямо здесь по шее получишь!».
То есть русского витязя поставили в определенные условия. Это и есть современный профессиональный бокс с развитой индустрией и правилами, которые делают боксера одним из участников индустрии, зачастую не главной. То есть бокс - это бизнес, если хотите, бизнес - план, главная задача которого прибыль, то есть «не проиграть». Многие боксеры идут в профессионалы, но не на всех из них делают ставку крупные промоутерские компании и боксерские конюшни. Бокс - это столкновение двух сильных физически, хорошо подготовленных бойцов, один из которых должен победить. Но именно это столкновение характеров и воли нивелирует профессиональный бокс, для которого поединок - это шоу. Поэтому тренерский и менеджерский штабы ставят задачу продвижения боксера к вершине, чемпионству, посредством постепенного подбора партнеров по силе и рекламной раскрутке каждого боя. Боксер постепенно проводится через череду боев с партнерами, уступающими ему по силе и набирает квалификацию, опыт, пока оказывается способным бросить вызов чемпиону, желательно к тому времени постаревшему и утратившему прежнюю чемпионскую силу. Особую ставку эти боксерские компании делают на таланты, на боксеров, явление в мировой истории бокса. Совпадение таланта и мощной продюсерско-тренерской команды обеспечивает гегемонию имени и компании в боксе. Но здесь же кроется и конфликт между личной установкой боксера на победу - «ПОБЕДИТЬ!», и установкой команды, ведущей боксера к чемпионству - «НЕ ПРОИРАТЬ!». Две мощнейшие психологические установки сталкиваются в личности боксера и тогда... тогда происходит то, что мы наблюдали в двух последних боях Поветкина: с Русланом Чагаевым и Седриком Босвеллом.
Напомню, что в бою с Русланом Чагаевым, который некогда был чемпионом WBA, победив «Зверя с Востока» - Николая Валуева и уступив титул одному из братьев Кличко, Поветкин после шестого раунда стоял на проигрыш боя, пропустив 3 мощных удара Чагаева. Но здесь, неожиданно для многих, Поветкин проявил силу характера, собрался и оставшиеся раунды провел мощно и сильно, не оставив ни у кого сомнений в своем праве на победу и титул чемпиона WBA. Следующий бой с Босвеллом состоялся через три месяца и вот что в частности написал об этом бое обозреватель «Газеты» Дмитрий Кириллов:
«Впечатления от боя остались двоякие. Сначала в Поветкине я не увидел ничего. Победу ему принесло то, что он сумел начать работать серийно, а до этого он не показывал своего уровня. Бил, останавливался, долго ждал. У Босвелла была масса времени, чтобы как-то себя проявить. Хотя по уровню они совершенно разные. Поветкин мог не тянуть до восьмого раунда и закончить все это гораздо раньше. Несколько первых раундов я просто плевался. Я думал, как же так?
Поветкин мог подойти и просто «сломать» Босвелла.
Трудно сказать, почему он этого не сделал. То ли это была тренерская задача, то ли отголоски любительского бокса. Главное, не было такого, что он вышел и смел соперника, который был явно слабее. В то же время, это определенный риск проиграть или травмироваться. Такую чрезмерную аккуратность вполне можно объяснить.
Закончил Поветкин хорошо, но зрелищности в этом поединке не было никакой. Бои с такими соперникам нужно завершать ярче и быстрее, чтобы не возникало вообще никаких вопросов. А так, ходить четыре раунда и не знать, что делать… Это вряд ли кому-то интересно. Я общался со многими людьми, они недоумевают по поводу увиденного. Настоящие чемпионы готовы рисковать, когда они уверены в себе». (См. «Кличко не даст Поветкину расслабиться»,
http://www.gazeta.ru/sport/2011/12/a_3857178.shtml).
Действительно, контраст был разительным. Сначала Поветкин никак не мог подобраться к Босвеллу, который даже выиграл, два раунда из первых трех, а затем, вдруг легко взломал защиту «неуловимого Джо», закончив дело нокаутом. То есть бросается в глаза сходство последних двух боев Поветкина: начинал робко, стоял на грани поражения, затем следовала неожиданная метаморфоза и картина боя менялась на обратно противоположную: преимущество Поветкина было доминирующим и подавляющим. Эти два боя Поветкина объединяет еще одна общая деталь: знаменитый тренер Тедди Атлас, который решительно взялся за профессиональную подготовку Поветкина. Накануне боя он сам рассказал об этом в интервью обозревателя «Спорт-Экспресса» Александру Беленькому:
«- Перед боем Поветкина с Русланом Чагаевым вы не выглядели слишком уверенным. Казалось, что вас что-то беспокоит.
- Я не мог быть доволен. Поветкину предстоял титульный бой, а я поработал с ним перед этим всего три недели. Это слишком мало. Однако за это короткое время мы сделали максимум возможного. В таких обстоятельствах никто не сделал бы больше. Учитывая стиль Чагаева и то, что Александр не набрал тогда оптимальную форму, мы решили, что лучше всего будет вести техничный, а не силовой бой, и наш план, как вы видели, сработал.
- Сработал. Даже в шестом и седьмом раундах, когда показалось, что Чагаев имеет какой-то шанс переломить ход поединка.
- Шестой раунд был самым трудным. Левша Чагаев пару раз здорово попал слева (хотя мы к этому готовились, но невозможно вообще не пропускать ударов), и вот здесь Поветкин показал, насколько лучше у него стала защита. После шестого раунда он очень мало пропускал сильных ударов. Кстати, с тех пор его защита стала еще лучше, что он и продемонстрирует в бою с Босвеллом.
- Еще трудно было не заметить, что Поветкин стал лучше работать левой рукой. Особенно запомнились его серии одной левой.
- Он не только левой стал лучше работать (Тедди Атлас, как Эркюль Пуаро, не любит, когда его хвалят недостаточно и отмечают не все аспекты его работы. - Прим. А.Б.). Он все стал делать лучше. Но, конечно, левая рука у него стала лучше, а это ключ ко всему. Ей ты устанавливаешь дистанцию, защищаешься, подготавливаешь дальнейшие действия. Это как когда садишься ужинать. Надо сначала накрыть на стол и только потом садиться есть. Вот работа левой - это как бы и есть накрывание на стол. Ты должен подготовить почву для того, что будешь делать дальше. Левой "накроешь на стол", а правой "съешь". Впрочем, левой тоже можно "съесть".
Знаменитый тренер не касается темы преображения Александра. Но любопытны его откровения относительно подготовки Поветкина. Продолжим цитирование статьи, вот его исчерпывающая характеристика Босвелла:
«Я хорошо знаю, кто такой Босвелл. Он большой парень с длинными руками, хорошо обученный, с хорошей техникой. Он любит сам контролировать дистанцию и знает, как это делать. Старается занять центр ринга. Если ты будешь ждать слишком долго, Босвелл станет бить сериями и может просто забить тебя. А если ты просто попрешь вперед, он с равным успехом может здорово тебя встретить ударом справа или левым боковым.
В общем, он непростой парень, и ты должен представлять себе, что будешь делать еще до выхода на ринг. При этом Босвелл не любит, когда его прессингуют. Но это все равно не означает, что на него просто можно вот так пойти. Он умеет ставить ловушки. Чтобы против него эффективно работать, нужно забрать у него то оружие, которое так любят все боксеры, предпочитающие работать на дистанции, - джеб. Вот над этим-то мы и работали все шесть недель. Учились, как нейтрализовать его джеб, чтобы потом пойти вперед, но при этом не полезть на него, как на гардероб, и там получить навстречу или завязнуть, а пойти вперед умно, уйдя от его контрударов, и заставить его пятиться. И вот тогда-то его и наказать».
Но еще интереснее его характеристика работы с Александром:
«- Напоследок хотелось бы еще раз вернуться к бою Поветкин - Босвелл. Вы сказали много хорошего о Седрике Босвелле, но тем не менее выглядите очень уверенно. Гораздо увереннее, чем перед боем Поветкина с Чагаевым. Похоже, не сомневаетесь в победе Александра.
- Да, я очень уверен в Поветкине. Думаю, он нокаутирует Босвелла. Может быть, я не должен говорить такие вещи, но я действительно так думаю. Не обещаю, но думаю.
Я всегда очень тщательно подходил к подготовке бойца. Подготовить бойца - это как сложить пазл. Вот ты собираешь какие-то кусочки, собрал - и получилась картинка. Здесь важно не спешить, не подвергать бойца испытаниям, к которым он пока не готов. Именно поэтому я был категорически против боя Поветкина с Кличко два года назад. У Кличко было на счету за пятьдесят боев, у Поветкина, кажется, семнадцать. У него на тот момент просто не было опыта для такого боя. Ему надо было дать время созреть.
Если Александру суждено встретиться с Кличко, то я обеими руками за это, но Поветкин должен был к такому бою готов. С недавних пор Поветкину принадлежит титул WBA - и это добавило ему уверенности. Он сделал еще один шаг. Он знает, что может выступать на этом уровне. Теперь я хочу продолжить развитие. Бой с Босвеллом - еще один шаг. И если Саша сумеет в ринге воплотить в жизнь все наши наработки, он не просто выиграет по очкам, а закончит бой досрочно».
Тренер великолепен и профессионален, но слишком разителен контраст между Поветкиным в начале боя и Поветкиным в конце. Психологическая проблема налицо. Александр очень неуютно чувствует себя в шкуре профессионала, ему милее, «русский бой, удалый!». Вспоминается, как в перовых раундах тренер стремился пробудить Поветкина: «Ты - чемпион. Ты сильнее! Атакуй сериями!», но установка на осторожность, защиту, оборону, сделала русского витязя слабым и трусливым, не зря плевался бывший боксер Дмитрий Кириллов, а зрители откровенно недоумевали. Уж очень Александр не хотел «получить по шее»!
И здесь отчетливо, во всей ее ясности предстает психологическая проблема, не обозначенная ни обозревателями Дмитрием Кирилловым и Александром Беленьким, ни знаменитым тренером Тедди Атласом, но которую, вот уже второй матч подряд сильнейшим образом переживает на себе Александр Поветкин. Эта проблема: несовместимость двух установок - «ПОБЕДИТЬ!» и «НЕ ПРОИГРАТЬ!». Эту проблему блестяще решили для себя браться Кличко, которые выбрали: «НЕ ПРОИГРАТЬ!». Их задача не подпустить к себе, к своему телу, соперника. Природа наградила их статью, силой, длинными и мощными руками, при которых удары левой рукой не менее сильны, чем удары правой, нокаутирующей. Обладая незаурядным джебом, братья Кличко никого не подпускают к себе, удерживая соперников на дистанции и просто избивают их, не входя в соприкосновение. Если для знаменитого панчера Тайсона важен был контакт с противником, ибо его удары были сильнее и мощнее, то братья Кличко наоборот своей силой сделали отсутствие контакта. Многие боксеры пытались прорваться сквозь их защиту, но их всех ждал один и тот же конец: братья держали их на дистанции, изматывали джебами, затем когда измученный и полуизбитый соперник не представлял уже никакой опасности, пускали в дело правую руку, доводя бои до нокаутов и достигая впечатляющей статистики в истории мирового спорта: процентное отношение нокаутов к выигранным боям. Это чисто профессиональный подход. Именно его Тедди Атлас пытался привить Александру Поветкину, создав для него серьезнейшую психологическую проблему.
Не зря Александр взял для себя название «Русский витязь!». Он идет в бой смело, с открытым забралом, и главная сила Поветкина - серии мощнейших ударов. То есть атака!.. Стихия Александра открытый бой, в котором он быстрее и мощнее любого соперника!.. Чем-то Поветкин напоминает знаменитого самородка Роя Джонса, который наплевал на правила профессионального бокса, и обладая ярким талантом и невероятной скоростью, превратил свои бои в спектакль, демонстрацию искусства бокса, защиты, став незабываемым и уникальным явлением в истории мирового бокса. Явлением, которое невозможно повторить, описать, подражать, настолько все личное и имя которому Рой Джонс. В беседе Александра Беленького с Тедди Атласом они вспомнили Роя Джонса:
«В том, что касается таланта самого по себе, Рою не было равных. Но у него не было хорошей техники. Он очень многое делал неправильно, но он делал это правильным для себя. Ему это позволяло его умение предчувствовать развитие ситуации, его скорость, его мощь, его реакция и его молодость. А когда ушла молодость, подсела скорость, реакция чуть-чуть замедлилась, и настало время платить по счетам за неважную технику. Прежде, когда он уклонялся, удар не долетал до него на три дюйма, а теперь на четыре дюйма входит ему в голову. Хопкинс, Джонсон, Тарвер и даже Тоуни, хотя с ним уже все закончено, имели хорошую базовую технику. Поэтому, когда они постарели, у них многое сохранилось. А когда от Роя ушла молодость, он оказался просто голым перед своими противниками.
- Если уж мы заговорили о Джонсе. Как вы думаете, если бы Джонс и Тарвер встретились раньше, кто победил бы?
- Вы забываете, что они встречались, я говорю об их первом бое, и тогда победил Джонс. Вот и ответ на ваш вопрос. И я считаю, что он тогда действительно победил. Однако надо отдать должное Тарверу. Он сумел подготовиться ко второму бою, сумел настроиться, сумел внести коррективы в технику, вышел и казнил Джонса. Тарвер тогда сработал как настоящий профессионал. Что я имею в виду под профессионалом? В данном случае бойца, который мгновенно, если хотите, инстинктивно, решительно, не ведая сомнений, на сто процентов использует сложившуюся ситуацию.
Понятно, что я имею в виду? Допустим, когда Рой Джонс был молодым, в своем лучшем виде, он все равно делал те же самые ошибки. Тогда было куда меньше времени, чтобы ими воспользоваться, но оно все же было. Просто не нашлось бойца, который рискнул бы это сделать. Допустим, когда Рой опускал левую руку, чтобы выбросить свой джеб от бедра, его можно было поймать и нокаутировать. Для этого надо было только решительно пойти вперед и нанести удар. Но люди боялись его скорости, как боялись силы молодого Тайсона. Я хочу сказать, что, если бы Тарвер встретился с Джонсом тогда и при этом настрой на бой у него был такой же, с каким он в реальности вышел на их второй поединок, у него и тогда был бы шанс на победу нокаутом. Не говорю, что он обязательно победил бы, но у него был бы шанс».
Два боя Тарвера с Роем Джонсом - это были бои профессионала защиты с талантом атаки. Если в первом бою победил Рой Джонсом, то втором - профессионал использовал неспособность таланта измениться, изменить самому себе и вскрыл брешь в его защите. Пока талант был молодым и сильным, этого не смог сделать никто, но постаревший Рой Джонс утратил скорость и это стало решающим фактором. Почти все стали бить некогда непобедимого Роя Джонса. Конечно, Александр Поветкин не обладает талантом Роя Джонса, но его стиль требует открытости, смелости в атаке, ибо атака сериями требует определенной безоглядности, а не раздумья «Как бы не получить по шее». Здесь вскрывается еще одна проблема. Она в том, что талант Роя Джонса настолько был ярок и настолько опередил свое время, что ему не встретились соответствующие противники, которые заставили бы его талант засиять новыми гранями, в борьбе, через преодоление. С годами Рой Джонс не только постарел, он приспособился к своим противникам, их уровню. То есть здесь обозначается моя авторская позиция: я считаю, что талант формируется через борьбу, через преодоление. Я не уверен, что путь, избранный для Поветкина его тренером Тедди Атласом, правилен. Мастерство защиты нужно Поветкину вырабатывать с гармонии со своим стилем, а не стиль и характер приспосабливать к профессионализму. Либо Тедди Атлас сломает Поветкина, превратив того в заурядного профессионала, либо Поветкин пробьется сквозь профессионализм и утвердит себя, свой характер и силу, заставив тренера считаться с собой. Пока наш боксер слишком доверяет тренеру и подчиняет себя требованиям жестокого и беспощадного к слабым профессионализма. Я уверен, что профессиональный Поветкин проиграет братьям Кличко, но тот Поветкин, который сумел дважды переломить себя и неблагоприятно складывающиеся бои с Чагаевым и Босвеллом, вполне может победить братьев Кличко, навязав им смелый и бескомпромиссный русский бой, наш русский бой, в полном соответствии с заветом русского полководца Александра Суворова: «Пуля дура, штык - молодец!». На врага без тени сомнений и колебаний! По-русски!