ЛИКБЕЗ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛОВ ч.2

Dec 08, 2009 19:20

Часть 4. ОТРЫВОК ИЗ ЗАПИСИ 6 «ПРАГМАТИЧНЫ ЛИ РУССКИЕ» (ИЗ «ДНЕВНИКА КРИТИКА»)

Но сначала небольшое вступление. В качестве эпиграфа к "Синтезису №2 об идеологии" я привел двустишие из "Фауста" Гёте (в переводе Б. Пастернака):

"Искусственному замкнутость нужна.

Природному вселенная тесна".

Прошу обратить внимание сначала на вторую строчку "Природному вселенная тесна". Из этого вытекает тот факт, что природный и исторический Восток не поддается западному сознанию, что отражено даже в любимом романе русской интеллигенции - "Степном волке" Германа Гессе. Степной - в смысле восточный, пугающий, непонятный, чужой, необъятный, враждебный. Восток - нелогичен, степь бескрайна и с этой стороны Западу всегда грозила неожиданность. Но именно древние греки заложили начало западной цивилизации сведя бескрайний и беспощадный Восток хоть к какой-то мере - в данном случае, конкретно к МЕРЕ АРИСТОТЕЛЯ, основателя первой в мире научной логики - формальной. Таким образом, нелюбимая русскими МЕРА есть НАЧАЛО западного сознания, а следовательно - АБСТРАКТНОСТИ.

Запад берет свое начало из Востока, а научное мышление - то есть неконкретное, не природное из МЕРЫ Аристотеля. Следующим этапом в развитии науки и логики стала немецкая философия, когда Гегель сумел сделать решающий шаг в абстрагировании меры, в результате которого возникла диалектическая логика. Если УЧЕНОЕ сословие берет свое начало от Аристотеля, то настоящий ПРОФЕССИОНАЛИЗМ начинается именно с гегелевского открытия. В чем его суть? В том, что если Аристотель применял свою форму к явлениям и факторам - ПРИРОДНЫМ (то есть КОНКРЕТНЫМ) и производил первичную обработку, то Гегель обратил новую МЕРУ - абстрактную к научным результатам, полученным аристотелевским способом, в результате чего научное сознание полностью оторвалось от природы (конкретики) и начало работать со вторичным материалом, достигая МЕТОДИЧНОСТИ. Аристотель породил УЧЕНОГО, Гегель - ПРОФЕССИОНАЛА (метод). КОНКРЕТНАЯ мера Аристотеля была обращена во внешнее - к природе (и Запад начал расширять свою сферу существования - городскую цивилизацию), АБСТРАКТНАЯ мера Гегеля повернулась во внутреннее - в искусственное пространство (и Запад начал экономически дифференцироваться). Здесь мы можем вспомнить первую часть из уже цитировавшего двустишия Гёте: "Искусственному замкнутость нужна". (...)

...Но почему русские не любят Аристотеля и его МЕРУ? Ответ простой: русские исторически живут между Востоком с его БЕЗМЕРНОСТЬЮ и его вселенской НЕОБЪЯТНОСТЬЮ, и Западом с его РАЗМЕРЕННОСТЬЮ - узким и рафинированным пространством - пространством МЕРЫ, рациональности.

ВОСТОК ДЛЯ РУССКОГО СОЗНАНИЯ СЛИШКОМ ШИРОК, ЗАПАД ДЛЯ РУССКОГО СОЗНАНИЯ СЛИШКОМ УЗОК.

Отсюда вытекает то, простое положение, что у русских СВОЕ ЧУВСТВО МЕРЫ. Восток конкретен, но берет свое начало у ПРИРОДЫ и в этой материальности (конкретности) Восток жесток и бессердечен, человек для него есть явление материальное; Запад сложился из отрицания природы, он обособился от нее в узкое и замкнутое городское пространство (цивилизации), где и материально вырождается, смертельно боясь и опасаясь явлений природы, и совсем не понимая своего духовного предшественника и соседа - Востока. В результате у Запада возникла другая мера - не природная, а ИСКУССТВЕННАЯ, которая тоже неестественна для нормального существования человека, ибо отрицает его материальность, телесность, чувственность. Россия оказавшись между этими двумя гигантскими духовными материками (глыбами!) может выжить только обозначив себя как ТРЕТЬЕ - СВОЮ МЕРУ. И эта мера возникает из синтеза ПРИРОДНОЙ и ИСКУССТВЕННОЙ мер в СОЦИАЛЬНУЮ. Таким образом, утверждение Панченко, что русские ненавидят МЕРУ нужно просто уточнить: русским не свойственна РАЗМЕРЕННОСТЬ (западность), ибо мы близки к природе, Востоку и мы на собственной шкуре убедились, что нужно быть готовым ко всему - замкнутость для нас смерть, ибо от Востока не спасет ничего: нужно понимать Восток (который как говорил товарищ Сухов есть дело тонкое!), нужно понимать ПРИРОДУ.

(...)

Господа, дорогие! (Говорю всей современной русской интеллигенции). Это вы не знаете ни самих себя, ни своих корней, и неспособны поверить в то, что русский народ жив, существует и способен самостоятельно возродиться и спасти как вас самих, так и русское государство. Непрагматичность русского народа - МИФ, старательно растиражированный теми, кто как европейцы Востока, боится своего народа. Доныне, мы русские были под тяжелейшим духовным прессом Востока, до сегодняшнего дня на наше сознание неумолимо давит идеология западная, а то и обе они вместе старательно раздирают Россию на две части, стремясь каждая ухватить свой кусок. Какой тут прагматизм? МЫ ЕЩЕ НИ РАЗУ И НЕ ЖИЛИ В РОССИИ! Ибо только сегодня Россия объявляет себя третьим духовным материком, РАВНЫМ Востоку и Западу.

Только тогда, когда мы заживем в РОССИИ, тогда весь мир и увидит: ПРАГМАТИЧНЫ ЛИ РУССКИЕ?

(18 декабря 2000 г.)

Часть 5. КРИТИЧЕСКИЙ РАЗБОР ОДНОГО УТВЕРЖДЕНИЯ г-на МАЛЕРА

Малер: «...конфликт между восточной и западной Церквами православие воспринимает как внутриевропейский конфликт, как конфликт внутри некогда единой европейской цивилизации. Мировоззренческой основой этой цивилизации является идея ценности человеческой личности, предугадываемая в античной философии, но однозначно выраженная только в Новом Завете». («Рождение православного проекта», см. эту и все цитируемые статьи на сайте http://www.katehon.ru/index.htm).

Нужно обратить внимание на характер связки, то есть то, что не понимает Малер, в силу профессиональной ограниченности: «действия как все», «по общественному договору». Сопоставим две формулировки:

Настоящей русской идеи:

«Россия является, наряду с Востоком и Западом, третьим и самостоятельным духовным материком, на территории которого действует духовный закон Троицы».

Формулировки Малера, концепция «Катехона»:

«...путь Третьего Рима - это третий путь между тоталитарным Востоком и либеральным Западом. Это и есть единственно возможная Русская Идея, лишенная всякого утопизма и алармизма, идея абсолютно трезвая, ясная, реальная, не стремящаяся соединить несоединимое, а лишь восстанавливающая изначальную цельность единой и универсальной христианской Истины».

Обратим внимание на фразу: «идея абсолютно трезвая, ясная, реальная», «не стремящаяся соединить несоединимое», «лишь восстанавливающая изначальную цельность единой и универсальной христианской Истины». Разбив уточняющее высказывание на три части мы получили три варианта указания на особенность профессионального подхода:

- «идея», то есть одна идея, то есть выведенная по способу следствия, то есть новация;

- «не... соединить несоединимое», то есть абстракция соединяет одну абстракцию с другой, но отрицает конкретное, то есть несоединимое с абстракцией;

- «универсальной христианской Истины» - то есть указание на способ мышления и на процесс унификации, универсальности по западному образцу - отрицанию».

Уточним еще раз, что в формулировке Малера все три ключевых понятия, употреблены в западном смысле, по способу образования новации иди следствия - отрицанию: Запад отрицает Восток, а Россия - Запад, ибо она, как пишет Малер, «восстанавливает цельность единой и универсальной христианской Истины», то есть восстанавливает всю абстрактную цепочку Восток - Запад - Россия, где Россия есть последний этап, движения христианской Истины, от Востока к Западу, а затем к России. Запад есть следствие Востока, а Россия есть следствие Запада. Так слова инока Филофея: «Два Рима падоша, а четвертому не быти» оказались интерпретированы профессионально, по-западному. Целостная картина, так как мыслил инок Филофей, не знавший о существовании Гегеля, выстроенная по православному и троичному принципу триединства «Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух», по тому принципу, которым позднее так точно пользовался первый русский философ Николай Федоров: «...самим догматом Троицы нераздельной и неслиянной, понятым как заповедь, ибо объединение земли, освобождение ее от татарского ига и оборона от Запада были в том же смысле христианскими, в каком и заключавшиеся во имя Троицы нераздельной мирные и союзные трактаты: в учении о Троице неслиянной заключалось обвинение магометанского ига, а в учении Троицы нераздельной - обличение розни, которая была следствием отделения Запада от Востока».

(Н.Ф.Федоров. Сочинения. М.:"Мысль", 1982, с.182-183),

оказалась интерпретирована в идеологии множества как три части, то есть не исторически и конкретно как мыслил иной Филофей, а логически и абстрактно, как мыслил немецкий философ Гегель, когда существуют три стадии одной идеи, то есть идет процесс саморазвития и самопознания духа по схеме тезис - антитезис - синтез (новый тезис), когда несовершенные формы (предшествующие стадии) сменяются высшей и совершенной (самопознанием духа).

Таким образом, можно выразить эту схему различного понимания русской идеи таким образом:

- инок Филофей: Триединство как ЦЕЛОЕ: «Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух»;

- Аркадий Малер: Триединство как МНОЖЕСТВО: Бог Сын как Бог Отец, Бог Сын как Бог Сын, Бог Сын как Бог Святой Дух». То есть Запад воспринимает христианство в отрыве от Восточной целостности, а Малер претендует на восстановление первоначальной истины христианства и разрешение конфликта между восточной и западной церквами, которое православие понимает как внутриевропейский конфликт.

- Его ошибку подытоживает философ Николай Федоров: триединство как ОТРИЦАНИЕ ЦЕЛОГО И МНОЖЕСТВА: Троица неслиянная и нераздельная, то есть Россия - это ни Восток (слиянность ЦЕЛОГО), ни Запад (нераздельность множества).

- И наконец, русская идея выявляет ТРОИЦУ ТРИЕДИНУЮ - триединство как ЕДИНОЕ: Бог Отец - Бог Сын - Бог Святой Дух».

Выразим это знаками:

- Инок Филофей: триединство как целое: +, +, +.

- Аркадий Малер: триединство как множество: -, -, -.

Николай Федоров: триединство как троица неслиянная: не +, и нераздельная не -.

Русская идея: триединство как единое: +, -, =.

Таким образом, отчетливо видно что Малер использовал в своем рассуждении идеологию множества (западную логику - метод систематизации). Тогда как настоящая русская философия выявляет противоречия: логическое - между объектом (метод классификации) и субъектом (метод систематизации) и философское - между материализмом (первая родовая форма - природная) и идеализмом (вторая родовая форма - искусственная), достигая из разрешения на основе православной Троицы - в логике посредством синтеза как третьей логической категорией, в философии - посредством реализма (третья родовая форма - социальная).

Процитирую здесь коду (сжатое изложение основной темы в конце произведения) из книги «Синтезис о русской идее», 1998:

«Современный мир знает на уровне логики и практики (сознательного применения) два типа мышления: утверждение (объекта) и отрицание (субъектом).

Синтез в этих двух типах мышления играет подчиненную роль, являясь либо конкретным (объективным) синтезом (согласуя утверждение с утверждением), либо абстрактным субъективным) синтезом (согласуя отрицание с отрицанием).

Сегодня синтез (согласование утверждения и отрицания) становится самостоятельной категорией, утверждая в мышлении (на уровне логики и практики) принцип сознательной троичности.

Объект есть принцип единичного (начального, первичного, созерцательного) мышления теории. Субъект есть принцип двоичного (конечного, следственного, выводного, абстрактного) мышления практики. Синтез, таким образом, есть принцип согласования теории и практики, или, иными словами, принцип создаваемой реальности, ее творчества и преображения - принцип действия.

Принцип сознательной троичности в мышлении есть принцип сознательного творчества - построения новой жизненной реальности.

Реальности гармонии человечества».

Всего этого г-н Малер либо не читал, либо не понял. Именно поэтому его работа, озаглавленная как «Кризис русской философии» оказалась на самом деле о кризисе нынешней российской философии, духовно находящейся в рабстве у западной философии.

Часть 6. Заключение.

«...Запад поставил целью человеческой жизни материальную наживу, выработав целую систему общественных идеалов: от "миллиона долларов" до "бутылки Кока-Колы"... Но за всей этой блестящей шелухой вновь неумолимо встает призрак смерти, родового АПОКАЛИПСИСА, и вновь вспоминаются трезвые слова Экклезиаста: "Суета сует и все суета!". Нет, Запад не сумел разрешить проблему поставленную Востоком: отказавшись от восточной МАТЕРИИ, Запад идеей родового ДВИЖЕНИЯ, только доказал справедливость восточной мудрости, поставив в свою очередь уже проблему ВЫЖИВАНИЯ всего человеческого рода...

Восток стоически ЖДЕТ смерти, исчерпывая свои внутренние силы (природные и материальные запасы), Запад же, весело и нагло, ДВИЖЕТСЯ навстречу смерти, ПРАГМАТИЧЕСКИ выжимая из своего безверия и отрицания все, что только можно выжать... Всемирная экономическая глобализация есть ПРОЦЕСС ВЫЖИМАНИЯ из природы и Востока последних жизненных соков и человеческих (народных) ресурсов... Есть процесс омертвляющей ВЫГОДЫ, прагматического КРОХОБОРСТВА... Иерархия Запада есть иерархия родового паразитизма: УМРИ ТЫ СЕГОДНЯ, А Я - ЗАВТРА...» (Запись седьмая. О природе прагматизма» из «Дневника критика», 14-17 января 2001 г.)

Запад заменил естественный порядок Востока (природный) искусственным, а центростремительный способ организации жизни населения на основе власти (сила) - центробежным способом на основе закона (идеи). Неудивительно, что Россия, принявшая западную идеологию в качестве основы для организации своего государства и жизнедеятельности, утрачивает последние возможности управления собой, своей территории и своим хозяйством, все больше и больше втягиваясь в западную воронку всемирной экономики, испытывающий даже не экономический, а прямо - идеологический кризис.

Западный порядок - это идеологическое насилие как право человека творить свой собственный мир, то есть насилие над естественным (природным) порядком вещей, и замена его искусственным. Именно поэтому модернизм г-на Медведева и инноваторство когорты инноваторов Максима Калашникова (о котором мы так много писали в нашем сообществе) есть дальнейшее разрушение естественного мира России: народа и природы. И западный профессионализм здесь является средством для преображения мира: нужны группы слепых и бесчувственных людей (профессионалов), способных делать свое механическое и идеологическое дело (общественную функцию) по разрушению мира для того, чтобы выживали сильнейшие: сначала группа западных стран, потом элита (лидеры), а затем - самая главная страна, видимо, США, которая окончательно добьет экологию планеты и все природные и народные ресурсы. Профессионалы в России - это слепые и не рассуждающие (точнее, рассуждающие по схеме как роботы) исполнители западной воли и западного порядка, преподнесенного народам мира как прогресс человечества и лидеры движения мира к счастью и процветанию. Но философию, тем более настоящую философию, русскую, не обманешь. И потому ответ на вопрос: «Для чего нужна западная цивилизация и ее кризисы?» предельно прост: для осознания человечеством своей самонедостаточности. Кризисы - это выход из очередной иллюзии, то есть разрушение естественного мира природы и планеты. Кризис требует от человека и человечества задуматься и остановиться. Но иллюзия профессионализма до сих пор сильна до того, что президент России, г-н Медведев, в очередном Послании Федеральному собранию, выработав западную программу модернизации России, в очередной раз пришпорил усталую и измученную страну, направив ее как коня в самый центр центробежной западной воронки: «Вперед, Россия!».

И православный философ Аркадий Малер внес свою лепту в создание этой иллюзии, выдвинув определив роль православия как внутриевропейской идеологии, а причиной кризиса русской философии назвав отсутствие профессионализма.

Слепые поводыри ведут слепые нации и народности к «счастью» гигантской пропасти, а слепые философы профессионально обосновывают этот порядок вещей, лишая Россию последних шансов на изменение этого гибельного для всего человечества движения! И самое главное - суть профессионализма в том, что с философской точки зрения каждое суждение имеет временную (она же - прагматическая) природу: то есть каждое профессиональное суждение ЛОЖНО! Это суть!! Вся западная наука и научная философия оказываются гигантским и призрачным фетишем, который однажды исчезнет, как мираж, в одно мгновение: открыв перед обманутыми народами и человечеством всю правду их беспечного и бесцельного существования на пути к счастью и прогрессу! Это будет начало конца - и над воплями и стонами обманутого человечества явятся бледные как смерть всадники Апокалипсиса!

профессионализм, русская философия, Малер

Previous post Next post
Up