КРИТИКА №66: "РУССКАЯ ДОКТРИНА" КАК РУССКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ

Oct 28, 2009 17:00



"РУССКАЯ ДОКТРИНА" КАК РУССКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ, ч.1 Oct. 28th, 2009 at 4:19 PM http://community.livejournal.com/russian_idea_in/25703.html

ч.2 Oct. 28th, 2009 at 4:22 PM http://community.livejournal.com/russian_idea_in/26069.html

ч.3 Oct. 28th, 2009 at 4:34 PM http://community.livejournal.com/russian_idea_in/26182.html

АВТОРЫ, ИСТОРИЯ, ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Русская доктрина - труд коллектива авторов и экспертов, созданный по инициативе Фонда “Русский предприниматель” под эгидой Центра динамического консерватизма

Основные лица проекта: Андрей Кобяков, Виталий Аверьянов,  Владимир Кучеренко (Максим Калашников),  авторы и члены редколлегии, эксперты, консультанты


Кобяков Андрей Борисович (р. 1961) - основной разработчик, соредактор и составитель Русской доктрины, соучредитель Центра динамического консерватизма. Главный редактор аналитического журнала “Русский предприниматель”. Кандидат экономических наук, доцент МГУ им. М.В. Ломоносова, в 2002-2003 гг. профессор Высшей школы экономики. С 1996 года профессионально занимается журналистикой, работая в качестве обозревателя в ряде деловых изданий (“Эксперт”, “Финансовая Россия”). Автор около 700 публикаций, в том числе книги “Закат империи доллара и конец Pax Americana” (в соавторстве с М.Л. Хазиным).
С 2006 года руководитель интернет-проекта RPMonitor:  http://www.rpmonitor.ru/.


Аверьянов Виталий Владимирович (р. 1973) - основной разработчик, соредактор и составитель Русской доктрины, соучредитель Центра динамического консерватизма. Кандидат философских наук, научный сотрудник Института философии РАН. В 1998-1999 гг. главный редактор “Православного книжного обозрения”. В 2002-2005 гг. издатель и автор целого ряда информационных проектов. Автор книг “Священное предание и секулярная традиция”, “Природа русской экспансии”, многих публикаций в области идеологии, философии, политологии. Персональный сайт http://www.litnasledie.ru.


Кучеренко Владимир Александрович (р. 1966) - известный писатель (псевдоним Максим Калашников), публицист, аналитик. Соавтор и член редколлегии Русской доктрины, соучредитель Центра динамического консерватизма. Журналистикой занимается с 1989 года, работал в газетах "Вечерняя Москва", "Мегаполис-Экспресс", "Российская газета", "Стрингер", журнале “Русский предприниматель”. Автор книг "Московский спрут" (1993), "Москва - империя тьмы" (1995), "Сломанный меч Империи" (1998), "Битва за небеса" (2000), “Гнев орка” (2003), “Оседлай молнию” (2003) (последние две в соавторстве с Ю. Крупновым), “Вперед, в СССР-2” (2003), цикла книг “Третий проект” (2006, совместно с С.Кугушевым), “Война с Големом” (2006), “Сверхчеловек говорит по-русски” (2006, совместно с Р. Русовым) и др. Персональный блог m_kalashnikov http://m-kalashnikov.livejournal.com/.

Авторы и члены редколлегии Русской доктрины: В.В. Аверьянов, А.Н. Анисимов, И.Л. Бражников, Я.А. Бутаков, П.В. Калитин, А.Б. Кобяков, В.А. Кучеренко, Е.С. Холмогоров, К.А. Черемных.

Эксперты Русской доктрины: Р.В. Багдасаров (части 1, 2), В.А. Башлачев (часть 5), Н.Н. Бойко (часть 5), А.Ю. Бородай (части 3, 5), С.И. Гавриленков (часть 4), Ю.Ф. Годин (часть 4), И.А. Гундаров (части 5, 6), С.А. Егишянц (часть 4), М.Ю. Егоров (часть 2), М.С. Ермолаев (введение, часть 2), С.Ю. Ильин (часть 4), В.И. Карпец (части 2, 3, 6), К.А. Крылов (части 3, 6), Н.Я. Лактионова (часть 3), М.В. Леонтьев (часть 4), С.П. Макаров (часть 4), А.М. Малер (части 2, 3), В.Л. Махнач (части 1, 2, 6), И.Я. Медведева (части 5, 6), Д.В. Окунев (части 3, 6), А.Ф. Плугарь (часть 2), С.П. Пыхтин (введение, части 2, 3, 5, 6), М.В. Ремизов (введение, часть 6), А.Б. Рудаков (введение, части 1, 2), А.Н. Савельев (введение, части 2, 3, 5, 6), А.Ф. Самохвалов (часть 4), Р.А. Силантьев (часть 2), Ю.М. Солозобов (часть 6), К.А. Фролов (часть 2), М.Л. Хазин (введение, части 3, 4), В.Г. Харитонов (часть 2), В.Е. Хомяков (части 2, 4), Т.Л. Шишова (части 5, 6), Г.Ю. Юнин (части 3, 5).

Консультанты Русской доктрины, оказавшие неоценимую помощь в работе над Доктриной: А.Р. Алиев, Ш.Г. Алиев, Б.В. Ананьев, О.Н. Аннушкина, В.А. Бадов, М.В. Голованов, В.В. Голышев, священник Владимир Гуркало, А.П. Девятов, В.А. Евдокимов, К.А. Кокшенева, Ю.В. Крупнов, Н.Е. Маркова, С.З. Павленко, В.Д. Попов, И.Л. Самохвалов, Д.Л. Сапрыкин, П.В. Святенков, священник Владимир Соколов, Л.А. Сычева, А. Чичкин.

ИСТОРИЯ
Сергиевский проект возник в начале 2005 года как замысел формирования новой аналитической команды, призванной создать широкую объединяющую общество концепцию консервативных преобразований в России, собрать под эту идею лучшие интеллектуальные силы и силы предпринимателей, неравнодушных к будущему страны. У истоков проекта стояло руководство Фонда “Русский предприниматель”, руководство журнала “Русский предприниматель” http://www.ruspred.ru, выпускаемого Фондом. В январе 2005 года выкристаллизовалась инициативная группа, состоящая из нескольких предпринимателей, близких Фонду и журналу, и трех инициаторов-экспертов, ставших соучредителями аналитической структуры Фонда (Центра динамического консерватизма): Андрея Кобякова, Виталия Аверьянова, Владимира Кучеренко http://www.rusdoctrina.ru/index.php?subject=3.

Тогда же в ходе обсуждения пришло название первого начинания Сергиевского проекта - “Русская доктрина”. Предполагалось, что внутри большого Сергиевского проекта могут развиваться несколько родственных инициатив: аналитическая структура Фонда “Русский предприниматель” со своим автономным режимом работы и собственной траекторией развития, издательские и информационные проекты, клуб идейно близких предпринимателей и государственных деятелей, общественное движение, отстаивающее принципы и проводящее в жизнь положения “Русской доктрины”. (...)
Комментарий: Сразу обозначу свою позицию: я ничего не имею против «Русской доктрины» («РД») именно как доктрины: набора политических положений. Это важный и нужный документ. Но претензия разработчиков «РД» на позиционирование доктрины в качестве национальной идеи считаю преступлением перед обществом и народом России, тем более Всемирным Русским народным собором, которые были введены в обман и прямым проявлением некомпетентности (философской и идеологической) ее авторов. А теперь - критический комментарий.

В свое время Андропов сказал: «Мы не знаем страны, в которой живем». Уже первый абзац данной статьи - «Русской доктрины как национальной идеи» напоминает эти слова всесильного министра КГБ, а затем и генсека КПСС:

«Россия представляет собой самостоятельный человеческий мир, не выводимый из других исторических или культурных субъектов. Существование России безусловно, в нем есть собственная правда, которая не нуждается во внешнем оправдании. Мы - не Запад и не Восток, не окраина Азии и не младшие братья европейцев. Русский мир - особая цивилизация со своим лицом, по-особому смотрящая и видящая человека, общество, историю, Бога».

Доктрина, претендующая на то, чтобы быть принятой в качестве национальной идеи, то есть  интеллектуальное восприятие и изложение позиции России с самого начала утверждает непознаваемость России и отказ от философского изложения: нет ни истории, ни логики. Есть набор положений и красивых фраз, которым в свое время рукоплескал Русский Всемирный народный собор. И бросается в глаза то, что здесь нет единой, объединяющей всех идеи - то есть того главного во имя чего все это разрабатывалось и продвигалось. По сути дела, повторена религиозная и ура-патриотическая формула, которая уже набила изрядную оскомину тем, кто искренне и честно работает на ниве самопознания, пытаясь понять загадку России: «Русская идея - это замысел Божий о России». Хоть смейся и плачь, но эта формула ни на шаг не продвигает в самопознании России и в отражении западной угрозы: вторжения чужеземной идеологии, враждебной русскому менталитету. Той идеологии поклонения золотому тельцу, которая овладела  сознанием государственных мужей, президентов, философов, всего российского общества и которая разрушает страну и уничтожает ее основу: народ и сельское хозяйство. Верить в Россию - это хорошо, это необходимо, но нужно ведь и действовать. Иначе получится как в стихотворении поэта Николая Зиновьева:

«В степи, покрытой пылью бренной,
Сидел и плакал человек.
А мимо шел Творец Вселенной.
Остановившись, он изрек:
"Я друг униженных и бедных,
Я всех убогих берегу,
Я знаю много слов заветных.
Я есмь твой Бог. Я все могу.
Меня печалит вид твой грустный,
Какой бедою ты тесним?"
И человек сказал: "Я - русский",
И Бог заплакал вместе с ним».

Сдается мне, что сегодня Господь не заплачет вместе с русским человеком, а скажет: «Я дал тебе талант, а ты зарыл его в землю и не преумножил!». Творцы «Русской доктрины» поставили именно эту задачу - путем мозгового штурма решить задачу самопознания России. И вот результат - итоговый документ, на котором написаны заветные слова «национальная идея» и первый абзац этого документа, напоминающий о замысле Божьем о России и слова генсека Андропова: «Мы не знаем страны, в которой живем»: «Россия - это самостоятельный мир, не выводимый... Мы - не Запад, ни Восток, не окраина Азии и не младшие братья европейцев...». Итак, делаем вывод, что «РД» - это не философский документ, а политическая доктрина и на этом основании отказываем ему в претензии на название «национальная идея». Ведь идея - это то, что позволяет выработать единую и непротиворечивую позицию (философскую), объединяющую все положения (идеи) в единстве позиции. Если господа разработчики это называют «национальной идеей», то как говорил Илья Ильф: «У вас, мадам, туманные представления о браке. Вас кто-то обманул». Кто-то обманул разработчиков в том, какой должна быть национальная идея или они сами обманулись и теперь обманывают других - это не столь важно. Но вот то обстоятельство, что господа разработчики не различают понятия «национальная идея» и «русская идея» - это уже никуда не годится и обличает профессиональную некомпетентность всего коллектива мыслителей, работавших над «РД».

Если человек пользуется термином «национальная идея» - это означает, что он не отличает национальную идею от русской - это тоже еще полбеды, беда в том, что этот человек не имеет необходимой культуры, чтобы решать вопросы такого уровня - самосознания России и делает шаг назад от философской культуры XIX-X X века, когда русскими мыслителями: писателем Достоевским и философами Вл. Соловьевым, Бердяевым и другими были написаны классические работы о русской идее. Если авторы «РД» совершенно сознательно отказываются от применения определения «русский» в пользу «национальный», то они либо являются идеологическими саботажниками (вредителями) или, если они это делают не сознательно, то интеллектуальными рабами Запада, которые пытаются спасти Россию, находясь сами в интеллектуальном рабстве. Как видим разработчики избрали третий путь: они совместили понятия «русская» и «национальная» идея воедино, что показывает во всей полноте и красе их философскую некомпетентность: эти господа не имеют понятия об основной идеологической проблеме нашего времени: борьбе конкретного и абстрактного начал (Востока и Запада) и о философском прорыве - русской идее, которая избирает третий путь - синтеза или гармонии. Повторяем, поскольку в «Русской доктрине» нет ни истории, ни логики, а только утверждения, то это вновь подводит нас к тому, что это политический документ, изготовленный на злобу дня некомпетентными идеологами. То есть задача самопознания для разработчиков «РД» была не главной, а главной было желание выдвинуться на первый ряд в политической борьбе, получить общественные преференции: финансовую и моральную поддержку. То есть это стремление части национальной интеллигенции возглавить отечественную интеллигенцию и стать властителями умов, иными словами, это внутренняя борьба элит за влияние на общество. Задача объединения элит в единое общество перед этими господами не стоит, ибо суть Запада - разделение людей на индивидуумов и сообщества индивидуумов (сообщество как индивид) не решается и не поставлена, а есть претензия группы людей на возглавление общества. Идея противостоит идее, а сообщество противостоит сообществу. Ура-патриотическая и религиозная интеллигенция противопоставила «РД» либеральной и прочей интеллигенции: именно это обстоятельство выявляется в первом абзаце «РД», где утверждается особость России (Россия - непознаваемое и невыводимое) в отличие от тезиса западников (либералов): Россия как все страны и нации Запада, она ничем не отличается от других и не может претендовать на особую позицию (Для сравнения - Дм. Медведев: «Являясь частью европейской экономики и, соответственно мировой экономики, мы должны принимать правила, сложившиеся в Европе и во всем мире.
...Считать, что у России особый путь и собственный набор вызовов, мне кажется, абсолютно наивно» «Московские новости», 22 июня 2007 г., «Президент или премьер?», с. 12-14.).

Таким образом, вместо того, чтобы преодолеть раскол отечественной интеллигенции: классическое противоречие славянофилы - западники или патриоты- либералы «РД» вбивает новый клин в старое противоречие, вновь жестко и непримиримо заявляя: «Россия - это особая цивилизация...». И на простой вопрос - почему «особая», чем она отличается от Востока и Запада у разработчиков нет ответа, ибо они утверждают: «Мы - не Запад, ни Восток, не окраина Азии и не младшие братья европейцев...». И пусть восточные этносы и западные нации тщетно вопрошают: «Кто вы, куда идете?» разработчики показывают им всем фигу: «Мы - русские! С нами Бог!», обеспечивая самоизоляцию России от всего остального мира и мало того, раскол внутри России и ее общества. Это - идея? Это - лозунги, которых в «РД» набирается неисчислимое множество:
- «Русская доктрина представляет собой не просто попытку идеологического самоопределения ее создателей, но опыт соборного самоосознания России;
- Россия учреждена Богом и не может быть кем бы то ни было переучреждена;
- Сегодняшняя Россия является продолжением исторической России - политический и правовой разрыв с Московским государством, Российской империей или Советским Союзом не признается, поскольку их никто не упразднял. Если вожди и правящий слой не соответствуют исторической России - это не отменяет самой России и присущей ей внутренней правды;
- Мы являемся государственной нацией. Каждый русский гражданин - частица государства и носитель государственности. Эта уникальная государственность формировалась как мир миров, дом многих и разных народов - такого опыта не было и нет ни у одной страны так называемого «цивилизованного человечества;
- Русский дух кристаллизуется в социально значимых формах и результатах - его величие запечатлено в великой религиозной Традиции и в великой мирской Культуре;
- Наша задача и долг не угодить всему миру, а отвоевать и сохранить необходимое духовное и физическое пространство для утверждения своей Традиции-Цивилизации;
- Кому-то покажется удивительным, но после разрушительного Смутного времени 90-х годов в начале нового столетия у России появляется шанс возглавить процесс построения новой макрорегиональной системы;
- Россия должна рывком выйти на иную траекторию развития, став новым мировым центром технологического и инновационного синтеза, основным игроком наступающей когнитивной эпохи, в которой наука выступает ведущей, стратегической производительной силой.

Я думаю достаточно примеров для иллюстрации того, что «РД» является набором лозунгов, так хорошо знакомых нам в советское время: «Коммунизм - это молодость мира и его возводить молодым!» или «Марксизм - не догма, а учение!», «Учение марксизма-ленинизма всесильно потому, что оно верно!». Нужно на место «марксизма-ленинизма» поставить «русские», «Россия» и все старые советские лозунги можно доставать из сундука памяти. Кстати, апелляция к советскому прошлому и опыту еще один характерный признак «РД», особенно в этом отличается один из разработчиков - Владимир Кучеренко, который даже избрал себе псевдоним «Максим Калашников» и даже фотографируется с автоматом Калашникова, который считает идеальным образцом советского производства. Понятие, употребленное Кучеренко в одном из статей «СССР-1» недвусмысленно намекает на идею «СССР-2» усовершенствованного и обновленного технической творческой модернизацией нового Советского Союза, о чем также говорит один из вышеперечисленных тезисов, повторяю: «Мы являемся государственной нацией. Каждый русский гражданин - частица государства и носитель государственности. Эта уникальная государственность формировалась как мир миров, дом многих и разных народов - такого опыта не было и нет ни у одной страны так называемого «цивилизованного человечества». «Такого опыта не было и нет у так называемого цивилизованного человечества» - прямая и недвусмысленная апелляция к опыту СССР. То есть «РД» смотрит в недавнее прошлое и столь же куце - вперед: мол СССР нужно подреставрировать, а труд коммунистический заменит трудом творческим - и восстанет Россия, и понесется и расступятся перед ней другие народы и государства! А вот почему рухнул Советский Союз - сия тайна велика есть для разработчиков «РД», мол, труд был нетворческий, принудительный. Остается только заменить партию коммунистов на «когорту инноваторов» (понятие использованное в одной из статей Максима Калашникова) и счастливая Россия воспрянет в облике нового модернизационного и инноварского СССР-2. Инноваторы вместо коммунистов и будет всеобщее счастье России.

Так почему же развалился Советский Союз? - ответим на этот сакраментальный вопрос и зададим следующий, новейший: «В чем причина мирового экономического кризиса, потрясшего ныне мировое экономическое хозяйство и особенно тяжело прошедшего по сырьевой экономике России?». Ответ нашего правительства и, в частности, Максима Калашникова, вкупе со всем коллективом «РД», отсталость российской экономики, особенно ее сырьевой характер, недостаток модернизации и инноваций, который возник из-за того, что в Советском Союзе была неэффективная (государственная) экономика. Таким образом, президент Медведев уповает на техническую модернизацию экономики, а Калашников предлагает русские инновации, которые позволят далеко опередить технического монстра - железный Запад. Мол, станем как Запад (призывает президент в статье «Вперед, Россия!», а Калашников и коллектив «РД» призывает этот самый Запад переплюнуть - стать больше Западом, чем сам Запад: «Россия должна рывком выйти на иную траекторию развития, став новым мировым центром технологического и инновационного синтеза, основным игроком наступающей когнитивной эпохи, в которой наука выступает ведущей, стратегической производительной силой». Те есть причина не в социальных отношениях, а в экономических, технологических и научных. Эти господа словно не видят развала сельского хозяйства России и свой собственный вымирающий народ, которому насильно прививается чуждый образ жизни и менталитет конкуренции и технико-экономического успеха: предпринимательства за счет других: народа и природы. Причина всемирного кризиса проста: планета больше не выдерживает доминирования этого технологического и идеологического монстра - западной городской цивилизации, которая кормится за счет традиционного хозяйства Востока, обрекая последнего - свой собственный базис - на нищету и прозябание. Причина развала Советского Союза столь же проста - несоответствие идеологической и технологической системы сельскому хозяйству и крестьянскому населению: страна больше не могла кормить своих идеологов (коммунистов), а вместе с ними и половину земного шара: социалистическое хозяйство стран содружества. Иными словами, всемирное противоречие между двумя формами жизни и деятельности - сельским Востоком и городским Западом - причина всемирного экономического кризиса, который почему-то называется экономическим, хотя на самом деле является планетарной проблемой человечества, то есть носит социальный характер. А это же несоответствие между селом и городом - неспособностью природы и сельского населения обеспечить все возрастающие запросы надстройки - общества и города как технологического монстра причина развала колосса на глиняных ногах - Советского Союза. И теперь этот истощенный организм - природы и народ России собираются пришпорить к новым рывкам и напряжению: «Вперед, Россия!» (Медведев) и «Россия должна рывком... стать мировым центром технологического и инновационного синтеза» («Русская доктрина»), то есть снова лечить социальные проблемы техническими средствами. Это хуже чем преступление, это ошибка, из-за того, что сознанием наших идеологов (либералов и патриотов «РД») владеет идеология Запада. Интеллигенция России снова пытается вести народы России к счастью и процветанию: ни развал Советского Союза, ни всемирный экономический кризис ничему их не научили: они как мыслили мелко, идеологически, так и продолжают мыслить: претендуя на национальную идею.

Закончу я большой цитатой из «Русской доктрины»:

«Самостояние не означает изоляционизма, оно означает отсутствие боязни «не быть принятым в Азии» или «выпасть из Европы». Стояние русского человека в себе есть, по существу, стояние в истории - благо она движется по своим законам, а не в соответствии с догмами западников или поклонников восточных ценностей. Азия и Европа могут развиваться в разные эпохи по-разному, по-своему, наше дело - не прислоняться к ним как к своей опоре, не рассчитывать на них, а сообразовываться с мировыми процессами, вовремя подставлять ветру свои паруса, заблаговременно готовиться к бурям, гибко использовать смену мировых течений во благо России. В то же время миссия Русской цивилизации - удержать род людской от катастрофы. Спасая себя, великая Россия выручает все человечество. Ибо единственный шанс русских на будущее - в построении цивилизации нового типа, цивилизации справедливости, мудрости и милосердия».

Вы им верите, уважаемый читатель? А я - нет, ибо моя память хранит слова, сказанные одним из руководителей Советского Союза: «Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме!». Аплодисменты, переходящие в овацию, все встают! Сравнительно совсем недавно история повторилась, этим словам рукоплескали на Всемирном русском народном соборе. Вот информационное сообщение:

«20.08.2007 20:10 (обновлено 20.09.2007 19:12)
На Соборных слушаниях ВРНС обсудили "Русскую доктрину"

20 августа на Соборных слушаниях Всемирного русского народного собора была обсуждена так называемая Русская доктрина - масштабная программа национального развития, которую в 2005 г. начали разрабатывать руководители фонда "Русский предприниматель" Олег Костин и Сергей Писарев, а также сотрудники одноименного журнала Андрей Кобяков, Владимир Кучеренко (Максим Калашников), Виталий Аверьянов.
Участники слушаний в целом положительно оценили "Русскую доктрину". Как сказано в итоговом протоколе, "было признано, что главные инициативы ВРНС последних лет и стратегия «Русской доктрины» во многом созвучны друг другу. Доктрина, созданная по инициативе фонда «Русский предприниматель», представляет собой важный вклад в мировоззренческое и политическое самоопределение России. В предельно сжатом виде предлагаемое авторами доктрины видение будущего страны может быть определено как «динамический консерватизм».
Участники слушаний свидетельствуют, что в «Русской доктрине» нашла отражение многократно заявленная Собором идея о том, что традиционные нравственные и духовные ценности должны быть основой общественного, политического и экономического развития страны.
За время, прошедшее с момента создания «Русской доктрины», многие из вошедших в нее идей оказались востребованными государственными институтами и деятелями, политическими партиями, общественными объединениями России". (см. http://www.patriarchia.ru/db/text/283388.html).

Эх, если бы такое внимание да русской идее! Но увы, на виду все яркое и блестящее, шумное да громогласное. А заявление простого русского человека, аж с 4 марта 2000 г. об открытии русской идеи (см. http://www.kcherepanov.narod.ru/dfns/zyvl.htm), как было так и осталось, так и остается незамеченным: ни обществом, ни разработчиками «РД», ни президентами, ни Всемирным Русским народным Собором. Почему? Да потому что эти господа не верят в свой собственный народ, в то, что простой человек из народа может разрешить сложнейшую философскую проблему, которую не смогли решить блестящие умы и философы прошлого. А без опоры на народ Россия не поднимется и пока продолжается общественное и правительственное, вкупе с церковным, замалчивание русской идеи - продолжается и безверие в русский народ.
Русский народ еще в марте 2000 года объявил русскую идею найденной. Услышьте же его!

Адрес статьи http://www.marsiada.ru/359/1674/4439/

силовой либерализм, русская доктрина, русская идея, критика

Previous post Next post
Up