Эвген Бавчар-Слепой фотограф! И невозможное возможно!

Apr 01, 2010 14:15


Текст: Анна Моисеенко

Черно-­белые фотографии слепого словенского фотохудожника Эвгена Бавчара похожи на обрывки воспоминаний или фрагменты снов. Они открывают красоту иной реальности, которая недоступна человеческому глазу, но может быть передана с помощью неуловимых образов, рожденных сознанием незрячего человека. Эти магические изображения вызывают противоречивые эмоции, ведь мастер показывает мир таким, каким мы его не видели и никогда не увидим.




Эвген Бавчар родился в Словении в послевоенном 1946 году. Дети его поколения привыкли к новым опасным «игрушкам»: оставленным на полях сражений минам и снарядам. В 11­летнем возрасте один из таких снарядов лишил Эвгена зрения. Отныне он должен был научиться жить в абсолютной темноте, или наоборот - наполнить свой мир новым светом.




Эвген вспоминает, что видел цвета, когда был ребенком. С тех пор он раскрашивает мир, используя палитру основных красок, которую взял из своих воспоминаний о людях, о траве, деревьях, солнце и небе. Любимыми цветами фотограф называет голубой и красный. Последним, что ему удалось увидеть в красках, была ярко­красная юбка подошедшей к нему девочки. Этот цвет стал самым последним воспоминанием слепого художника... Сейчас цвет становится для Эвгена Бавчара «одной из форм внутреннего видения». Он видит не только черно­белые, но и цветные сны, и старается запомнить в них как можно больше красок, чтобы после пробуждения мир не представлялся одноцветным.




После произошедшего с ним несчастного случая, Бавчар начал обучение в Центре для слепых детей, а затем в лицее города Любляна. Там он сделал свои первые, еще неуверенные шаги в фотографии. По окончании лицея начинающий фотограф самостоятельно уехал в Париж, где в 1976 году, прослушав курс лекций по философии в Сорбонне, защитил докторскую диссертацию на тему «Эстетика Теодора Адорно и Эрнеста Блоха». В 1981 году он окончательно решил обосноваться в Париже, получил французкое гражданство и стал стипендиатом французского правительства.




Учителей в профессии у него не было, поскольку школ для слепых фотографов в мире не существует. Пользоваться фотоаппаратом Эвген Бавчар научился с помощью друзей. По собственному признанию, он не владеет техникой в совершенстве. Присутствие человека определяет на слух, исследует на ощупь объекты и пространство в целом, просит подробно описывать ему получившиеся кадры. Для каждого снимка старается мысленно создать образ, который стремится передать в изображении. Самой прекрасной картиной, сохранившейся в памяти мастера еще до того, как его глаза перестали видеть, стал пейзаж прекрасной долины его родного края: «Там ветер поет колыбельную, укачивает, треплет шевелюру деревьев, беспокоит лица случайных путников на дороге, вносит сумятицу в определенный порядок на земле - в ее организованное пространство. Но сколь чудесна эта сумятица, этот беспорядок, магия, волшебство, очарование! Для меня это крайне существенно, я очень люблю мир в беспорядке, запутанный, не похожий на большое тихое кладбище. Именно таким представляется мне «порог» рая, та самая картина долины моего детства, подчиненная ветру...»




Первая официальная фотовыставка Эвгена Бавчара состоялась в 1987 году и сразу привлекла огромное внимание, как критики, так и публики. Вернисажи фотографа стали проходить во многих странах мира. Издательства публиковали фотоальбомы и художественные произведения слепого мастера. Сейчас он уже не только известный фотограф, но писатель и философ. «Стараясь соединить в себе три измерения, я прежде хочу оставаться самим собой, - говорит Эвген Бавчар. - Я стараюсь самостоятельно, в меру своих скромных возможностей, самым естественным путем постичь мир и описать его светом, так как, будучи фотографом, я, разумеется, работаю со светом. Как писатель я стараюсь выразить то, что под силу словам... глаголам. Я связываю воедино глагол и изображение в своем миропонимании и самовыражении. Эти два аспекта непроизвольно дополняют друг друга. Я занимаюсь осмыслением изображения. В значительной мере я вынужден прибегать к его осмыслению, поскольку мы живем в мире изображения».




Мастер признается, что чувствует свою принадлежность к западноевропейской культуре, равно как и к восточноевропейской. Его работы сравнивают с картинами Франсиско Гойи и запечатленной на фотопленку игрой света и тени. Фотография становится для художника способом общения с окружающим миром.

Несмотря на многочисленные предложения, сам Эвген Бавчар пока не берется обучать слепых детей искусству фотографии. Однако, вдохновившись его опытом, за эту работу взялся один из чешских коллег, и уже несколько незрячих детей сейчас успешно занимаются фотографией...При использовании материалов сайта ссылка на fotodelo.ru обязательна.
Copyright © 2001-2010 «Фотодело»
Постоянный адрес страницы: http://www.fotodelo.ru/?t=eML9oT120619ceW9qQ9257
Еще статьи в рубрике
Фотожизнь / История фотографии:

интересное, тру, искусство, лайв, слепой художник, Эвген Бавчар, невероятное

Previous post Next post
Up