"Мир изменился. Я чувствую это в воде, чувствую в земле..." Ну а лично я это ощущаю в том, что студенты начали нанимать репетиторов. Студенты. Репетиторов. Не стыкуется. Совсем. А ведь студентом я перестала быть только лет десять назад.
Видимо, стереотип "голодного сдудента" уходит в прошлое... Нет, я давно в курсе, что часто покупают решения задач, котрольных, чертежи, курсовые. Даже он-лайн помощь на экзаменах практикуется. Сама в этом бизнесе была, и меня там поражали исключительно масштабы, а не сам факт таких сделок.
А вот почему-то использование услуг репетитора задело... Теперь пытаюсь разобраться, почему.
На днях занималась со студенткой из Москвы, готовились к экзамену по коллоидной химии. Ну как, готовились, я читала вслух электронный вариант лекций. Хорошо, конечно, читала, с выражением, с комментариями, но чувствовала себя обманщиком, как поросенок Фунтик из мультика. И попутно меня мучал вопрос, почему человек сам не может сесть и почитать эти лекции? Ну ладно, есть список вопросов к экзамену, надо подобрать, что точно надо почитать и законспектировать по каждому вопросу. Пытаюсь набросать краткий конспект и через полчаса натыкаюсь в сети на готовый файл ответов на билеты из даного ВУЗа. Все вопросы освещены, плюс приведено решение всех задач в билетах! Не файл, а сказка! Забрасываю свой коспект, на следующем занятии с гордостью отправляю файл девушке. Вот, мол, проблема решена, дальше дело техники. На что девушка мне отвечает, что такой файл у нее уже есть и предлагает продолжить занятие. Я в состоянии легкого шока. Подобный список ответов был бы лучшим подарком ко многим моим экзаменам - ничего не надо выбирать из учебника, сиди и учи. И в этом, видимо, проблема. Очень многие выпускники и, видимо, уже студенты не умеют учиться самостоятельно. В принципе, это уже заметно при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ. Большинство моих учеников учебник не читают, в принципе. А зря, там бывает много интересного... Вот, кстати, надо будет попробовать стимулировать самостоятельное изучение материала.
Складывается такое ощущение, что люди считают сам факт наличия репетитора уже решением проблемы. Типа, они же сделали усилие, подобрали преподавателя ребенку, все должно наладиться. А то что ребенок должен научиться учиться сам - както упускается из вида. А когда ребенку учиться самому? Он после школы часов в 5-6 домой приходит (особенно в 9 и 11 классах), плюс два-три репетитора, некоторые по два раза в неделю... Как они так вообще выживают?
Вот у нас в школе вообще была пятидневка, максимум шесть уроков, репетитор у меня по химии был полгода, задачки решали. И перед поступлением читала сама пособия для поступающих в ВУЗы, как подавляющее большинство из тех, что туда поступал... И сессии сами сдавали, имея на руках кирпич в килограмм весом и чужой конспект... Ну, списывали, конечно, если получалось...
В общем мир, изменился. Теперь к полезной способности студента "не знал, но вспомнил", у меня добавилась способность преподавателя "впервые вижу, но могу понятно объяснить". Практикую, прокачиваю. Скоро можно будет писать объявления: "Прочитаю вслух любой учебник. Вдумчиво, с выражением, с полезными, немного ироничными комментариями." Думаю, клиентов будет много...