Оригинал взят у
bemmby в
Коков Справедливый : Кавказская политикаМаксим Павленко, журналист
В рубрике «Особое мнение» мы знакомим читателя с самыми актуальными и заслуживающими внимания материалами. «Кавполит» напоминает, что мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.
Несколько дней назад врио главы КБР Юрий Коков на совещании по вопросам развития сельского хозяйства республики поручил проверить эффективность использования земель сельхозназначения, которые при бывшем главе Кабардино-Балкарии Арсене Канокове активно передавались под садоводство.
Похоже, это только начало масштабной ревизии экономической политики Канокова, если учесть, что вскоре после совещания по сельскому хозяйству министр регионального развития РФ Игорь Слюняев во время своего визита в Нальчик дал разгромную оценку экономического положения республики. Главное только, чтобы борьба с «перекосами» не вылилась в банальный передел собственности.
Яблоки вместо зерна
«Известно, что во все времена у нас в республике развитие садоводства велось в горной и предгорной зоне. Сегодня же под сады отданы плодородные пахотные земли, на которых ранее возделывались зерновые культуры. Теперь они на многие годы потеряны для этих целей», - заявил Юрий Коков 23 января в ходе обсуждения проблем сельского хозяйства КБР.
По словам врио главы республики, в ряде сельских поселений большую часть земель арендуют несколько крупных бизнесменов, а большинство жителей не имеет доступа к земле, наиболее острая ситуация в Черекском, Баксанском, Зольском и Прохладненском районах. Такое положение дел вызывает недовольство населения, которое Юрий Коков признал обоснованным. «Во всем этом нам предстоит тщательно разобраться, - сказал он. - Мы во всем должны исходить из принципа соблюдения социальной справедливости».
В годы руководства Арсена Канокова развитие так называемого интенсивного садоводства действительно стало одним из главных приоритетов сельского хозяйства Кабардино-Балкарии. Начиная с 2008 года было заложено более 2 тысяч га садов. А к 2020 году планировалось довести их площадь до 15 тысяч га и к 2024 году собирать порядка 1 млн тонн плодово-ягодной продукции в год. Кроме того, активно развивалось виноградарство: в 2008-2012 годах было заложено порядка 1,2 тысячи га виноградников, а к 2020 году их площадь должна была составить 3 тысячи га.
Одной из главных причин перехода от выращивания зерновых к садоводству и виноградарству было стремление уйти от былой специализации республики на производстве спирто-водочной продукции. Значительная часть выращиваемого зерна находила применение именно в этой сфере.
Во многом это было связано с политикой федерального центра, который в последние годы принял сверхжесткие меры по сокращению числа региональных производителей алкоголя. Северный Кавказ оказался под «раздачей» едва ли не первым - достаточно вспомнить, что в Северной Осетии некогда знаменитое производство водки практически полностью исчезло за считанные месяцы.
Первые признаки заката спирто-водочной отрасли в Кабардино-Балкарии появились три-четыре года назад, когда Росалкогольрегулирование проводило массовое перелицензирование предприятий отрасли. И хотя, в отличие от соседней Северной Осетии, в КБР многим предприятиям удалось продлить лицензии, для бюджета республики их деятельность уже не имела такого эффекта, как раньше. В одном из интервью 2011 года Арсен Каноков говорил, что в 2010 году темпы роста доходов бюджета КБР составили всего 6% на фоне увеличения на 21-35% в три предыдущих года, в том числе из-за изменений на рынке алкогольной продукции.
Структурная перестройка сельского хозяйства в этой ситуации действительно казалась разумным выходом, и новые направления быстро получили массовый характер. По официальным данным, в прошлом году в КБР закладкой садов интенсивного типа занимались свыше 50 сельхозорганизаций и индивидуальных предпринимателей. Однако основными хозяевами садов и виноградников стали крупные бизнесмены, быстро сделавшие при Арсене Канокове административную карьеру.
Наиболее заметной фигурой среди бизнесменов-чиновников «каноковского призыва» был Альберт Каздохов, ранее возглавлявший ряд предприятий спирто-водочной отрасли в Урванском районе. В 2007 году Каздохов стал главой администрации Баксанского района, а подконтрольная ему группа компаний «Инвест-Бизнес» начала активно входить в сферу садоводства. В 2011 году Альберт Каздохов был назначен министром сельского хозяйства КБР, а в ноябре прошлого года повышен до ранга вице-премьера. Но с приходом Юрия Кокова он был одним из первых, кто покинул состав правительства республики.
В сфере виноградарства самым крупным игроком при Арсене Канокове стал предприниматель Тембулат Эркенов, основатель концерна «ЗЭТ», крупнейшего предприятия в пищевой промышленности КБР, который некогда также был заметным производителем спирто-водочной продукции. Однако затем произошла переориентация алкогольного направления на вина. В 2011 году была произведена полная модернизация винного производства, а площадь виноградников «ЗЭТа» превысила тысячу га.
При Арсене Канокове Тембулат Эркенов тоже пошел по административной линии. В 2007 году он был назначен министром сельского хозяйства республики, а в 2010 году вице-премьером. Однако осенью 2012 года ему пришлось покинуть правительство КБР. За несколько месяцев до этого следственное управление МВД по КБР возбудило уголовное дело по факту хищения федеральных бюджетных средств в особо крупном размере в компании «ЗЭТ-Алко», принадлежащей семье вице-премьера.
Махинации с бюджетными средствами, которые выделялись на поддержку сельского хозяйства, стали еще одной темой, которой уделил внимание Юрий Коков на недавнем совещании. Хорошо известно, что развитие новых направлений АПК в Кабардино-Балкарии щедро субсидировалось. В частности, субсидия на один гектар закладки садов интенсивного типа составляла 136 тысяч рублей, виноградников - 50 тысяч рублей.
В результате, по данным Минсельхоза РФ, господдержка из федерального и регионального бюджета на закладку и уход за многолетними насаждениями за 2008-2013 годы составила в КБР свыше 612 млн рублей. Однако несправедливое распределение средств господдержки, как сообщил врио главы республики, вызывает недовольство населения.
Источник фото: kbr-time.ru
В то же время постановка вопроса в духе «Сады или пашня?» с точки зрения актуальных производственных показателей выглядит не слишком убедительно, поскольку в прошлом году в Кабардино-Балкарии был поставлен исторический рекорд по сбору зерновых - 1 млн тонн. Этого удалось добиться прежде всего благодаря обновлению технической базы земледелия, что, в свою очередь, стало прямым результатом мер по господдержке отрасли.
Например, одна из агрофирм КБР благодаря использованию капельного орошения получила урожайность кукурузы в 160 центнеров с гектара при обычном показателе 60-80 центнеров. Высокую урожайность демонстрируют и интенсивные сады: в одном из хозяйств в Баксанском районе сбор яблок увеличился в три раза - с 3 до 9 тысяч тонн.
Другое дело, что эти достижения теряют убедительность на фоне нерешенного земельного вопроса, который давно порождает недовольство населения. При Арсене Канокове о земельной реформе говорилось не раз, но дальше разговоров дело почти не пошло. А тем временем шла концентрация сельхозземель в руках крупных, хотя и явно высокоэффективных хозяйств. Судя по первым заявлениям Юрия Кокова, новый руководитель республики с такой ситуацией в принципе не согласен.
«Игра в одни ворота»
Но одним лишь сельским хозяйством ревизия экономической политики бывшего главы КБР, похоже, не ограничится. Это стало понятно после недавнего визита в республику главы Минрегиона Игоря Слюняева, который открыто заявил о плачевном экономическом положении региона.
По словам Слюняева, по итогам 2013 года по сводному индексу социально-экономического развития регионов России, а также по показателям инвестиционной привлекательности, доходов и занятости населения Кабардино-Балкария занимает 80 место (или четвертое с конца), по уровню развития реального сектора экономики - 67 место.
«Я просил бы попытаться понять приоритеты с точки зрения стратегии развития КБР, - посоветовал министр новому руководству республики. - Что вы считаете для себя доминантой в ваших подходах? Где вы видите конкурентные преимущества республики? Каким образом мы будем выстраивать наши отношения: федеральный центр и республика? Большой вопрос. Он остаётся открытым».
Отдельная часть выступления Игоря Слюняева была посвящена эффективности программ господдержки экономики, в первую очередь двум инвестпроектам, которые в период руководства Арсена Канокова получили госгарантии российского правительства (производство рентгеновского оборудования «Севкаврентген-Д» и строительство завода чистых полимеров «Этана» в Майском районе КБР).
В ходе реализации первого проекта министра не устроил объем производства - 50 единиц продукции за прошлый год. «Когда мы идём по пути поддержки инвестпроектов за счёт средств бюджетной системы и институтов развития, мы должны давать некие индикативные показатели, в том числе уровень оплаты труда, объём налогов и сборов, отчисляемых в бюджетную систему, протяжённость налоговых каникул, - прокомментировал этот показатель Слюняев. - А у нас получается игра в одни ворота. Мы дали землю, дали инфраструктуру, дали налоговые каникулы и в итоге получили 50 единиц рентгеновского оборудования. Это что такое? Это экономика?!»
Еще более многозначительно глава Минрегиона высказался по поводу проекта «Этана»: «Все обязательства перед инвестором государство выполнило в полном объеме, инфраструктура создана, а производства пока нет. Реализация проекта идет с опозданием на два года. С этим будем разбираться в начале февраля с приглашением специалистов из республики, инвесторов и ВЭБа. Надо ускоряться, либо, если не получается ускоряться, менять инвестора».
Оборот «менять инвестора» из уст федерального министра звучит как минимум угрожающе, особенно если вспомнить, что Кабардино-Балкария получила проект «Этана» благодаря усилиям Арсена Канокова по привлечению в республику внешних инвесторов (первоначально предприятие планировалось строить в Ставропольском крае).
В июне прошлого года, когда строительство завода началось, о том, что реализация проекта идет с опозданием, не говорилось. Но даже если это и так, то причиной явно стало затянувшееся создание инфраструктуры за счет бюджетных средств. К тому же Счетной палатой были обнаружены нарушения в расходовании средств Инвестиционного фонда РФ, что в конечном итоге повлияло на судьбу министра строительства и архитектуры КБР Артура Мамиева, который отправился в отставку сразу с приходом Юрия Кокова.
Так что начатая новым главой КБР ревизия в экономике республики не должна ударить по тем достижениям, которые были сделаны его предшественником. А такой риск сейчас, безусловно, существует.
Комментарий эксперта
Владислав Варшавский, генеральный директор аудиторско-консалтинговой группы Южный инновационно-консалтинговый центр (Краснодар):
Учитывая экономические показатели региона, вопрос перераспределения земель, который в последнее время заставил о себе вспомнить, своим началом уходит, конечно же, не в «перекос» сельхозкультур. Распределением земли в КБР занимаются ещё с начала 90-х, и по сей день вопрос остаётся открытым.
С одной стороны, есть жители, которые хотят иметь дополнительные земельные участки в собственности, причём без особых целей. Кто-то - чтобы действительно заниматься подсобным хозяйством, другие - чтобы сдать потом этот же участок в аренду и получить деньги, третьи - просто потому, что так было когда-то давно, а значит, так и должно быть сейчас.
С другой стороны, есть государство, которое понимает, что, допустив свободную раздачу земель сельхозназначения жителям, оно может сразу ставить крест на экономике региона. Ведь все прекрасно понимают, что когда хозяин один, то он есть, а когда хозяев много, то можно сказать, что реально хозяина нет. Этот вопрос на самом деле очень спорный, и каждая из сторон может привести тысячу реальных доводов в свою пользу.
На сегодняшний момент в республике земельное законодательство не в полной мере соответствует законодательству федеральному. Если Федеральный закон 2003 года «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» разрешает куплю-продажу земли, то, согласно местному законодательству, земля в Кабардино-Балкарии находится в собственности муниципалитетов, которые наделены правом сдавать ее в аренду.
В ФЗ, конечно, есть пункт о том, что субъекты РФ имеют право решать вопрос о приватизации земли в соответствии с местными условиями, и в КБР в 2004 году соответствующим указом решили отложить введение частной собственности ещё на 49 лет. Несколько раз были попытки привести местное законодательство в соответствие с федеральным, но по той или иной причине решение вопроса откладывалось вновь и вновь.
Понятно, что распределение земель - это скорее социальный вопрос, нежели экономический, и решить его справедливо на самом деле очень трудно, поэтому мало кому хочется реально вникать в процесс и действительно его решать. В народе бытует мнение, что чиновники находятся в сговоре с крупным или средним бизнесом, который и является основным арендатором земель, делят субсидии и прочие государственные блага, перекрыв путь к аренде для простых граждан.
На сегодняшний день условия аренды земли в КБР действительно отличаются от закреплённых государственными законодательными нормами. Вместо срока аренды до 49 лет земля сдаётся фермерам только на 7 лет.
Многие жалуются, что местные власти отказывают им в продлении срока и в перезаключении новых договоров в связи с изменением планов использования этих земельных участков. Плюс постоянно растущие арендные ставки и искусственно занижаемая цена на продукцию заставляют фермеров нести убытки.
Почему в таком случае все дружно решили заниматься возделыванием садов? Потому что, согласно законодательству, на закладку садов выделяются государственные субсидии. Садоводство - хорошее дело, но возникает вопрос: зачем сажать сады на пахотных землях? Во всём мире идёт борьба за плодородные пашни, а здесь такое ничем не прикрытое расточительство… Сады прекрасно растут и в горных районах, чему свидетель опыт соседних кавказских государств.
Что происходит сейчас? Народ требует от муниципальных властей исполнения законодательства, в частности 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с которым земля должна была быть передана сельским муниципалитетам. В КБР земля находится у районных властей, которые распределяют её без участия сельской власти. С одной стороны, сосредоточение ресурса в одних руках делает его более управляем, а с другой - это всегда благодатная почва для коррупционных схем, которые наверняка имеют место и в данной ситуации. Поэтому адекватного и всем угодного решения достичь пока не получается.
На мой взгляд, при решении этого вопроса республиканским властям необходимо взять на вооружение опыт соседних регионов, где такой напряжённости нет, и, учитывая собственные традиции, использовать этот опыт на своей земле. Землепользование, особенно в условиях дефицита земли, должно строиться по принципу наибольшей эффективности.
Не секрет, что многие арендаторы в КБР, как и в любом другом регионе, не всегда являются ответственными пользователями. Поэтому я считаю, что при принятии решения о продлении договорных соглашений с фермерами и другими арендаторами власти должны в первую очередь производить оценку эффективности использования предоставленных участков. На основании полученных данных при необходимости нужно сопоставлять их с альтернативными вариантами использования этого же участка и уже после этого принимать решение о продлении или прекращении действия договора аренды.
http://kavpolit.com/kokov-spravedlivyj/