Jan 04, 2016 19:59
Подлое сословиеРоль русского дворянства в Гражданской войне.
С некоторых пор у нас стало модным сочувствовать дворянам. Они-де дворяне, люди чести и долга, «интеллектуальная элита нации». Едва ли не половина страны вспоминает о своих благородных корнях, «рыбинский князь» Н. С. Михалков просто не слезает с экранов телевизоров со своим «серюльником» и сериалами о белом движении. Невесть откуда взялись у нас монархисты, которые щеголяют двойными фамилиями вроде: «князь Кошкин-Мышкин» или «Голицын-Розенблюм». И главное по всей земле Русской разносится плач о невинно убиенных и изгнанных дворянах и, как водится, во всех бедах нынешнего времени винят красных, которые эту «элиту» вышвырнули вон.
Но что же это была за элита и как она поступила, когда история предложила ей сделать выбор. Как понимали эти «люди чести и долга» ту самую Честь и свой Долг.
Про иных дворян, вроде симбирского помещика Владимира Ильича Ульянова или внучатого племянника последнего канцлера Российской Империи Горчакова - Георгия Васильевича Чичерина, которые для пролетарской революции сделали гораздо больше, нежели Карла Маркс с другом своим Федей Энгельсом я уже говорить не буду. Но как же поступили другие?
Итак, в России, на 1914 г. насчитывалось 2,5 млн. дворян, т.е. не менее 500 тыс. мужчин призывного возраста! Думаете, что дворяне повалили в белые армии? Ах, если хотя бы каждый десятый из этого полумиллиона взял в руки оружие, то-то хорошо было. Как бы не так. Судите сами, в переломный 1919 г., примерно к маю месяцу, численность ударных группировок белых армий составляла (Большой советский энциклопедический словарь М. 1986 г.): армия Колчака - 400 тыс. человек; армия Деникина (Вооружённые силы Юга России) - 150 тыс. человек; армия Юденича (Северо-западная армия) - 18,5 тыс. человек (к октябрю 1919г.). Итого: 568,5 тыс. человек.
Причём, в основном всё те же «лапотники» из деревень, которых под угрозой расстрела загоняют в строй, и которые потом армиями (!), как это было у Колчака, переходят на сторону красных. Или возьмем, к примеру, руководителей белого движения (уж возглавить борьбу за свои права дворяне были просто обязаны): Деникин - сын унтер-офицера, дед был крепостным (!) крестьянином, Корнилов - простой казак, Семёнов - казак, Алексеев -- сын солдата. Из титулованных особ один только Врангель (да и тот шведский барон). Кто же остался? Дворянин Колчак потомок пленного турка, начинавший свою «карьеру» учеником слесаря на Путиловском заводе, да Юденич с весьма характерной для «русского дворянина» фамилией. В былые времена сами дворяне таких своих собратьев по классу определяли как «худородных», но «на безрыбье и рак - рыба».
Не стоит искать князей Голицыных, Трубецких, Щербатовых, Оболенских, Долгоруковых, графов Шереметевых, Орловых, Новосильцевых и среди менее значимых деятелей белого движения. Сидели наши бояре в тылу, в Париже да Берлине и ждали, когда одни их холопы других на аркане приведут.
Не дождались.
Это только у безголосых «певцов» не к ночи будь помянутой перестройки, тяга сочинять куплетики о «корнетах Оболенских и поручиках Голицыных». Которые, отнюдь не спешили проливать свою кровь. Им и в Париже жилось неплохо.
А остальные? А остальные повалили в Красную Армию. Не верите? Давайте факты:
Итак, 7 ноября 1917 года большевики пришли к власти. Россия к тому времени всё ещё находилась в состоянии войны с Германией и её союзниками, и те к миру особенно не стремились. Хочешь или нет, а воевать надо. Поэтому уже 19 ноября 1917 г. большевики назначают начальником штаба верховного главнокомандующего... кого? Крыленко? Дыбенко? Нет! Потомственного дворянина его превосходительство генерал-лейтенанта Императорской Армии Михаила Дмитриевича Бонч-Бруевича. Именно он возглавил вооружённые силы Республики в самый тяжёлый для неё период, с ноября 1917 г. по август 1918 г. и из разрозненных частей бывшей Императорской Армии и отрядов Красной Гвардии сформировал таки к февралю 1918 г. Рабоче-Крестьянскую Красную Армию (РККА). С марта по август М. Д. Бонч-Бруевич занимал пост военного руководителя Высшего Военного Совета Советской Республики, а в 1919 г. начальника Полевого штаба РВСР.
Ещё пример? Пожалуйста: прошу любить и жаловать - его высокоблагородие главнокомандующий всеми Вооружёнными силами Советской Республики Сергей Сергеевич Каменев (не путать с Каменевым, которого затем с Зиновьевым расстреляли, тот Лейба Борухович, да и вообще никакой не Каменев, а Розенфельд). Ну, а Сергей Сергеевич кадровый офицер, закончил академию Генштаба в 1907 г., полковник Императорской Армии. С нач. 1918 г. по июль 1919 г. Каменев сделал молниеносную карьеру от командира пехотной дивизии до командующего Восточным фронтом и, наконец, с июля 1919 г. и до конца Гражданской войны занимал пост, который в годы Великой Отечественной войны будет занимать Сталин.
Бессмысленно перечислять боевые операции С. С. Каменева, с июля 1919 г. ни одна операция сухопутных и морских сил Советской Республики не обходилась без его непосредственного участия.
Большую помощь Сергею Сергеевичу оказывал его непосредственный подчинённый его превосходительство начальник Полевого штаба Красной Армии Павел Павлович Лебедев - потомственный дворянин, генерал-майор Императорской Армии. На посту начальника Полевого штаба он сменил Бонч-Бруевича и с 1919 г. по 1921 г., практически всю войну, возглавлял штаб, а с 1921 г. был назначен начальником Штаба РККА.
Нельзя обойти вниманием и коллегу Лебедева, его превосходительство начальника Всероссийского главного штаба Александра Александровича Самойло. Александр Александрович также потомственный дворянин и, разумеется, генерал-майор Императорской Армии. Выдвинулся этот царский служака в годы Гражданской войны, возглавлял военный округ, армию, фронт, поработал заместителем у Лебедева, затем возглавил Всероглавштаб. Он же разгромил американских интервентов на севере России в 1919 году.
Да что же мы всё об армии, да об армии. Возьмем, к примеру, Рабоче-Крестьянский Красный Флот, это вообще аристократическое заведение. Вот перечень его командующих в годы Гражданской войны: Василий Михайлович Альтфатер (потомственный дворянин, контр-адмирал Императорского Флота), Евгений Андреевич Беренс (потомственный дворянин, контр-адмирал Императорского Флота, кстати, один из офицеров легендарного «Варяга»), Александр Васильевич Нёмитц, (вы будете смеяться, но анкетные данные точно такие же). Да что там командующие, в советской энциклопедии «Гражданская война и военная интервенция в СССР» М. 1983 г. указывается, что Морской генеральный штаб Русского ВМФ практически в полном составе перешёл на сторону Советской власти, да так и остался руководить флотом всю Гражданскую войну.
Единственным, что могло бы помочь хоть как-то понять (об оправдании речь не идёт) поведение военного дворянства, это отражение внешней агрессии. Да, скажут мне: Переломным для русского национального самосознания стал 1920 г. - период советско-польской войны. Вспомните, как только не хаяли большевиков за Брестский мирный договор (и в первую очередь белогвардейцы). Немцы по этому договору получали Прибалтику, Западную Украину и Западную Белоруссию (независимость Польши признало уже Временное правительство). Так вот, пан Пилсудский польские претензии к России выражал коротко, но ОЧЕНЬ ёмко: «Москву я может быть ещё и не займу...». Вы думаете, у белых это вызвало шок? Любопытным советую почитать мемуары Деникина, где он сетует на то, что много раз в 1919 г. пытался наладить отношения с поляками и вовлечь их в войну, но они никак не хотели ему помогать! Но, ведь даже гимназисту, прочитавшему учебник по русской истории, было очевидно, победи паны в войне, не то что мужиков, но и благородных господ заставят себе нужники чистить.
В дни польского нашествия русское офицерство, в т. ч. и дворяне, переходят на сторону Советской власти тысячами. Их было так много, что красные сформировали из представителей высшего генералитета Императорской Армии специальный орган - «Особое совещание» при главнокомандующем всеми Вооружёнными Силами Республики. Цель этого органа - разработка рекомендаций для командования РККА и Советского Правительства по отражению польской агрессии. Кроме этого, Особое совещание обратилось с призывом к бывшим офицерам Русской Императорской Армии выступить на защиту Родины в рядах РККА.
Под обращением стоят подписи их высокопревосходительств: генерала от кавалерии (главнокомандующего Русской Армии в мае-июле 1917 г.) Алексея Алексеевича Брусилова, генерала от инфантерии (венного министра Российской Империи в 1915 -1916 гг.) Алексея Андреевича Поливанова, генерала от инфантерии Андрея Меандровича Зайончковского и многих других.
Как только не пытались оправдать Брусилова, мол, и принуждали его, и семью в заложники брали. Враньё! Сын Алексея Алексеевича корнет Брусилов командовал красной кавалерией и под Орлом попал в плен к белым в 1919 году. Был расстрелян. Какие уж тут заложники.
А вот о Зайончковском немного подробнее. Именно Андрей Меандрович был одним из организаторов и руководителей знаменитых операций «Трест» и «Синдикат» проводимых ВЧК. Впрочем, в операции «Трест» чекистам помогали и другие «военспецы». Один из них - бывший генерал Генерального штаба Н. М. Потапов, офицер легендарного Преображенского полка - после революции он перешел на сторону большевиков и стал членом коллегии Народного комиссариата по военным делам.
Но и это не предел. Его высокопревосходительство бывший губернатор Москвы, адъютант Великого князя Сергея Александровича, убитого террористом Каляевым, бывший шеф жандармов и генерал-лейтенант свиты Его Императорского Величества Владимир Фёдорович Джунковский консультировал самого Дзержинского при создании ВЧК.
В абсолютных цифрах вклад русского офицерства в победу Советской власти выглядит следующим образом: в период Гражданской войны в ряды Красной Армии было призвано 48,5 тысяч царских офицеров и генералов, в решающий 1919 г. они составили 53 % всего командного состава РККА. Кроме того, было мобилизовано 10,3 тысяч царских военных чиновников и ок. 14 тысяч военных врачей, всего - 72,8 тысяч человек (данные по «Гражданская война и военная интервенция в СССР», М., Советская энциклопедия, 1983 г., стр. 106). Если принять во внимание, что к концу Первой Мировой войны дворяне составляли 4% русского офицерского корпуса (С. В. Волков «Русский офицерский корпус», М., Воениздат, 1993 г.), то из этого следует, что не менее 3 тысяч дворян служили в рядах РККА.
Ну, да, скажете мне, получается «красные» дворяне, и выиграли Гражданскую войну. Были же у красных свои талантливые военачальники и не из дворян и генералов. Да были, их имена мы хорошо знаем: Фрунзе, Чапаев, Пархоменко, Котовский. Но это всё мифологемы. Уж если, извините, из плешивого и картавого карлика-импотента сумели слепить гения всех времён и народов, то создать плеяду выдающихся красных командиров Гражданской войны, вообще не проблема. Кем они были в дни решающих боёв?
Василий Чапаев - командира дивизии Личность и «заслуги» его до предела мифологизированы. Вклад его самого и возглавляемой им «дивизии» в Гражданскую войну настолько ничтожен, что никаких благоприятных сведений о нём просто нет. Все негативные. Всё, что известно об операциях Чапаева это или пересказ страниц романа Д. Фурманова или сюжета одноимённого фильма. На этом же построены и все рассказы очевидцев-«ветеранов чапаевской дивизии». Александр Пархоменко ещё одна «легендарная личность». От расстрела за грабежи в 1919 году его спасло лишь вмешательство его непосредственного командира Будённого, просто спрятавшего Пархоменко на время.
Григорий Котовский - уголовный преступник, разбойник и авантюрист своими «подвигами» «прославившийся» ещё до революции. Вовремя перешёл на сторону большевиков. В период оккупации Одессы странами Антанты, налаживал связи с уголовным подпольем города, среди которого был весьма популярен и авторитетен. Т. о. способствовал успеху взятия Одессы, нет не красными, атаманом Григорьевым. Успешно и со свойственным ему авантюризмом воевал на многих фронтах, командовал бригадой. Имел отношение к ликвидации полка Михаила Япончика (Винницкого) и участвовал в подавлении Антоновского восстания на Тамбовщине.
Когда решалась судьба Советской России, в 1919 г., самым важным был Восточный фронт красных (против Колчака). Вот его командующие в хронологическом порядке: Каменев, Самойло, Лебедев, Фрунзе (аж целых 26 дней!), Ольдерогге. Один пролетарий и четыре дворянина, подчеркну - на жизненно важном для красных участке! Нет, заслуг Михаила Васильевича я умалять не хочу. Он действительно талантливый человек, только таланты его довольно специфичны. Вспомните, каким мягким было Уголовное уложение Российской империи по отношению к революционерам. Ульянову-Ленину, который открыто призывал к свержению строя и немало для этого потрудился назначили ссылку, после отбытия которой, спокойно выпустили за границу. Веру Засулич стрелявшую в Трепова просто оправдали. И вот на таком фоне Фрунзе умудрился заслужить два (!) смертных приговора. Талант, ничего не скажешь. Он считается талантливым полководцем и многое сделавшим для разгрома того же Колчака, командуя одной из войсковых групп Восточного фронта. Затем Туркестанский фронт под его командованием раздавил контрреволюцию в Средней Азии, а операция по разгрому Врангеля в Крыму заслуженно признаётся шедевром военного искусства. На самом деле, это одна из главных легенд - «выдающееся военное дарование» Фрунзе, чем он, вообще никогда до революции не имевший дел с армией, разумеется, ни в малейшей степени не обладал. Но как же, возразят мне, а его победы? На самом деле всеми своими «военными талантами» Фрунзе обязан нескольким людям: своему начальнику штаба генерал-лейтенанту царской ещё армии Федору Федоровичу Новицкому и другому бывшему генерал-лейтенанту опять же императорской армии Александру Алексеевичу Балтийскому, который до Фрунзе командовал 4-й армией, сдал свою должность Фрунзе и остался при нем «для поручений» - фактически в качестве военного советника. Ну, а начальником оперативного отдела у Фрунзе был Генерального штаба полковник императорской армии Владимир Кириакович Триандафиллов. Блестящий военный теоретик, разработавший теорию глубинных прорывов и операций, которая легла потом в доктрину «блицкрига» (молниеносной войны). К чести Фрунзе, у него хватило ума их не расстреливать, а воспользоваться их знаниями и опытом. Разумеется, ни Фрунзе и ни советские военные историки и теоретики вообще, никогда не упоминали их имён, зато Михаил Васильевич обрёл свою славу «лучшего стратега».
Да, что ж мы всё о военных-то. А гражданские? Что ж приведу одну фамилию, зато какую! Министр просвещения и единственный гражданский в нашей компании, Сергей Фёдорович Ольденбург. Напомним кто такие Ольденбурги, это: великие герцоги в Германии, герцоги и принцы в России, короли Дании, Норвегии, Швеции. Одна из ветвей этого рода - Глюксбурги, короли Греции, а другая - Гольштейн-Готторп-Романовы. К этому мы ещё добавим, что сам Сергей Фёдорович являлся одним из лидеров партии кадетов. Естественно, что 7 ноября 1917 г. Ольденбург также оказался в казематах Петропавловской крепости. Как вы думаете, что с ним сделали большевики, учитывая его происхождение и политическое прошлое? Наверное, сожгли в печи Путиловского завода или раздавили паровым катком? Приведем выдержку из Большой советской энциклопедии 1939 г. издания: «Ольденбург Сергей Фёдорович (1863 - 1934) Академик, непременный секретарь АН СССР, учёный, историк, этнолог - лингвист, дешифровал др. - индийские рукописи найденные в Кашгарии... Директор института востоковедения АН СССР (1930-34). Ольденбург имеет более 300 опубликованных работ...», далее следует статья об огромном научном значении трудов Ольденбурга.
И, наконец, заканчивая этот беглый обзор, его светлость генерал-лейтенант Советской Армии граф Алексей Алексеевич Игнатьев.
Наш герой служил военным атташе во Франции в чине генерал-майора и ведал закупками вооружения. Тут-то и подоспел Великий Октябрь. Наши верные союзнички мигом наложили лапу на русскую собственность за границей, в том числе и на счета русского правительства. Однако Алексей Алексеевич даром, что граф, а башковитый попался, сориентировался быстрее французов и денежки перевёл на другой счёт, союзникам недоступный, да к тому же на своё имя. А денег было 225 миллионов рублей золотом или на 2 миллиарда долларов по нынешнему золотому курсу. И что? Помог он этими деньгами освобождению Государя? Белому Делу? Фигушки. Ни полушки белые не получили. Всё сохранил, сберёг для родной Советской власти. И только Франция установила дипломатические отношения с Советской Россией, тут же чек в посольство отнёс. Благородный поступок.
И последнее, но самое горькое. Когда августейшая семья находилась в заточении в Ипатьевском доме, там же в Екатеринбурге находилась в эвакуации Академия генерального штаба. Эти профи-военные при желании могли бы весь Уральский совдеп просто по углам распинать сапогами. Спасти Государя, спасти его жену и детей. Только вот желания у них не было. От предательства и Христос не уберегся.
Мы, можем сколь угодно оспаривать отречение Государя. Отрицать его, спорить о легитимности, выискивать неточности в оформлении документов или искать потаённый смысл. Дело не в этом. Даже если отречение и состоялось и освободило от гражданской присяги, у дворянства оставалась ещё присяга личная. Россию начала ХХ века называли страной с множеством феодальных пережитков. Я не знаю, что считать пережитком, а что в данном случае нет. Одно, несомненно. Присягу своему сюзерену его вассалы нарушили. Не исполнило свой личный вассальный долг перед Государем русское дворянство. И нет этому никаких оправданий.