Не так давно, а точнее всего полтора года назад я ездил на Камчатку. Там мне довелось проделать двухсоткилометровый двухнедельный маршрут по южной части полуострова, среди вулканов и медведей в компании четырех коллег.
Во время этого путешествия, то ли осознавая, что такого в моей жизни уже не повториться, то ли просто желая запомнить момент, я начал вести дневник. Наверное единственный раз в жизни.
И вот я почти каждый день после перехода с рюкзаком ложился в палатке с фонариком и записывал все, что случилось с нами за день, с обратной стороны полевого дневника. Текст редакции практически не претерпел, а лишь был перепечатан с грязных страниц, между которыми попадаются сплющенные комары, в замечательный редактор MS Word. Ну и слегка иллюстрирован.
Итак
Маршрут нашего путешествия:
6 августа
Начинается наше геолого-туристическое путешествие. Поднялись в половину шестого, допаковались, позавтракали.
В автобусе по дороге в аэропорт посетило ощущение, свойственное мне перед дальней дорогой. Оно характеризуется определенной свободой мысли, поскольку все дела, суматоха перед отъездом закончилась, а новые приключения не начались. В аэропорте на досмотре у нас отняли 2 фальшфейера из 6. Рейс задержали на два часа, но к счастью мы вылетели в тот же день, иначе у нас с собой могло не быть фальшфейеров совсем.
Маленький 12-местный самолет был уже частично загружен почтой, когда мы к нему подъехали. Взлетели. С высоты хорошо видны Вилюча, Мутновский и Горелый с множеством снежников на склонах.
К западу от них по долинам стоят облака, поэтому торчат только вершины: Асача, Ходутка, Желтовский, Ильинский. При заходе на посадку самолет повернулся моим иллюминатором к югу, где из облаков торчали Эбеко и Алаид.
Приземлились. Озерная и Запорожье - небольшие поселки, расположенные на противоположных берегах р. Озерной. Основное занятие здесь - ловля морской рыбы, лосося и их переработка (в городе множество небольших рыбообрабатывающих заводов). Здания (до 5 этажей), окрашенные в яркие цвета, но при этом сильно облупленные. Улицы не асфальтированы.
Местные жители направили нас к начальнику здешнего МЧС, который помог нам с транспортом: подогнал к броду КамАЗ, который перевез нас через р. Озерную. Этот начальник, видимо, часто подвозит до переправы туристов и имеет с этого стабильный доход. Сам он довольно интересный типаж. Эдакий большой начальник в маленьком поселке. С виду ничем не примечателен, одет в охотничий костюм маскировочного цвета, лицо загорелое, нос картошкой. Создается, что половина поселка так вот запросто с ним здоровается за руку.
Мне удалось наблюдать одну любопытную ситуацию. Молодой явно пьющий паренек просил у начальника МЧС денег, причем обращался к нему, как к должностному, власть имущему лицу: не просил взаймы личных денег, а каким-то образом рассчитывал на казенные (которые у начальства безусловно имеются). МЧСник (кажется его звали Александр) отказал, но в его отказе читалось сочувствие и почти отеческая печаль.
Мы на КамАЗе перебрались через Озерную и устроились обедать.
Click to view
Над нами суетился вертолет, возивший на подвесе брус и доски на кордон на Курильском озере (в заповедник).
После обеда выяснилось, что ЮА забыл на той стороне брода молоток, с которым он не расставался уже множество полевых сезонов. Поначалу он вознамерился сплавать за ним, но прохладная вода и большая глубина отбили у него желание возвращаться за молотком, и мы пошли по направлению к заповеднику. За 3,5 часа бодрого хода по дороге мы добрались до ТИНРО и кордона, пройдя по прямой 9,5 км, а по дороге более 13 км.
Кордон - место огороженное электрической изгородью, состоит из двух домиков, беседки и четырех больших палаток для туристов. В момент нашего прихода здесь было все начальство заповедника, руководившее процессом переноса привезенных стройматериалов.
После ужина нас пригласили попить чаю в домик. Контингент тут молодой и разношерстный. Госинспекторы Костя и Лена, туристы Леша и Алена, пришедшие в заповедник без разрешения и оставшиеся здесь волонтерами, студенты из Томска. Костя очень колоритный. На все вопросы он дает развернутые неторопливые ответы официальным языком, словно ведет разъяснительную беседу. Центральное место в его рассказах занимают проблемы заповедника. Он всячески делает вид, что не понимает шуток насчет браконьерства, давая понять, что об этом не шутят.
Здесь все в восторге от нового директора заповедника Тихона Шпиленка (отец которого Игорь
shpilenok, кстати, большой любитель Камчатской природы), занявшего свой пост несколько лет назад и наведшего порядок, в первую очередь развернув кампанию против взяточничества.
Мы уже собрались перемещаться к палаткам, как на крыльце нам повстречались туристы из Питера (из тех, что успевают за две неделе на Камчатке посетить Мутновский вулкан, Курильское озеро, сплавиться по р. Быстрой, в общем все-все-все). У туристов после недолгой беседы обнаружилась бутылка коньяка и копченая рыбка, которые были немедленно употреблены за разговором у костра. Историк Леша, ПЮ и еще несколько человек завели беседу о былых временах, освоении Сибири, Дальнего Востока и Аляски. Говорили и о заповеднике, охране природы и непростой потребительской натуре человека.
Вокруг лагеря бродят медведи. Мы отделены от них только небольшим забором.