Среди многочисленных болезней, которым подвержен человек,
инфекционные (заразные) болезни занимают особое место, ибо они связаны с .внедрением в человеческий организм живых существ - патогенных (болезнетворных) микробов и простейших животных. Паразитическая природа многочисленных болезней была раскрыта в век бактериологии, начало которого связано с именами Луи Па стер а (1823-1895) и его младшего современника Р. Коха (1843-1910). Основы учения об инфекции и иммунитете были заложены великим русским ученым И. И. Мечниковым (1845-1916).
Патогенному микробу и его свойствам (вирулентность и патоген-ность) придавалось вначале главенствующее значение в этиологии (греч. aitia - причина), патогенезе (динамика развития болезненного процесса), течении и исходе инфекционной болезни. Но с ростом наших знаний в области инфекционной патологии и в частности после того, как было установлено явление бациллоносительства; по мере накопления данных иммунологии, изучающей восприимчивость и невосприимчивость человеческого организма к инфекционным болезням; с развитием эпидемиологии, которая исследует причины возникновения эпидемий и законы их развития; наконец, благодаря применению диалектического метода к изучению биологических явлений, - изменились наши взгляды на возникновение и сущность инфекционных болезней.
Чтобы осветить эти вопросы, мы рассмотрим формы реакции человеческого организма на инфекцию, патогенез инфекционной болезни и особенности ее течения.
Когда патогенный микроб (инфекционный агент, инфекционное начало, инфект) проникает в человеческий организм, то, в зависимости от соотношения между дозой инфекта и сопротивляемостью организма, происходит или уничтожение инфекта под воздействием специфических или неспецифических защитных реакций, или же инфекция (заражение) человека. Дальнейшее развитие явлений в человеческом организме в результате этого проникновения может быть различным в разных случаях.
В первом случае (бациллоносительство) микроб или поселяется в месте внедрения (например, дифтерийный микроб - на миндалинах), или проникает в более отдаленные органы и полости человеческого тела (например, брюшнотифозный микроб - в желчный пузырь) и там находит благоприятные условия для своего поселения и размножения. Если это явление не вызывает заметной общей реакции, то человек остается здоровым, будучи в то же время носителем патогенных микробов.
Однако нельзя утверждать, что в этом случае нет никаких болезненных изменений в месте жизнедеятельности микробов. Напротив, мы очень часто находим у бациллоносителей дифтерии болезненные изменения в носу или носоглотке (риниты и фарингиты), а у носителей брюшнотифозной палочки - в желчном пузыре (холециститы). Нередко бациллоносительство является не причиной, а следствием этих патологических изменений, ибо в участках воспаленной ткани микробы находят более благоприятные условия для своего развития, чем на нормальной слизистой.
Бациллоносительство здорового человека сопровождается также общими, хотя и не болезненными, явлениями; например, у носителей токсигенных микробов дифтерии нередко в крови появляется в доказуемых количествах дифтерийный антитоксин, в результате чего создается относительный антитоксический иммунитет.
Явление бациллоносительства имеет весьма важное эпидемиологическое значение для лиц, окружающих носителей, и для данного коллектива в целом. Бациллоноситель выделяет патогенных микробов в окружающую среду при кашле, чихании (воздушно-капельная инфекция) или с испражнениями и мочой. Поэтому он может служить источником заражения окружающих лиц как при непосредственном контакте (соприкосновении), так, в некоторых случаях, и путем заражения окружающей среды (воды, почвы, воздуха, пищевых продуктов или предметов, например, посуды и пр.). Таким образом, здоровые бациллоносители (наряду с бациллоносителями выздоравливающими) являются важным эпидемиологическим фактором.
Во втором случае (бессимптомная инфекция) микробы, внедрившиеся в человеческий организм, вызывают в нем острый инфекционный процесс, но он не сопровождается клинически-определимой болезненной реакцией со стороны организма и не проявляется внешними симптомами.
Однако после его окончания реакции иммунитета (связанные с наличием специфических агглютининов, антитоксинов и пр.) оказываются положительными.
Шарль Николь заражал морских свинок кровью сыпнотифозных больных; у некоторых животных заболевания не наступало, однако у них были обнаружены гистологические изменения в мозге. Заражение других морских свинок мозгом этих животных снова вызывало характерное заболевание. Этот инфекционный процесс Николь назвал не проявившейся инфекцией, а Левен таль - бессимптомной инфекцией, подразумевая под инфекцией не механический процесс заражения, а динамический инфекционный процесс.
Бессимптомная инфекция может быть и смертельной: при заражении кроликов через нос пневмококком большой вирулентности животные могут погибнуть без обычных проявлений болезни и без лихорадки, потому что вирулентные микробы парализовали защитные механизмы организма кролика. Этот не проявившийся острый инфекционный процесс называют также глухой, или немой инфекцией. Этот частный случай реакции человеческого организма на инфекцию имеет немалое эпидемиологическое значение.
Во-первых, лица, перенесшие бессимптомную инфекцию, могут сделаться носителями микробов или вирусов, как и после перенесения инфекционного заболевания, и, следовательно, могут служить источником инфекции и способствовать ее дальнейшему распространению. Это - значение отрицательное. Во-вторых, после перенесенной, хотя и не проявившейся, инфекции наступает относительный иммунитет, и тем самым увеличивается иммунная Прослойка населения. Это - значение положительное.
В третьем случае инфекционное начало - микроб - внедряется в человеческий организм, но остается в органах или полостях тела в скрытом состоянии, вызывая иногда местную реакцию или не вызывая ни местной, ни общей реакции, ни бессимптомной инфекции. Это - латентная (или скрытая, дремлющая) инфекция, которая только под влиянием особых факторов может привести к инфекционному заболеванию.
Так, например, столбнячный инфект, попадая в ткани одновременно с осколками снаряда или пулей, может оставаться там без реакции со стороны организма целые годы, пока новая травма не даст толчок к развитию микробов, в результате чего возникает столбняк. Латентная инфекция при малярии может перейти в явную форму через несколько месяцев: летнее или осеннее заражение проявится в форме малярии лишь весной.
С другой стороны, острое инфекционное заболевание может перейти в латентную хроническую инфекцию. Скрытая сифилитическая инфекция после окончания вторичного периода может длиться годы до проявления третичных явлений.
Примером латентной инфекции может служить туберкулез. Скрытый очаг туберкулеза иногда гнездится в человеческом организме, вызывая лишь реакцию окружающей ткани, но под влиянием каких-либо моментов (например, перенесение кори) может развиться общий милиарный туберкулез. Бруцеллез также может протекать в виде латентной формы, сменяющейся обострением. Поствакцинальный энцефаломиэлит, вероятно, представляет обострение скрытой инфекции, происшедшее под влиянием вакцинации.
Таким образом, латентная инфекция - это хроническая инфекция, сменяющаяся обострением, в отличие от бессимптомной инфекции, протекающей по типу острой инфекционной болезни и оставляющей относительный специфический иммунитет.
В четвертом случае (инфекционная болезнь) микробы, внедрившиеся в человеческий организм, поселяются в нем и в результате своего размножения и жизнедеятельности проявляют болезнетворное действие на организм, который реагирует суммой патофизиологических процессов, составляющих специфический симптомокомплекс, характеризующий данное инфекционное заболевание.
Большинство заразных болезней протекает в острой форме продолжительностью от нескольких дней до месяца. Однако некоторые болезни могут принять под острой течение (например, бруцеллез, дизентерия) и затянуться на много месяцев, давая периодически обострения. Другие болезни вообще чаще всего проявляются в хронической форме (например, туберкулез, сифилис,
проказа, трахома), продолжаясь долгие годы.
Эпидемиологическое значение инфекционной болезни огромно, поскольку больной с выраженной заразной болезнью служит главным источником инфекции.
Лишь в редких случаях инфекционное эпидемическое заболевание не контагиозны, т. е. не заразительно для окружающих, и заболевания возникают через внешний источник инфекции (например,
водная лихорадка- через воду, столбняк и ботулизм - через почву).
Многие больные продолжают распространять инфекцию и по окончании инфекционного процесса, выделяя микробы в течение ряда недель
(скарлатина, дифтерия, все кишечные инфекции и пр.), а в некоторых случаях - и ряда лет, являясь хроническими бациллоносителями (
брюшной тиф, паратифы).
Фирмы инфекционных заболеваний многообразны. Прежде всего общепринятое деление заболеваний на местные и общие не может быть применено к инфекционном болезням, поскольку всякое микробное заболевание с местными проявлениями есть Координированная реакция организма на инфекцию. Локализованные («местные») заболевания бактериальной этиологии встречаются нередко, но так как большинство из них неконтагиозно и не распространяется эпидемически (флегмоны, фурункулы, остеомиелиты, эндометриты, спорадические гастроэнтериты и др.), они не подлежат нашему рассмотрению).
Однако даже эти заболевания не являются чисто местными, поскольку, например, при флегмонах и остеомиелитах специфические микробы могут проникнуть в кровь и вызвать общее септическое заболевание. Фурункул может перейти в распространенный фурункулез, заметно отражающийся на общем состоянии организма.
Среди эпидемических инфекционных болезней лишь некоторые протекают в форме местного заболевания в течение всего периода болезни. Таковы трахома и кожный лейшманиоз.
Однако найдены паразиты (лейшмании из класса жгутиковых) в крови лиц, страдающих лейшманиозом; лица, перенесшие
кожный лейшманиоз, приобретают иммунитет.
Некоторые общие инфекционные болезни начинаются с местных явлений и заканчиваются общими (например, дифтерия, кожная сибирская язва). Но большинство инфекционных болезней сразу начинается с общих явлений, и только в дальнейшем они могут дать местные Локализованные поражения (брюшнотифозные язвы) или проявить избирательную способность к поражению той или иной системы (инфекционные болезни центральной нервной системы).
Таким образом, инфекционная болезнь представляет общее заболевание организма, даже если она протекает в форме местного поражения.
Инфекционная болезнь может протекать в легкой, средней и тяжелой форме. Это схематическое деление нередко затруднительно ввиду существования трудно определимых переходных форм, но практически удобно, особенно при инфекционных болезнях с большим диапазоном тяжести, как дифтерия и скарлатина.
Во многих больницах степень тяжести обозначается римскими цифрами, например, дифтерия I - локализованная, II - с распространенными налетами, без отеков, III А - субтоксическая с отеком до первой шейной складки И ШБ - токсическая с распространенным отеком.
При характеристике болезни за определенный календарный срок (год) или за эпидемический сезон процентное соотношение между I, II и III формами характеризует тяжесть всей эпидемии, причем, помимо общей летальности при данной инфекционной болезни, вычисляется летальность По ее отдельным формам. Сравнение этих коэффициентов с коэффициентами других годов И сезонов позволяет также провести эпидемиологическую оценку различных эпидемических периодов.
Для клиницистов разделение инфекционных больных По тяжести имеет большое значение, ибо при этом подразумевается различие не только количественное, но и качественное, что влечет за собой различную терапию. Так, при легкой и средней тяжести дизентерии токсические явления не выражены, и бактериофаг оказывается достаточно сильным терапевтическим средством; при тяжелой форме дизентерии с выражен-
ными токсическими явлениями показано применение антитоксической сыворотки.
Иногда инфекционная болезнь протекает укороченно, как бы сжато, но сопровождается характерными симптомами - это рудиментарные формы. Особое значение имеют стертые формы, при которых некоторые симптомы выпадают, другие лишь намечены, вся картина болезни как бы смазана; в таких случаях нужна большая клиническая опытность для постановки диагноза.
Абортивные (обрывные) формы характеризуются хорошо выраженным, иногда довольно тяжело протекающим началом болезни, нормальное течение которой вдруг как бы обрывается, сменяясь быстро насту-пающим выздоровленнем.
Течение инфекционного заболевания отличается от течения других болезней рядом существенных признаков. Основное отличие заключается в цикличности течения и строгой закономерности развития болезненных явлений.
Инфекционная болезнь прежде всего характеризуется наличием инкубационного или скрытого периода между моментом внедрения инфекции и видимым проявлением болезни; этот промежуток времени весьма различен для разных болезней, но характерен для данной болезни. В период инкубации микроорганизм, попадая- на чувствительную ткань и находя в ней благоприятные условия для своего развития, размножается и накапливает вредные специфические вещества. В то же время организм реагирует на эти новые для него вещества, приспосабливая к ним свои защитные механизмы и вступая с ними во взаимодействие, что проявляется, помимо неспецифических реакций (воспаление и др.), в специфической перестройке организма и в специфических реакциях. Доказательством активности организма в течение инкубационного периода служит наличие изменений в крови, сыворотке и различных тканях организма, обнаруживаемых в конце скрытого периода и при первом проявлении болезненных симптомов.
Период инкубации сменяется периодом предвестников болезни, или продромальным периодом, когда проявляются первые симптомы 'болезни, еще не всегда специфические для данной инфекции (слабость, головная боль, повышение температуры и пр.). Это - лишь предвестники наступающего специфического инфекционного заболевания. Продолжительность продромы невелика и исчисляется 1-2 днями; иногда этот период мало заметен и даже отсутствует (.например, при лептоспирозной желтухе, возвратном тифе).
Продромальным периодом заканчивается подготовительный период развития инфекционного процесса, и инфекционная болезнь вступает в период наивысшего развития. Этот период характеризуется болезненными симптомами, общими для инфекционных болезней и специфичными для данной болезни. Главным общим симптомом всех инфекционных болезней является лихорадка, т. е. закономерная и в большинстве случаев характерная для данной инфекции температурная реакция.
Этот симптом настолько характерен для заразных болезней, что многие из них и до сих пор носят название «лихорадки» с добавлением прилагательного, характеризующего специфичность [например, болотная лихорадка (малярия), пароксизмальная (окопная) лихорадка, водная лихорадка (один из эпидемических лептоспирозов) и др.].
Типы лихорадочной кривой характерны для отдельных инфекционных болезней. Постоянная лихорадка (febris continua) характерна для
брюшного тифа, перемежающаяся (febris intermittens) -для малярии, возвратная (febris recurrens)-для возвратного тифа, послабляющая (febris remittens) - для катаррального воспаления легких и для гноеродных инфекций и т. д.
Воспаление является также характерным признаком всех инфекционных болезней. Во многих случаях оно проявляется в начальном периоде болезни «эк местный процесс на месте первичной локализации. Позже воспалительным процессом поражаются различные органы и системы органов.
Кожные сыпи и сыпи на слизистых оболочках, их локализация и расположение, как следствие инфекционного поражения сосудистых капилляров кожи, являются характерным и при многих болезнях патогно-моничяым симптомом (розеола при брюшном тифе, петехия при сыпном, пустула при натуральной оспе, пятна Филатова - Коплика и энантема при кори). Развитие сыпи при некоторых инфекциях проявляет закономерную последовательность, характеризующую различные стадии болезни. Так, при вакцинации, представляющей собой аналог натуральной оспы, сыпь последовательно проходит стадии macula (пятнышко), papula (возвышенное пятнышко), vesicula (пузырек), pustula (гнойничок), crusta (корочка), по которым можно установить время, прошедшее после вакцинации.
Прослеживая общую закономерность развития инфекционной болезни, мы наблюдаем, что, достигнув высшего развития, болезнь, если она не оканчивается смертью, вступает в фазу затихания патологических явлений и заканчивается периодом выздоровления (реконвалесцен-ции). Это затихание может происходить медленно, с постепенным падением температуры (лизис) или же быстро, когда вое симптомы исчезают и температура падает в течение 1-2 дней или даже нескольких часов (кризис), сменяясь периодом рекоявалесценции.
Помимо этого, многие из инфекционных болезней обнаруживают также особую цикличность развития и течения. Это проявляется в строгой последовательности специфических для данной инфекции патологических явлений вследствие закономерной и координированной реакции организма. Примером такого циклического развития может служить крупозная пневмония с ее обычно 7-9-дневным циклом, в течение которого патологические явления в легочной ткани проходят определенные стадии, сменяющиеся в строгой последовательности. То же наблюдается при брюшном тифе, сифилисе,
натуральной оспе и др.