Западные инвесторы, работающие в Казахстане, держат пари, что положение улучшится в следующем году. А пока они стойко переносят углубляющийся мировой финансовый кризис.
Развивающиеся экономики вроде казахстана, крупнейшей экономики и производителя нефти в Средней Азии, попали под пресс мирового кредитного кризиса, заставивего мировых инвесторов отступить к активам низкой степени риска и урезавшего мировые цены и спрос на металлы и энергию.
Дорис Брэдбери, исполнительный директор Американской торговой палаты в Казахстане, сказала, что большинство инвесторов, с которыми она имела дело в Казахстане, проявили решимость выстоять в продолжающемся вихре, пока прибыли будут превышать риски.
«Я не слышала, чтобы кто-нибудь говорил, будто Казахстан - это конец истории, что он рухнет и сгорит», - сказала Брэдбери, чья организация продвигает интересы большинства американских и прочих иностранных компаний, работающих в Казахстане.
«Я не слышала, чтобы какая-нибудь из наших компаний говорила, что собирается уходить. Они осознают, что придется смириться с годом без десятипроцентного роста. Если ситуация начнет выправляться, может, позже в следующем году или даже в середине его, компании здесь осядут».
Инвесторы искали возможности в Казахстане с тех пор, как он получил независимость от Москвы в 1991 году, вложив 50 миллиардов долларов в быстрорастущие сектора нефти, газа и горной добычи.
Растущие инвестиции превратили бывшую советскую республику в крупнейшую экономику Средней Азии, но кредитный кризис поставил крест на некоторых их ожиданиях и завершил ежегодный двузначный прирост экономики
Падение цен на нефть более чем вполовину вызвало беспокойство относительно зависимости Казахстана от кредитов. Нефть составляла 60 процентов казахского экспорта.
Дефицит текущего баланса составил 7,3 миллиарда долларов в 2007 году, когда нехватка ликвидности ударила систему впервые. Последние цифры еще должны быть объявлены, но правительство уже выразило тревогу относительно возможного оттока капиталов.
Крупные иностранные корпорации почувствовали угрозу заранее. Например, BG Group объявила в этом месяце приостановку расширения крупного казахстанского нефтяного проекта. Правительство, оказавшееся под давлением необходимости действовать быстро в спасении проблемного банковского сектора, ополовинило прогноз экономического роста до 5 процентов.
Брэдбери говорит, что и палата испытала трудности. «Если посмотреть на финансовый кризис с нашей точки зрения, то эффект, несомненно, проявился, - сказал она, добавив, что 23 из 220 членов палаты отменили свое членство (названия их она не сообщила). - Но даже те, кто остается с нами, испытывают проблемы и беспокоятся из-за будущего».
Reuters
Перевод нашего сайта