Рыжий

Oct 23, 2024 14:35


По улице идёт детина. Вернее не идёт, ковыляет. Ноги детины подогнуты, как будто он вот-вот упадёт. Но детина не падает, а ковыляет дальше, сучковатая палка его единственная опора. Детина этот инвалид, или как нынче говорят - лицо с ограниченными возможностями. Многие кто его знает, сейчас бы усмехнулись, однако не будем забегать вперёд. Лучше познакомимся - зовут его Дмитрий. Дмитрий Федорович. Большинство знает его как "Митя". Вот и мы будем величать его ласкательно-уменьшительным.

Сколько лет Мите трудно сказать. Ему можно дать и тридцать, и сорок пять. А все, потому что Митя выглядит как самый настоящий нестяжатель - такие обычно утром инспектирует ближайшие помойки.

Большая голова, крупное тело, рубище, сучковатая палка. Митя демонстрировал миру только два костюма, два образа. Первый - джинсовая двойка: курточка и штаны. Основу второго тоже составляли голубые хлопковые штаны. Изюминкой же была страшная как труп летучей лисы, кожанка. Так Митя ходил всегда. Какой бы ни была погода, каким бы не было время года. Сорокаградусный мороз, июльский зной, снег, ветер или ледяной шторм. Митя ковыляет неторопливо, ритмично, всегда с непокрытой головой. Иногда останавливаясь, отдыхая. Только в самые холодные дни он позволял себе менять джинсовку на кожанку. Не более.



Вот и сейчас утром он движется по проспекту имени мыслителя открывшего миру закон стоимости. Тащится вроде бесцельно, как нищий, и эта догадка принципиально не верна. Идёт он в строго определённом направлении. А именно в Большую Организацию. Митяковыляет. Его обгоняют люди. А он лишь смотрит им в след.

Одни говорят:

- Привет.

Другие:

- Здравствуйте!

Митя всем отвечает:

- Здорово!

Митя заходит на территорию, и теперь мы готовы разглядеть ещё одну особенностьбросающуюся в глаза. Рыжие Митины волосы, всходили на голове точно пшеница, медные пряди торчали в разные стороны. Чаще Митину огромную голову можно было увидеть лысой или почти лысой. Только макушка блестит ржавым отливом. Щеки и подбородок Митя бреет реже. Рыжая щетина и даже борода обычный его облик.

О чем думает Митя пасмурным летним утром? Какие мысли роются в его голове, пока его палка царапает сырой асфальт. Возможно, он вспоминает, как отец - известный драматург, устроил его начальником юридического бюро, как все завертелось - Митя стал хозяином жизни. Взяли его за один полезный навык. В те времена люди обожали дарить подарки. Особенно подарки любил кабинетный народ. Митя зналалгоритм: прежде надо выйти на исполнителя. Предложить ему. Исполнитель оповещает начальника отдела. А начальник отдела руководителя департамента. Если тот согласен - значит дело выгорит. Генеральному очень нужен был такой человек.

Двор перед главным корпусом. Красное здание в шесть этажей обнимает своими крыльями асфальтовый пяточок. Митя идёт мимо лавочек. Напротив - центральный вход. Какой-тощуплый мужичок, сделал волнообразное движение рукой: "Мол, я зайду". Рядом крупный седой мужчина направил тяжелый взгляд:

- Митя, сейчас же хватай Платоныча и сразу ко мне. Надо поговорить.

Митя улыбается, кивает головой. Будет дело, жизнь хороша. Так он работал, весело с душой. Портило веселье только его коллега. Их вообще в юрбюро было двое. Митя и Елена первая, она же Елена Григорьевна. Потом им еще присоседили аспирантку. Она быстро ушла в декрет. Нервы не мотала. А вот Елена Первая - склочная женщина. Очки, пухлые морщинистые щеки. Она никогда не была замужем, и детей не имела. Дома её ждала только больная мама. С Еленой первой у Мити сразу не задалось.

Полетели тысячи жалоб директору, первому заму. «Прошу разобраться, прошу принять меры, умоляю, требую, сил больше нет. Каких небылиц только не рассказывала про Митю. Ведет он частную практику, имеет своё агентство недвижимости, оценочную контору. Взяток насобирал на три квартиры. Ходят к нему бандиты. Особенно рожа одна протокольная повадилась ходить. Пашей зовут. Какой ещё бандит? У человека только две судимости: за хулиганство и кражу? Обычную кражу даже без предварительного сговора. А ещё Елена Григорьевна распустила вопиющий слух, якобы Митя обманывает своих коллег. Например, Зозулю из отдела автоматики. Тот ходит неприкаянный уже третий месяц, обивает пороги их совместного с Митей кабинета. Елене первой это надоело. Она писала жалобы, а когда терпение совсем иссякло, Елена побежала к самому генеральному.

- Митя Ваш вор и мошенник, - сказала она с порога.

- Что случилось, Елена Григорьевна?

И Елена Григорьевна рассказала... Зозуля Николай инженер из отдела автоматики попросил Митю помочь ему с приватизацией квартиры. Зозуля отдал документы, а Митя не забыл взять оплату - двадцать тысяч. Через три недели Зозуля пришел на порог его кабинета. В кабинете сидела только Елена первая. Зозуля вежливо поинтересовался, где Дмитрий Федорович? Елена Григорьевна безмолвно развернулась: "нет его". Следующие две недели Зозуля регулярно появлялся в юридическом бюро. Все попытки застать Митю были тщетны. Митя и Зозуля, словно два небесных болида, две кометы, чьи орбиты пересекаются раз в миллиард лет. То есть почти никогда. Одна только Елена Первая посреди космического безмолвия гордо била по клавишам трескучей клавиатуры. И вот однажды случилось невероятное: когда Зозуля снова заглянул в кабинет он увидел Митю, развалившегося на стуле. Рядом к столу была привалена его палка.

Зозуля сразу перешел к делу. Митя ответил, что занимается его вопросом. Зозуля напомнил: "Вы Дмитрий Федорович обещали за две недели, а прошло пять". "Проблема твоя оказалась сложнее, чем я думал, надо больше времени и...". Митя посмотрел на Елену Григорьевну. Через пять минут пререканий она была выдворена пить кофе. Катастрофическая бестактность!

Потом Елена узнала: Митя попросил доплатить ещё десять тысяч. Зозуля естественно отказался, и даже разозлился, но деньги все же отдал. Теперь Зозуля по-прежнему оббивает порог их общего кабинета, чем отвлекает Елену Григорьевну от работы.

- Ваш Митя вор и мошенник, - повторила Елена Первая: он и Вас за нос водит, я знаю Вы ему шестьдесят тысяч заплатили. О темных делишках я в курсе...

Генеральный только всплеснул руками.

...Митя поднимается по ступенькам крыльца, заходит в главный корпус. Внутри роение людей - множество парней, девушек юных и оттого беспокойных. Среди них высокая женщина, одетая в блузку и светлую юбку чуть ниже колен идет к нему. Он видит ее высокий лоб, пронзительные и добрые глаза. Женщина окрикнула:

- Дмитрий Федорович, здравствуйте!

Митя работал начальником пятый год, когда на его пути снова появилась Елена вторая. Они познакомилсядавно, ещё когда Митя преподавал административное право. Лена тогда работала секретарем декана. Жаркое лето, нагретая аудитория, окна распахнуты, солнце льется на столы белыми огнем. В тишине коридора раздаются гулкие удары, слышится сопение и вот на пороге нарисовался Митя. Прошел, встал у одного из столов, палку поставил между ног.

- Лена, расскажи.

- ...Те.

-...Те.

- Какие те?

- Дмитрий Федорович, очень Вас прошу обращаться ко мне на «Вы». Как и я к Вам обращаюсь...

- Лен... Елена.

От неожиданности у Мити задрожали его и без того слабые ноги и он попятился ища опрору и тут же её нашел. Стол, который стоял у него за спиной. Митя попытался на него взобраться крехтя и гремя совей корявой палкой.

- Дмитрий Федорович не ломайте стол. Вот здесь, тут смотрите, есть прекрасный стул. Садитесь, если устали.

....

Второй раз судьба свела их много позже, когда Митя стал начальником. Первый зам Рыбин вдруг вызвал его к себе и сообщил что Елена Витальевна теперь будет выполнять некоторые поручение. ...На самом деле на нее взволили непосильную ношу. То за что не хотел браться сам Митя - регистрация всякой дребедени линий электропередачи, водопроводов, благоустройства - таких объектов было уйма. Митя посматривал даже с каким-то сочувствием на Елену Вторую, которую так окрестил сам. Никакие золотые кулоны, которыми он щедро одаривал регистраторов для ускорения процесса, не смогли бы помочь. Тут нужно, что-то иное, Митя даже не знал что. Все это муторно и трудоемко и Елена взвоет недели через две. Митя чс искреннем сожалением изучал документы на столе, но вида ге подавал, на его лице была все такя же едкая улыбочка.

А Елена Вторая взялась за дело жадно...

Ходили слухи, что она сидела на работе до 10 часов вечера.

Так уж получилось, что Митя не сильно утруждал себя присутствием на рабочем месте. Елена первая не оставлявшая пост встречала постетителей холодно. Людской поток тек дальше и подобно бурной реке, пробивал себе путь ища куда бы влить. Как известно реки в падают в другие реки, либо озера или даже моря. Иаким море, океном бурлящих эмоций стала Елена вторая. Он горячо встречала люднй. Долго говорила с гими, вычлушивала даже предланалам чай. Одним из посетителей был наш старый знакомый Зозуля. Явившись однажды в кабинете начальника юрбюро, он не обнаружил там Митю. Как обычно только Елена первая как обычно хлебала дрянной кофе из пакетика руная всю пищевую промышленность на чем свет стоит. Зозуля быстро удалился. Шел он по коридору и подклмлися мыслями с кем-то из бухгалтерии, кажется это была Наталья Павловна из расчетной группы. В ответ она сказала: у нас появился новый юрист, и даже не один, а целых три. Оказывется создан какой-то специальный отдел и его полномочия входило оказание бесплатных юридических услуг и сидят они все в подвале

Зозуля пошел в подвал. На следующий день, когда Митя как всегда ковылял по лестнице на второй этаж, ему навстречу спускалась Елена Вторая.

- Здравствуйте, Дмитрий Федорович. Куда идете?

- Здорово! Иду наверх, не видите?

- Знаю, знаю. Никита Валентинович ждет Вас. Опять будете о делах говорить. Мне в общем нет дела, куда мне до вас, мне бы о делах обычных Вас спросить.

- Я слушаю... сказал Митя небрежно.

- Вы когда Николаю Александровичу документы сделаете?

- Вам какое дело?

Митя сказал уде совсем раздраженно.

- Большое, мне есть большое дело, человек ходит нерикаянный, думает, что Вы его игнорируете. Он может подумать совсем плохое про Вас.

- Я никого, никого не обманывал.

- Никто и не говорит, тем более не обвиняет Вас. Просто сделайте. Или верните документы по-хорошему.

Начиная с этого дня, Елена Витальевна, едва завидев издалека Митю, сразу подбегала к нему и неукоснительно интересовалась Зозулиными делами. В конце концов, Елена даже перестала подбегать, а просто махала издалека рукой, что означало: «Дмитрий Федорович, когда?»

Дмитрий Федорович был несгибаем. В конце-концов его старый потертый кнопочный телефон однажды разразился звонком. Звонил как ни странно отец Елены второй - известный адвокат.

- Митя, - сказал он после короткого приветствия: настоятельно рекомендую сделать то, что от тебя просят или отдай то, что взял.

Говорил Виталий Андреевич как-то раздраженно, будто торопился поговорить с Митей, и будто ему даже неприятно было разговаривать, но поговорить было надо. Он хоть и торопился, но как обычно хорошо выговаривал слова, ибо оладал отличной дикцией. Как в прежние времена защищая участника группового изнасилования.

Митя переставил свою палку В кабинете было приоткрыто окно. На улице орали дети. Митя пять минут делал вид, что не понимает. Когда Виталий Андреевич попросил не компосировать ему мозги. Тогда Мият уклончиво пообещал Виталию Андреевичу все выполнить. Оба со

…Человек представился следователем следственного комитета. Митя может быть инее поверил, но следователь вдруг сообщил Мите что знает Виталия Аендреевича и совеем буквально вчера они говорили. Следователь прозрачно без намеков попросил его доделать Зозулино дело.

А то - сказал следователь: где-то грустит один участковый, он плачет и не может встретиться с Вами. Мы поможем ему Митя, раз Вы такой непонятливый и он найдет на Вас кое-какой материал. А потом его могут увидеть мои друзья из отдела по борьбе с экономическими преступлениями.

…Раздался страшный грохот. Это упала Митина сучковатя палка. Митя все понял. Через неделю Зозуля вошел в юрбюро счатливый, чем безмерно удивил Елену Григорьевну.

…Митя прощается с Еленой Второй, идет дальше. Поднимается по небольшой лестнице, которая предваряет длинный коридор и подходит к закрытой двери своего кабинета. Около нее стоит человек по виду похожий на бывшего спортсмена.

- О, здорово, - говорит ему Митя.

- Здорово, я тебя жду. Заглядывать не стал, там грымза твоя сидит.

- Заглянул бы, хотя бы поздоровался.

- Ну, че когда решать то будем?

- Встретимся часа через три Поварешке. Мне возьми поллитра Хайникена.

- Лады.

Паша уходит. А Митя заходит в кабинет. Елена Первая как обычно печатает. Отвлекается ненадолго от документа, смотрит на Митю молча. Опять возвращается к работе.

- У меня для Вас новости говорит Елена.

- Что такое? - справишвает Митя вместо очередного "здорово".

- Отдел наш ликвидируют, Вам сегодня должны объявить.

- Это как?

Митя будто падает на стул.

- Нашего бюро скоро не станет

- Кто же работать будет? Хотя я понятно кто.

- Вот-вот пригрели Вы змею на груди. Под нее специальный отдел создают. Служба первого заместителя. Она Вам ещё не говорила?

Митя на этот раз молчит и смотрит на Елену первую.

- Двадцать лет отработала и теперь меня выкидывают, выбрасывают словно надаевшую вещб, словно мусор. И Вас тоже, не подалели даже инвалида. Не стыда ни совести, поменяли на жту выскочку.

Митя продолжает молчать.

- А кто Вам сказал?

- Рыбин. Сегодня вызывал к себе. Он как раз после совещания с Генеральным пришел.

Митя молчит. Только палку держит в руках.

- Зря Вы нашему директору верили. Он не честный человек. Обманул, обвел Вас вокруг пальца. Это нечестный человек.

Раздаётся рингтон кнопочного телефона. Мелодия... Вытаскивает из глубин джинсовой курточки.

- Алло, - говорит Митя: Я? Здесь у себя. Сейчас уже бегу.

Митя отключает телефон.

- Что? Он звонил? Легко на помине. Вспомнишь и вот он вплывёт...

Митя как может быстро поднимается и выходит из кабинета. Двигается по коридору. Его кто-то окликает.

- Дмитрий Федорович, Дмитрий Федорович.

Митя оборачивается, видит перед собой Зозулю.

- Чего тебе?

- Вы не могли бы мне помочь? Говорит Зозуля: Дядка у меня умер. Надо документы на дачу оформить.

Митя улыбаясь было видно как он крепо опирается на свою палку.

Previous post
Up