Оригинал взят у
prozra4niy в
Освящение казачьего храма ст.Распопинской Но покуда веет вольный ветер
И в степи колышется трава -
Будет снова чудо на рассвете
На казачий праздник Покрова.
Н. Н. Туроверов
14 октября на Покров я ранним утром заскочил в центр Волгограда забрать из гостиницы двух представителей казачьих реестровых организаций из Москвы. Оказалось, что в области они впервые, поэтому заодно поездка проходила с комментариями о тех местах, где мы проезжали. В центре города мы забрали еще пару казаков из Донской Казарлы. По просьбе нашего доброго друга, настоятеля храма Донской иконы Божией Матери ст. Качалинской они ехали на праздник для местной детворы, который собирался устроить отец Дионисий после праздничной литургии. Поэтому хлопцы ехали с шашками и луком.
С восходом поднимавшегося из-за спины солнца мы пересекли бывшую границу Области Войска Донского. Желтая высохшая степь с небольшими пахотными угодьями, дымные хлопья тумана в низинах и вереница встречных машин, спешащих на работу в город - вот и весь пейзаж левобережья среднего Дона. И только рассказ о местных станицах и хуторах коротал время в пути. Высадив двух казаков на хуторе Краснодонском, мы двинулись дальше. Всю дорогу меня волновал вопрос, приедут ли казаки на освящение казачьего храма в Распопинскую. Если раньше станица была практически в центре Войсковой территории, рядом с окружной Усть-Медведицкой станицей, то сейчас - это глухой уголок на границе области, куда и дорога-то идет только с одной стороны. Но и не так уж много казачьих храмов сейчас строится в станицах. Да и Покрова - древний Войсковой праздник у донских казаков. На Покров 1641года осажденные турками в г. Азове казаки вышли на смертный бой, но огромное турецкое войско, долгое время осаждавшее крепость, неожиданно отступило. С тех пор казаки благодарят за чудесное спасение Пресвятую Заступницу христиан Приснодеву Марию.
Мои опасения рассеялись, когда влетев на отходящий паром на ст. Новогригорьевскую, я увидел пожилого терского казака в черкесске. Заметив меня еще в машине, он заулыбался и распахнул объятия «Никола, с Праздником!». Вместе с сыном, здоровым крепким мужчиной в серой кубанке, они ехали из Волжского специально на освящение храма и чтобы приложиться к казачьей иконе. Наше знакомство состоялось несколько лет назад в Москве, а в Волжский он переехал зимой полгода назад. Как обычно бывает в таких случаях, пошли расспросы за жизнь и общих знакомых. Несколько минут переправы через Дон прошли незаметно. Узнав, что они едут первый раз, я предложил им следовать за мной, по кратчайшей грунтовке. И заранее извинился, что уйду потом вперед - я все еще думал успеть на исповедь и причастие.
После Новогригорьевской машина, оставляя клубы пыли, пролетала мимо коров, зайцев, куропаток и прочей степной живности, вид которой вызывал живой интерес гостей из Москвы. Так, за разговорами, мимо клетских меловых полей, преодолев две сотни верст из Волгограда, мы примчались около 10 утра к пункту назначения. Первое, что бросилось в глаза - необычное для здешних мест море машин. На подъезде к храму меня остановил сотрудник ДПС и объяснил, где еще есть места на парковке. Еще месяц назад совершенно пустая территория наверху станицы, по которой ездили на кладбище и гоняли скот, полностью преобразилась. Возник храм, поблескивавший увенчанной крестом золотой маковкой на лазоревом фоне неба, с кованным забором вокруг, и заасфальтированной дорогой вокруг храма. Огромное скопление народа, из которых память выхватывала знакомые лица станичников, практически сплошь озаряемые улыбками, а так же жителей райцентра - ст. Клетской, и гостей из Волгограда, Иловли, Михайловки, Усть-Медведицы и еще десятков мест. Ребячьи голоса звонким гулом доносились от установленной рядом с храмом детской площадки, единственной в этой части станицы. Качели и горки стали главным местом притяжения ребятни на несколько часов. В храме шла первая литургия, люди заполнили его весь, стояли у входа и у раскрытых окон, жадно ловя доносившееся изнутри молитвенное пение.
Двести метров пути от машины до храма заняли минут 15 - знакомые и не знакомые здоровались, поздравляли с Праздником, далее шли расспросы и рассказы, столь обычные для станичной жизни. Не успевал я завершить беседу с одними, как подходили другие, третьи и далее. Подойдя к храму и попутно здороваясь, я сделал честную, но единственную попытку пройти внутрь, но уже в дверях понял, что это нереально. А после того, как меня поймал протискивавшийся из храма один из местных казаков с рядом вопросов по дальнейшей организации сегодняшнего мероприятия, я смиренно вздохнул и понял, что исповедь придется отложить на более позднее и спокойное посещение церкви.
Мне позвонил Юрий Владимирович Артюх, руководителя Департамента межрегионального сотрудничества, национальной политики и связей с религиозными организациями города Москвы, по инициативе которого возводился храм. В силу рабочей занятости он не смог приехать в станицу, и сильно переживал, как проходит освящение. Я подробно описал происходящее и передал слова благодарности от станичников, которые воспринимали происходящее как чудо. Столько народу не собиралось тут разом уже много десятилетий. От учителей и учеников местной школы узнал, что за день до этого добровольцы-станичники пришли с лопатами и тяпками и вычистили всю прилегавшую к храму территорию, дети сажали деревья и кустарники, и общий подъем настроения, даже у всегдашних скептиков, был налицо. Через какое-то время меня выдернул из толпы старый друг - Григорий, распопинский казак, сотрудник райотдела УВД. Не взирая на мои протесты, он отвел меня на баз ближайшего куреня, где за глухим забором стояли накрытые столы, а хлебосольные казачки потчевали приходящих ухой с донской стерлядкой, кашей с мясом и разносолами. Сразу заприметив мой белый бешмет и упорно называя его чекменем, казачки отпустили меня только взяв слово сфотографироваться с ним на память у храма, когда они сами переоденутся в национальные костюмы.
Тем временем служба закончилась. Я, наконец, смог зайти внутрь церкви. Настоятель, иеромонах Лука, не смотря на явную усталость, прямо светился какой-то спокойной, несуетной радостью. На мой вопрос, спал ли он, я получил только легкий вздох с улыбкой. До трех ночи они с прихожанами и сотрудниками администрации готовили храм к открытию. Батюшка рассказал, что причастилось сегодня, на первую праздничную литургию более 130 человек. Это, даже с учетом приехавших к нему из других мест духовных чад, означало, что только на исповедь пришел каждый десятый житель станицы!
В обед разошедшиеся по домам станичники стали собираться вновь. Приехали солисты ансамбля «Казачья воля» из Волгограда, для которых возвели сцену рядом с храмом. Подтянулись казаки из Усть-Медведицы из местного реестра. Кто-то был, судя по разговорам, из Союза Казаков России и других казачьих организаций. Попадались мужчины в кубанках. К половине третьего прилетел вертолет с несколькими членами правительства области и думы, появились телекамеры и корреспонденты.
Первые лица, вполне умело орудуя лопатами, торжественно посадили у храма полтора десятка деревьев и кустов сирени, и только после этого перешли к сцене. Торжественная часть началась с короткого выступления первого заместителя председателя Правительства Волгоградской области Игоря Владимировича Стефаненко. От имени Правительства г.Москвы, подарившего храм в Распопинскую, выступил заместитель руководителя Департамента межрегионального сотрудничества, национальной политики и связей с религиозными организациями города Москвы Николай Шарапов. Пока сцена грохотала от выступления ансамбля «Казачья воля» приход готовился к встрече епископа Калачёвского и Палласовского Иоанна. Встречали его с хлебом-солью на усыпанной цветами дорожке. Обратившись с пастырским словом к собравшимся после освящения храма, владыка пожелал всем собравшимся благодати Божией под амфором Пресвятой Богородицы, а станичному приходу расти и развиваться.
Начавшись ранним утром и закончившись за час до заката, освящение храма превратилось в настоящий общий праздник, день станицы. От знакомого казака, майора полиции Ивана Владимировича Фролова, отвечавшего за безопасность мероприятия, узнал, что по подсчетам полиции на освящение храма пришло около 800 человек. Многих гостей станичники повели ужинать, и слушать не желая о том, что надо разъезжаться.
Выезжая с закатом из станицы, я думал о том, что люди ждут чуда с громом и молнией, но редко замечают чудеса более значимые и более очевидные. Я вспоминал предыдущий год, когда в начале октября всю область залило дождями, грунтовые дороги стали непроходимыми. Сейчас же за три недели, с момента как начали рыть траншею под фундамент храма и вплоть до Покрова не упало ни капли. Стояли ясные теплые дни. И даже один день дождя не дал бы достроить храм в срок. Это ли не Чудо? Это ли не Покров Пресвятой Борогодицы?.. Прогноз погоды в интернете показывал скорое похолодание и начало дождей. Что ж, надо и осени наверстать упущенное время, а течению жизни вернуться к обычной борьбе с каждодневными страстями. Но не забывайте о том, что когда мы идем к свету и творим добро, нам всегда будет незримая помощь свыше.
Николай Ерёмичев,
кубанский казак ст. Пластуновской,
главный редактор Этнического казачьего журнала "Казарла"
15 октября 2014