Автор -
liudmila_leto. Это цитата
этого сообщенияCлушайте Революцию
7 ноября -
День Великой Октябрьской социалистической революции
«Дело художника, обязанность художника -
видеть то, что задумано, слушать ту музыку,
которой гремит "разорванный ветром воздух"».
«<…> Всем телом, всем сердцем,
всем сознанием - слушайте Революцию»
Александр Блок
из статьи «Интеллигенция и революция» (1918 г.).
Поэма «Двенадцать» была написана Блоком в январе 1918 года, почти через год после Февральской революции и всего через два месяца после Октябрьской революции.
«"Двенадцать" - какие бы они ни были - это лучшее, что я написал. Потому что я тогда жил современностью…» - признавал писатель.
Она была создана всего за двадцать дней и, по собственному признанию поэта, написана «в порыве вдохновения, гармонически цельно, в согласии со стихией».
Редко исполняемая оратория-поэма «Двенадцать» петербургского композитора Вадима Салманова на стихи Александра Блока.
Произведение отражает зеркало событий советской истории. Взаимосвязь слова и музыки очевидна: наряду с логикой развития сюжета сопряжены сквозные музыкальные темы, отражающие по Блоку вьюгу и «старый мир».
В этом монументальном сочинении композитор особенно проявил свой дар музыкального письма. Обилие жанрово обусловленного музыкального материала придало исключительную выразительность и историческую достоверность музыке. Здесь мы слышим фейерверк самых разных музыкальных интонаций и жанров: от марша и бытовых песен до частушек и мещанского городского романса.
Вадим Салманов (1912-1978)
Оратория-поэма ``Двенадцать``
для хора и симфонического оркестра (1957)
Слова Александра Блока
Cостоит из шести частей
1-я часть «Ветер» - содержит несколько разноплановых портретов-характеристик, пародийно обрисованных. Патетическая декламация сочетается в ней с трубными возгласами, молитвенные интонации с сентиментальной арией.
2-я часть «Двенадцать», посвященная образам двенадцати, заполнена фанфарными мелодиями, оборотами старинных песен вольницы, блатными мотивами («В зубах - цыгарка, примят картуз, на спину б надо бубновый туз!»).
В 3-й части «Старый мир» использованы фольклорные интонации, в частности, интонации песни «Под вечер осенью ненастной», которым придан иронический характер на грани гротеска (на текст «Не слышно шума городского, над невской башней тишина, и больше нет городового - гуляй, ребята, без вина!»).
4-я часть «Вьюга» возвращает к образам разбушевавшейся стихии, появившимся впервые в начале оратории.
5-я часть «Смерть Катьки» - яркая жанровая сценка, в которой смешаны интонации уличных песен и кафешантанных куплетов. Она завершается горестным воплем Петрухи «Ох, товарищи, родные, эту девку я любил!»
Финал «Вдаль» символизирует неодолимое движение вперед. Ведущую роль приобретают в нем ритмы марша-шествия, гимнические интонации. Образ Христа воплощен в возвышенно-хоральных звучаниях.
***
Оратория целиком 👇
Первое исполнение оратории-поэмы 17 ноября 1957 года в Большом зале Ленинградской филармонии.
https://musicseasons.org/grom-pobedy-razdavajsya/ https://www.belcanto.ru/or-salmanov-12.html Серия сообщений "
БЛОК":
Оригинал записи и комментарии на
LiveInternet.ru