"Брэндовая ситуация" статья в газете Коммерсантъ

Sep 22, 2010 20:16



Производители сувениров продолжают спор с музеем-заповедником «Казанский кремль» об условиях использования принадлежащих ему товарных знаков


Производители и продавцы сувениров с изображением Казанского кремля намерены стоять за свои интересы до конца
Фото: Михаил Соколов / Коммерсантъ

Производители и продавцы сувениров Казани намерены обжаловать в суде условия лицензионного соглашения с музеем-заповедником «Казанский кремль» на право использования изображения кремля и его названия. Они заявили „Ъ“, что соглашение идет вразрез с предыдущими заявлениями «Казанского кремля», согласно которым роялти должно составлять 30 руб. Фактически плата за использование товарного знака превышает две тыс. руб., говорят они. Предприниматели констатируют сокращение предложения сувенирной продукции с кремлевской символикой в Татарстане. Для представителей музея-заповедника реакция бизнесменов стала неожиданностью.

Вчера гендиректор ООО «Казанский Арбат» (является производителем и продавцом сувениров) Александр Рачук сообщил „Ъ“, что 3 сентября на закрытом собрании руководство Государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника «Казанский кремль» сообщило предпринимателям условия лицензионного соглашения на право использования принадлежащих ему товарных знаков с изображением Казанского кремля.

Как рассказывал „Ъ“ 25 декабря 2009 года, музей-заповедник «Казанский кремль» в конце 2009 года закрепил за собой право собственности на 18 товарных знаков с изображением и упоминанием кремля и его памятников. Музей-заповедник предложил компаниям, заинтересованным в использовании этих брэндов заключить с ним соглашение и платить роялти в размере 5-10% от стоимости товара. По его подсчетам, плательщиками должны стать свыше 400 предприятий. При этом объем рынка продаж сувениров в республике оценивается в $5 млн в месяц. Музей-заповедник начал борьбу с нарушителями своего права на товарный знак. Он инициировал дело о нарушении закона «О конкуренции» в УФАС в отношении ОАО «Казанский хлебозавод №3», который выпускает чак-чак в упаковках с надписью «Казанский кремль» и изображением его объектов. Когда хлебозавод согласился подписать лицензионное соглашение, дело было закрыто. В ответ на действия музея некоммерческое партнерство «Палата народных художественных промыслов и ремесел Татарстана» (объединяет около 400 производителей и продавцов) обратилось к главе Татарстана с просьбой освободить производителей сувениров «от выплат кремлю», а также обратилось в прокуратуру республики. Прокуратура сделала вывод, что регистрация музеем данных товарных знаков незаконна, а взимание платы за их использование неправомерно. И не исключила, что по этому поводу даже состоится обращение в Генпрокуратуру (вчера „Ъ“ в ведомстве сказали, что обращение еще не направлялось). В спор вмешался президент республики Рустам Минниханов - в протоколе совещания с его участием 23 июля была зафиксирована ставка платежа за использование изображения и наименования одного объекта до конца 2010 года в размере 30 руб. без учета НДС и расходов, связанных с юридическим оформлением договоров (без ограничения объема использования).

Однако Александр Рачук заявил „Ъ“, что предыдущие заявления не выдерживаются. Он рассказал, что согласно предложенным музеем условиям лицензионного соглашения минимальный платеж за использование одного объекта «Казанского кремля» составит не 30 руб., а 2,159 тыс. руб.: помимо 30 руб. за пользование брэндом, компании должны будут платить за оформление и юридическое сопровождение соглашений от 1 800 до 9 800 руб. (без НДС). При этом он добавил: «Если на момент заключения соглашения в розничной точке есть товар, который уже не присутствует в ассортименте оптовика или производителя, то за его регистрацию должен оплатить владелец этой точки, а таких точек по всей России сотни, и каждая заплатит за регистрацию одного и того же вида товара».

Гендиректор «Казанского Арбата» считает, что музей в соглашении выдвигает «неадекватные требования». «Я готов платить 30 рублей за один объект в каждом виде продукции. Однако придется платить еще и за название этих объектов, даже если они напечатаны на обороте почтовой открытки, карманного календарика или в тексте книги. Магнитик с изображением достопримечательностей кремля в окантовке другого цвета - это уже другой вид использования. И в качестве такового будет расцениваться любое отступление от первоначального вида того или иного сувенира. Например, съемка в разное время суток или года», - пояснил он. В результате, по мнению предпринимателей, 30 рублей у продавцов сувениров «превратятся в 5, 10, а то и 50 тысяч рублей, не говоря уже о том, что утвержденной на год ставкой предлагают покрыть оставшиеся месяцы, а в следующем году нужно будет платить заново».

Директор ООО «Фрегат» Евгений Русских с коллегой соглашается и говорит о некорректности требований владельца брэндов предоставлять отчеты. «„Казанский кремль“ намерен получить от нас всю конфиденциальную информацию. Его конечная цель - проведение за счет производителей и продавцов сувениров официального маркетинга», - говорит господин Русских. «По условиям соглашения любая отчетность должна быть предоставлена музею-заповеднику в трехдневный срок: где закупили, кому и сколько продали и т.д. Иначе ждут штрафы. Фактически просчитывается бизнес каждого из нас», - соглашается с ним гендиректор «Каравана подарков» Марина Абдуллина. Тем не менее директор «Фрегата» сказал „Ъ“, что «вынужден заключить договор с „Казанским Кремлем“: в противном случае мы вынуждены будем закрыться».

Предприниматели считают, что в конечном итоге требования «Казанского кремля» приведут к «сокращению ассортимента сувенирной продукции с кремлевской символикой и увеличению стоимости самих сувениров». Александр Рачук сказал, что его компания уже примерно на четверть уменьшила ассортимент продукции с видами кремля. Кроме того, предприниматели опасаются, что «собранные сведения об объемах продаж и поставщиках могут быть использованы для создания аналогичного бизнеса под руководством дирекции музея-заповедника „Казанский Кремль“». Господин Рачук сказал, что восемь крупнейших сувенирных фирм Казани намерены оспорить условия лицензионного соглашения с «Казанским кремлем» в суде.

В «Артпатенте», представляющем интересы «Казанского кремля», „Ъ“ вчера сообщили, что «недовольство предпринимателей вызывает большое удивление, так как было дано множество разъяснений и консультаций и в настоящий момент идет активная и спокойная работа по оформлению заявок, в том числе с крупными оптовиками сувенирной продукции и другими предпринимателями».

Любовь Шебалова  http://www.kommersant.ru/doc/1508345?isSearch=True

ООО "Фрегат", Егений Русских, Александр Рачук, директор Казанского кремля, Казанский Кремль, роялти, Хайрутдинов

Previous post Next post
Up