ПРОТОКОЛ проведения Круглого стола в рамках Спасской ярмарки - 2011 в Елабуге

Aug 19, 2011 20:28



Организаторы:
- Общественная палата РТ,
- Торгово-промышленная палата РТ,
- Министерство культуры РТ,
- Елабужский государственный музей-заповедник

Тема: «Конкурентоспособность изделий декоративно-прикладного искусства как один из факторов развития промыслов высокой художественной ценности».

Дата: 19 августа 2011 г.
Время: 15.00 - 17.30
Место проведения: РТ, г. Елабуга, ул. Казанская, д. 59, Библиотека Серебряного века.

Участники 39 чел.:

Ведущая Круглого стола:

Забегина Татьяна Вениаминовна
Заместитель Председателя Общественной палаты РТ, заместитель председателя правления Торгово-промышленной палаты РТ, Генеральный директор ЗАО «Эбиволь».

Соведущая Круглого стола:

Руденко Гульзада Ракиповна
Генеральный директор Елабужского государственного музея-заповедника, член Общественной палаты РТ, советник мэра г. Елабуга по охране культурного наследия и развитию туризма.

I. Выступающая Г.Р. Руденко:

Мы с вами находимся на очередном Круглом столе IV Всероссийской Спасской ярмарке, где обсудим проблемы, которые сегодня есть в отрасли народных промыслов. Тема Круглого стола звучит «Конкурентоспособность изделий декоративно-прикладного искусства как один из факторов развития промыслов высокой художественной ценности». Сегодня в работе Круглого стола принимают участие люди, которые знают о проблемах и сами являются мастерами, которые организуют центры и дома ремесел, предприятия, ассоциации. Сегодня мы будем говорить только о позитивных делах, о том, как решаются те или иные проблемы.
Я хочу вас поприветствовать от имени Елабужского государственного музея-заповедника, от имени всех участников Спасской ярмарки. Сегодня на ярмарке зарегистрировались представители из 80 городов и поселений Российской Федерации, и заявили о своем участие 603 человека. Мы идем к той цифре, которая была в XIX в., на Спасской ярмарке участвовало 86 городов Российской империи. В этом году 190 мастеров принимают участие из города Набережные Челны, это говорит о том, насколько город богат талантливыми людьми. И сегодня на Круглом столе участвуют представители Торгово-промышленной палаты РТ Николаев Артур Сергеевич - Заместитель председателя Торгово-промышленной палаты РТ, начальник орг. отдела и Мустаев Артур Ратнерович - Директор ООО «Товары народных художественных промыслов «Алтын Тал», Председатель комитета по сувенирной продукции и товарам НХП РТ.
Сегодня Круглый стол проходит под эгидой Общественной палаты РТ и его ведущей будет Заместитель Председателя Общественной палаты РТ, заместитель председателя правления Торгово-промышленной палаты РТ, Генеральный директор ЗАО «Эбиволь» - Забегина Татьяна Вениаминовна.
Как вы знаете, уважаемые участники, Елабуга имеет уникальное историко-культурное наследие, которое заключается не только в большом количестве памятников истории и архитектуры, но и в самой социально-культурной среде, богатой на традиции, обычаи и, конечно, народные промыслы.
Понимая это, Елабужский государственный музей-заповедник как хранитель истории города, еще в начале 2000-х годов взял на себя и функции по возрождению традиций народного искусства. В это время, в Елабуге не было никакого объединения мастеров декоративно-прикладного искусства и художников - все они работали сами по себе.

1. Поэтому вначале я собрала всех художников и мастеров города и предложила им сотрудничать с музеем-заповедником, что позволило бы музею-заповеднику иметь информацию о тех или иных мастерах и художниках и направлениях их деятельности, а значит - поддерживать их и помогать развиваться.
А мастера, в свою очередь, получали возможность:
- завязывать новые творческие связи для обмена опытом;
- налаживать новые рынки сбыта, а значит - также развиваться.
Таким образом, этот шаг обеспечивал взаимное развитие, как музея-заповедника, так и самих мастеров и художников.

2. Следующим важным шагом было создание в 2003 г. Художественного салона, которое позволило вывести сотрудничество музея-заповедника с художниками и мастерами на новый уровень. В Елабуге появилось такое место, где мастера и художники могли не только встречаться с коллегами и обмениваться опытом и идеями, но и реализовать свои изделия. Таким образом, возрождение и развитие народных и художественных промыслов стало не просто интересным увлечением, но и материально выгодным делом. Соответственно, это позволило повысить конкурентоспособность изделий, представляемых в Художественном салоне, которые стали более качественными и более отвечающими требованиям не кустарного, а художественного произведения.
Сегодня Художественный салон является единственным государственным учреждением в Республике Татарстан подобного рода по специфике своей коллекции, выставочной деятельности, по поддержке и развитию народных художественных промыслов, функциям сохранения культурного наследия прошлого и настоящего, а также успешной торговой деятельности. Здесь реализуется до 250 видов различной сувенирной продукции, которую представляют около 200 мастеров декоративно-прикладного искусства и художников Республики Татарстан и России, сотрудничающие с музеем-заповедником.

3. Важным моментом в деятельности музея-заповедника по сохранению и развитию народных промыслов стало создание в структуре музея-заповедника в 2007 г. Интерактивных мастерских. Основная задача, возложенная на Интерактивные мастерские - возрождение народных художественных промыслов и ремесел, развитых в Елабуге XIX в. Для этого мастера изготавливают продукцию по елабужской тематике, обучают детей и взрослых различным традиционным ремеслам в кружках или индивидуально, принимают участие в выставках и выставках-продажах. Интерактивные мастерские призваны отразить мастерство и талант местных умельцев, а также привлечь к работе младшее поколение.
4. Работа по привлечению мастеров и художников музеем-заповедником ведется по нескольким направлениям:
- участие в региональных, республиканских и всероссийских выставках и фестивалях;
- организация симпозиумов по современной живописи и художественных проектов;
- приглашение художников и мастеров ДПИ для организации персональных выставок.

5. Прорывом в деятельности по развитию декоративно-прикладного искусства стало возрождение и проведение с 2008 г. Всероссийской Спасской ярмарки, в духе купеческих ярмарок 19 века.
Популярность ярмарки с каждым годом растет, ширится география и количество ее участников:
- в 2008 г. в ярмарке приняли участие 160 мастеров декоративно-прикладного и художественного творчества, народных промыслов из 37 городов России;
- в 2009 г. - 415 мастеров декоративно-прикладного и художественного творчества, народных промыслов и ремесел из 45 городов России;
- в 2010 г. приняли участие 480 мастеров декоративно-прикладного и художественного творчества, народных промыслов и ремесел  из 55 городов России.
В 2011 г. заявки на участие в ярмарке подали 603 мастеров декоративно-прикладного и художественного творчества, народных промыслов и ремесел  из 80 городов России.

6. Следующим этапом деятельности музея-заповедника станет открытие 21 августа Музея-мастерской декоративно-прикладного искусства. Этот музей - давняя мечта не только музея-заповедника, но и всех мастеров, которые принимают участие в нашей Спасской ярмарке, поскольку здесь представлены их изделия. Кроме того, этот музей - интерактивная обучающая зона, где каждый желающий под руководством мастера может научиться гончарному делу, а также лозоплетению и плетению из бисера, изготовлению сувенирных кукол-оберегов, вязаных ковриков и других предметов, традиционных для ремесленных и кустарных промыслов 19 века.
Открытие Музея-мастерской - это очередной шаг музея-заповедника в масштабной деятельности по возрождению, сохранению и развитию декоративно-прикладного искусства как важной составляющей в сохранении многогранности народной культуры, богатого историко-культурного прошлого, являющегося фундаментом для развития нашего народа в настоящем и будущем.

Выступающая Рыбакова Людмила Николаевна - Заместитель руководителя Исполкома ЕМР по социальным вопросам.

От имени Главы Елабужского муниципального района Емельянова Геннадия Егоровича я приветствую всех участников Круглого стола. Спасская ярмарка проводится в четвертый раз, и в 2012 году будет проводиться в пятый раз. Выражаем благодарность Общественной палате РТ, Министерству культуры РТ и Министерству торговли и промышленности РТ. Желаю всем плодотворной торговли.

Выступающая Г.Р. Руденко:

В этом году Спасская ярмарка стала международной. В этом году приехали представители из Турции, Пакистана и Туркменистана. В следующем году юбилейная Спасская ярмарка, и мы планируем пригласить потомков всех известных наших земляков: Цветаевых, Шишкиных, Дуровых, Стахеевых из разных стран мира.

II. Выступающая Т.В. Забегина:

Всех участников Круглого стола прошу настроиться на рабочий лад, по всем нашим предложениям мы подготовим рекомендации с обращением к руководству РТ и РФ. Свое выступление начну с экскурса в историю. XIX в. - ремесла в России процветают, изделия мастеров узнают и ценят. 1917 г. - события этого периода подкосило развитие ДПИ. 1930 г. - период запрета ремесла и крестьянскую культуру. 1970 г. - промыслы стали процветать. 1990 гг. - опять серьезные испытания. В это время упразднили кураторство. Прекратили существование НИИ художественной промышленности, это очень больно ударило по данной отрасли.
В целом на сегодняшний день дело в этой отрасли, рассматривается как кризисное, резкое падение ранее достигнутого производства. Негативное влияние кризиса 1998 года: резко упал спрос внутри страны, разрушилась система сбыта. В десять раз упали объемы выпуска продукции, около 40 % предприятий оказались на грани банкротства. Некоторые улучшения наступили после провального 1998 года, объем производства изделий в 1999 году составил 2,5 миллиарда рублей, темп роста составил 3 % - 4 %. В середине 2000 года несколько улучшилось состояние организаций НХП, увеличилось число работников на 8 %, доля убыточных предприятий сократилась на 25%, а в 1998 году их было 44%.
Следующая фаза падения. 2002 год - объем производства упал на 23 %. В 2008 году ситуация усугубляется, объем производства вновь резко сокращается на 30 % - 40 % по сравнению с 2005 годом.
На сегодняшний день НХП занимаются 250 предприятий официально, расположены они в 64 субъектах РФ. Общая численность сотрудников 30 тыс. человек.
В настоящее время существует 15 видов производств НХП, основным из которых является художественная обработка дерева и составляет 61 %.
Сегодня ситуация со сбытом товаров НХП остается тревожной. Абсолютно неверной является точка зрения в соответствии, с которой деградация народных промыслов является якобы неизбежным процессом в условиях глобальной рыночной экономики.
Сегодня все, что мы с вами сделаем - это вклад в духовно-нравственное развитие всего общества. Без любви, без нравственности, без духовности невозможно создавать изделия НХП.
В работе Круглого стола участвуют представители двух палат: Общественная палата РТ и Торгово-промышленная палата. Все реальные предложения, которые мы услышим сегодня, будут доведены до руководства Республики, и через Общественную палату мы будем настаивать и требовать, чтобы в законодательные акты были внесены соответствующие поправки либо принимались новые законы.

III. Выступающий Мустафаев Нури Амдиевич - Генеральный директор Центра развития народных художественных промыслов и ремесел Республики Татарстан, Председатель палаты ремёсел РТ.

Поздравляю всех присутствующих с IV Международной Спасской ярмаркой и, судя по тому, как она развивается, можно судить, что она идет в гору. Тем не менее, существуют серьезные проблемы. Весной 2011 года состоялись парламентские слушания в РФ по проблемам НХП, где собрались практически все регионы. Проблемы у всех одинаковы:
1) Отсутствие как таковой государственной поддержки.
2) Засилье импортной продукции, которое меняет во многом сувенирную продукцию во всем мире. И это привлекает не мастеров НХП, а людей бизнеса и это нужно признать, как объективную реальность. С этим не надо бороться, а надо конкурировать. Этот процесс трудный, поэтому все-таки основной упор нужно делать на регионах.
В РТ есть определенные подвижки в части именно художников, ремесленников мастеров, те которые встали на путь не только создания уникальных изделий традиционного народного искусства, но на путь создания условий для ее удешевления и для расширения розничной сети продаж. И поэтому, через Комитет поддержки предпринимательства выделяются гранты в номинации художественного промысла. Для покупки оборудования только с одной целью, работать и создавать новые образцы, сотрудничать с художниками-дизайнерами, удешевлять продукцию и выводить ее на рынок РТ и РФ. Резко возрос количественный ассортимент изделий сувенирной продукции и это мы увидели на Спасской ярмарке. Это положительный факт. В то же время он вызывает определенную проблему - это расширение сети розничных продаж.
И мы сейчас готовим в связи с этим серьезные направления:
1. Определение зон продаж, совмещенных с туристическими маршрутами. Хорошо подаваемых, как инфраструктура туристического бизнеса с минимальным количеством тех форм, которые сейчас присутствуют. И с информационным сопровождением.
2. Максимальная поддержка выставочно-ярмарочной деятельности со стороны государства.
3. Необходимо исполнять статьи ФЗ «О народных художественных промыслах РФ» и статьи Закона «О народных художественных промыслах РТ».
Отметим, что реальная потребность товаров народного промысла очень высокая.

Ведущая Т.В. Забегина:

Нам общественникам, которые занимаются поддержкой ремесленничества, тоже надо выработать новые формы и новые методы, подходы. Если поднять программу поддержки промыслов к тысячелетию г. Казани, оказывается, мы ее не выполнили.

IV. Выступающая Ломакина Лидия Григорьевна - Руководитель Гильдии мастеров народных художественных промыслов при Торгово-промышленной палате г. Наб. Челны и региона «Закамье».

Предлагаю вести просветительскую работу среди населения. У нас в городе нет единого Центра народного промысла. После Спасской ярмарки соберется инициативная группа выступит с обращением к руководству города о создании Школы ремесел. По инициативе Гильдии мастеров в городе появился этнографический отдел. Велико желание чтобы в Наб. Челнах появился Центр народного творчества.

V. Выступающий Каримов Рафхат Мухаметович - Директор АУК УР «Национальный центр декоративно-прикладного искусства и ремесел» Удмуртской Республики.

Приветствую всех участников Круглого стола. В нашей республике есть определенные достижения в области народного промысла, но проблемы еще остаются. В свое время народные промыслы были закрыты, все дело было в том, что все изделия разрабатывались без учета традиций. Поэтому была низкая реализация. В настоящее время к изделиям должно быть другое отношение. В связи с этим есть необходимость в высокохудожественных, уникальных, самобытных произведениях ДПИ. Для этого нужно глубокое изучение традиционной культуры путем проведения этнографических экспедиций, а также тесного сотрудничества с учеными: этнографами, археологами и искусствоведами. В Республике Удмуртия создана система деятельности по сохранению и развитию ДПИ. Она включает 20 центров и домов ремесел во главе с «Национальным центром декоративно-прикладного искусства и ремесел» Удмуртской Республики.
У нас нет проблем с реализацией продукции, у нас разработана система показателей, в которую входят такие пункты, как:
1. Сохранение и развитие традиционных изделий ДПИ. Если Дом ремесел развивает 10 видов ремесел, то он получает 150 баллов.
2. Участие в региональных и районных выставках. Все это учитывается.
3. За создание высокохудожественных изделий, такие изделия отбирает Художественный Совет, в который входят четыре доктора наук и мастера. Все Дома ремесел финансируются. «Национальный центр декоративно-прикладного искусства и ремесел» Удмуртской Республики заключает договор с Домами ремесел на поставку изделий.
Мы исходим из пропаганды духовно-нравственных ценностей. Занимаемся с детьми и издательской деятельностью. В 2010 году выпустили первый в Российской Федерации мультимедийный диск «Традиционное ткачество Удмуртии».
С 2002 года развивается монументальная скульптура, садово-парковая. Мастера под открытым небом в режиме онлайн, создают скульптуры на мифопоэтические темы. 10 районов Удмуртии, где установлены скульптуры, 370 творений монументальных композиций. С 2009 года фестиваль имеет межрегиональный статус.
В Удмуртии нет штамповки изделий НХП. Но необходимо работать над конкурентоспособностью этих изделий.
Народное творчество отличается от народного искусства. В Министерстве Культуры РФ нет специалиста, который сопровождал, курировал бы народное искусство. Надо ввести специалиста НХП в Министерство Культуры РФ.
Взаимодействие науки, образования, культуры и мастеров ДПИ направлено на создание высокохудожественных этнических уникальных самобытных изделий как части нематериального культурного наследия народа.

VI. Выступающая Ахметшина Эльмира Габдулловна - Ректор Камского института искусств и дизайна.

В предыдущих выступлениях я услышала несколько моментов, которые хотела бы прокомментировать.
Наша работа заключается:
1. в просветительстве,
2. в привлечении молодежи,
3. нахождение современных форм изделий народных промыслов и сувенирной продукции.
Просветительство: мы с Лидией Григорьевной Ломакиной ищем новые формы и возрождаем старые формы непосредственно при общении мастера народного промысла с молодежью. Мы проводим совместные мероприятия, которые совмещаем с мастер-классами. Выходим на площадь, и в интерактивном режиме мастера показывают, как они производят сувенирную продукцию, изделия народных промыслов. Не так много желающих научиться, но любознательных было достаточно. Если мы будем подобным образом раскрывать наши народные промыслы, информировать людей, насколько это интересно, то постепенно народ начнет интересоваться и будет приходить и заниматься.
В этом году мы в институте провели «Неделю дизайна», во время которого проводили мастер-классы. Сейчас у нас есть витражная, текстильная и другие мастерские. Мы пригласили школьников, взрослых из разных городов на эти мастер-классы.
Сегодня перед студентами мы ставим задачу нахождения новых форм для изделий НХП. Лидия Григорьевна начала нас знакомить с мастерами народных промыслов, работающих по старым схемам. Но нам нужно найти новые формы, отвечающие современным требованиям. Мастера проводят в течение 1-4 дней мастер-классы. Студенты осваивают эти промыслы, за тем проектируют конкретно продукцию с этническими элементами. Определенные результаты уже появились. Со студентами мы съездили на Алексеевскую фабрику ручного ткачества, единственную у нас в стране. Студенты освоили технику, сделали продукцию, из которой мы составили коллекцию. И когда мы гостям показываем, то нас спрашивают, где это можно купить. Но это дизайн-проект,  и у нас их накопилось достаточно много. И чтобы эта продукция была востребованная, юных художников надо знакомить с мастерами и в этом сотрудничестве будут рождаться предметы, которые будут конкурентоспособные.
У нас есть еще один проект, который кого-нибудь заинтересует. Это проект для Спасской ярмарки. Со студентами мы разработали проект мобильной гостиницы для мастеров ДПИ, в которой они могли бы отдыхать.

Ведущая Т.В. Забегина:
Ваш институт тоже может участвовать в грантовых программах, с тем, чтобы привлечь к своей работе мастеров.

VII. Выступающий Мустаев Артур Ратнерович - Директор ООО «Товары народных художественных промыслов «Алтын Тал», Председатель комитета по сувенирной продукции и товарам НХП РТ.

Проблем много в сфере НХП. Если в Удмуртии социальная поддержка развита, и они не желают ставить НХП на коммерческое русло, а продолжают поддерживать НХП государственной рукой. У нас в Татарстане другой подход. Гранты, которые созданы для поддержки предпринимательства в РТ, необходимы для того, чтобы поставить продукцию на коммерческую основу. Если твой проект не коммерческий, то денег не дадут. В принципе это хорошо. В плане юридических знаний предприниматели не компетентны, они не могут защитить свой проект. Они не имеют полного представления о будущем бизнесе, не знают, что такое налоги. В этом году мы организовали семинар, на который пригласили более 100 человек, именно мастеров НХП, и рассказали об этих программах.
Следующий момент: интеграция НХП в бизнес. Это включение в туристические потоки. Задача на осень у нашего Комитета создать интернет-портал для НХП РТ. Основная проблема для всех мастеров - во всех магазинах делают большую наценку 100%-200%-300%. На интернет-портале будет всего 15 % наценки. Мастера предлагают предметы высокохудожественной ценности, изделия должны будут пройти Художественный экспертный совет. После этого мы будем продвигать это изделие. Информация об изделиях будут во всех поисковых, во всех туристических интернет-порталах, в туристических картах города. Посещаемость будет очень большой. Любой желающий будет иметь доступ к этому мастеру, который производит данное изделие.

По данному вопросу развернулась активная дискуссия.

Продолжение выступления Мустаева Артура Ратнеровича:

Мы провели семинар совместно с Национальным музеем, с Министерством культуры. Основная цель - ознакомить мастеров НХП с культурой, которая была раньше. Только специалисты историки знают, какая была культура. Мало информации, не достаточно литературы данной темы. Разрабатываем совместный проект с Музейным комплексом РТ. Этот проект предполагает проведение мастер-классов в музеях РТ, будут созданы специальные места для продажи изделий мастеров НХП. Это еще один способ продвижения данной продукции. Мы должны сейчас искать альтернативный способ, помимо розничных точек продаж. Все это должно быть централизовано. Заказчик должен обращаться не напрямую к мастеру, а к человеку, который это все будет координировать.
Одна из основных проблем малая информативность о самом мастере. Незнание имен мастеров НХП. Мы объявили 1 июня конкурс журналистов. Положение о Республиканском конкурсе журналистов СМИ «Экономическое возрождение НХП в сфере сувенирной продукции в РТ». Нас поддержали ОАО «ТАТМЕДИА», Торгово-промышленная палата РТ, Министерство культуры РТ. Сейчас ждем результатов.
Есть основная проблема, которую мы совместно с Министерством культуры РТ пытаемся решить. Есть федеральный список предприятий, которые получают поддержку из федерального бюджета. В нем 77 предприятий России, которые уже включены в этот список. Это означает, что они получают федеральную поддержку и компенсацию.

По данному вопросу развернулась активная дискуссия.

VIII. Выступающая Имайкина Елена Александровна - Главный специалист отдела по связям с общественностью администрации Чайковского городского поселения.

Я представляю Чайковское городское поселение, из г. Чайковского, представляю опыт Архангельской области, являюсь педагогом интернет курсов в «Детской школе народных ремесел» г. Архангельска и Поморского государственного университета. Это достаточно новая форма, которая у нас в России существует.
Сама я историк по образованию, занимаюсь этнографией, краевед. 5 лет проработала в музее. В настоящее время работаю в администрации города.
Этот проект начался с 2008 года, был реализован на грант Совета Министров Северных стран при участии Шведско-Финской школы. Изначально было 8 курсов, за три года количество возросло до 20. Очень быстро прошла реклама. Данное направление очень перспективное. Молодежь и люди среднего возраста активно включаются. Создана программа «Moodle» на базе Поморского университета. Данная программа была бесплатной, удобна в пользовании. В настоящее время программа прошла обновление, и сейчас используется второй уровень. Самый большой период обучения это 3 месяца, проводится один урок в неделю. Можно в режиме онлайн задавать вопросы мастеру НХП, который ведет данный курс. Здесь можно изучить дополнительную литературу по данному виду ремесла. Мастер размещает информацию о материале собранном в этнографических экспедициях. За три года прошли обучение более 300 человек из разных стран мира: Украина, Швеция, Казахстан и др. Обучаются как студенты, так и пенсионеры, педагоги дополнительного образования и другие категории населения. Для того чтобы пройти обучение необходимо иметь компьютер, интернет, фотоаппарат и набор инструментов для работы. Обучение платное, курсы вышли на коммерческую основу. Стоимость курсов зависит от продолжительности от 1,5 до 3 тысяч рублей. Это еще неплохой заработок для мастера. Координаты remeslo.do.

XIX. Выступающая Антонова Татьяна Юрьевна - Заведующая отделением ДПИ и НП ГОУ СПО «Чайковский профессионально-педагогический колледж» (г. Чайковский, Пермского края).

Я преподаю в Чайковском профессиональном педагогическом колледже. Раньше была предпринимателем. Имела свой художественный салон. Старалась держать салон на высоком эстетическом уровне. Работала с мастерами, большую помощь в работе мне оказало изучение опыта Удмуртии. Изучив опыт Удмуртии, родилась идея - создание творческих мастерских.
В колледже открыли специальность ДПИ, и в этом году был первый выпуск. Мне хочется собрать коллектив ребят и по программе поддержки предпринимательства, получив 58 тысяч рублей, создать творческие мастерские. У нас все предприниматели разрознены, нет единой программы.

X. Выступающий Зайцев Илья Владимирович - Исполнительный директор «Мастерская Сереброва», производство музыкальных инструментов (г. Нижний Новгород).

Я представляю Нижний Новгород производство музыкальных шумовых инструментов. У нас 15 мастеров в небольшой мастерской. Существует мастерская 17 лет и появилась на базе ансамбля «Славяне». Когда были трудные времена для ансамбля, мы стали делать музыкальные инструменты сами. Ездили по деревням, вспоминали технологии, традиции, читали книги. Серебров Иван Григорьевич наш руководитель, он является и художественным руководителем ансамбля «Славяне» вот уже много лет. Очень сложно объединить ремесло с бизнесом. У ремесла свои цели, это сохранение традиций. Люди, занимающие ремеслом, живут этим. Мы входим в состав профсоюза ремесел в Нижнем Новгороде. А бизнес ставит цель получение максимальной прибыли. Следовательно, нужно чтобы ремесленник научился быть бизнесменом. Нужны программы, которые учили бы этому. Инициатива должна исходить и от ремесленников. Они умеют делать, но не умеют продавать. Вот в чем проблема.
Кризис 1998 года поставил нас в такие условия, когда люксовые инструменты, расписанные хохломой, очень красивые, недешевые, но у них большая себестоимость. И мы перешли на инструменты второй категории, бюджетные, именно потому, что они в три раза дешевле. Они тоже звучат, играют, но изготовлены они по другим технологиям, другая плотность росписи. Вот они покупаются и сейчас. И ярмарки это подтверждают.
Нужно проводить выставочно-ярмарочную деятельность, но не все могут участвовать. Многие ремесленники не знают о проводимых ярмарках, нужно их информировать. Муниципальным органам нужно обучать информационной грамотности мастеров. Где продавать, как продавать. Уникальные мастера не умеют преподнести, разрекламировать свой товар, не знают на чем нужно сделать акцент. Нужно ввести обучению маркетингу.
Спасская ярмарка очень продажная, есть выставки непродажные. Но в них участвовать надо, потому что это маркетинг.

Ведущая Т.В. Забегина:

Нужно объединиться и нанять менеджера. Художник не станет администратором. Мы сегодня говорим о новых формах и о новых подходах.

XI. Выступающая Аюпова Октябрина Федоровна - Заведующая этнографическим отделом Музея истории города Н-Челны.

Идея создать этнографический салон в Музее истории города Н-Челны, появилась после изучения опыта Удмуртии, знакомства с мастерами Гильдии, к которым я присоединилась. С французского слово «салон» означает «парадная гостиная» для встречи дорогих гостей. Сейчас, в наше время «салон» означает зал для демонстрации художественных изделий, с последующей продажей. Этнографический салон в Музее истории города предполагает, помимо экспозиции изделий художественного промысла, проведение мастер-классов, курсов для всех желающих. Салон призван организовывать выставки мастеров НХП.

XII. Выступающая Белецкая Фарида Мирзагитовна - Главный режиссер Центра Народной культуры «Родник».

В продолжение темы челнинцев, необходима пропаганда нашей деятельности, очень активная и широкая. Дом ремесел, который я возглавляла с 2003 года, объединил 35 мастеров и получил первый грант полмиллиона рублей из федерального бюджета. Каждая выставка, ярмарка велась в тесном сотрудничестве с телевидением. Всегда были новостные репортажи. В Н-Челнах люди стали узнавать мастеров. Были созданы отдельные передачи о конкретном мастере. Мастера участвовали на всех массовых мероприятиях города - выставки, ярмарки, концерты.
Ведущая Т.В. Забегина:

Для подведения итогов нашего Круглого стола слово предоставляется Мустафаеву Нури Амдиевичу - Генеральному директору Центра развития народных художественных промыслов и ремесел Республики Татарстан, Председателю палаты ремёсел РТ.

Выступающий Мустафаев Нури Амдиевич - Генеральный директор Центра развития народных художественных промыслов и ремесел Республики Татарстан, Председатель палаты ремёсел РТ.

Уважаемые участники Круглого стола, я еще раз хочу подчеркнуть, что являюсь руководителем государственного учреждения, учрежденным Правительством - Центра развития народных художественных промыслов и ремесел Республики Татарстан. И поэтому, все, что здесь сказано, постараемся воплотить в русле политики государства в сфере НХП, и для более широкого контакта запишите сайт, который работает уже целый год remeslo.tatarstan.ru. На этот сайт вы можете присылать любую информацию, и она тут же будет размещена. На этом сайте размещены лучшие работы мастеров. Мы не ставим цель продажи изделий, так как сайт правительственный. На сайте размещена информация о мастерах, которые имеют звание мастера НХП РТ.
Те проблемы, которые сегодня прозвучали и о которых говорили, не являются новыми. В 2007 году мы в программе выложили и создание Центров ремесел в самых крупных населенных пунктах, включая поселки городского типа, и создание пяти Детских школьных учреждений по НХП. Но, к сожалению, эта программа не прошла. На сегодняшний день, учитывая, что это стало более актуальным, мы снова попытаемся сейчас обратиться к правительству с предложением об учреждении Центров НХП в крупных городах РТ для оказания государственной поддержки через систему государственно-бюджетного финансирования. Это первое.
Второе, что касается работы с федеральным центром. Мы уже 8 лет поднимаем вопрос, почему не меняется список предприятий имеющих государственно-финансовую поддержку государства. В РФ не действует уже несколько лет Художественный экспертный совет, который может принимать эти решения. С начала он был при Министерстве промышленности, потом он стал при Министерстве лесной промышленности, полная неразбериха. Мы обращались несколько раз в Ассоциацию НХП и нам дали понять, что льготы касаются только транспорта, и только в том случае, если продукция вашего предприятия не менее 51 % имеет статус изделий НХП. Это выгодно только в том случае, если продукция ваша объемом не меньше одного вагона в месяц.
Третье, Для того, чтобы внести предприятие в список, нужно решение Художественного экспертного совета. Решение какого-то исполнительного органа, Министерства, комитета не является законным, потому что есть Закон о НХП РФ и к нему Постановления. Многие говорили, как они работают, что у них получается и что не получается. Большая просьба, есть сайт, Палата ремесел РТ, Центр НХП, направляйте свои предложения, телефон: 8 (843) 264-45-12. Все предложения будут размещены на сайте, который посещает народа больше, чем в Комитете поддержки предпринимательства на сегодняшний день. И там вы увидите результат нашего обсуждения. В том числе и по РТ, на основе этого мы сможем обратиться в государственные учреждения, на имя президента, на имя премьер-министра, с предложением пересмотреть или вновь рассмотреть вопрос о реализации, или написания новой программы НХП и ремесел РТ.

Завершение работы Круглого стола 17.30.

Министерство культуры РТ, сувениры, Мустаев, Мустафаев, НХП, Сувениры, Палата ремёсел, Палата ремёсел РТ, Татарстан, Аюпова, Третья столица России, ТПП РТ, Спасская ярмарка 2011, торговля сувенирами

Previous post Next post
Up