Оригинал взят у
guran_ussury в
АМУРСКО-УССУРІЙСКАЯ КАЗАЧЬЯ ФЛОТИЛІЯАМУРСКО-УССУРІЙСКАЯ КАЗАЧЬЯ ФЛОТИЛІЯ учреждена въ 1897 г. для охраны нашей границы съ Китаемъ по рр. Амуру и Уссури и оз. Ханка. На службу во флотилію командируется около 40 казаковъ изъ состава строевыхъ частей. Врем. положеніе о флотиліи утверждено въ 1902 г.; согласно эт. полож. она предназначается: 1) для обезпеченія безопаснаго плаванія всякаго рода судовъ по Амуру (и его притокамъ) и Уссури отъ хунхузовъ; 2) для охраны отъ хунхузовъ же прибреж. жителей лѣв. бер. Амура и праваго - Уссури; 3) для наблюденія за манчжурскимъ берегомъ тѣхъ же рѣкъ; 4) для поддержанія сообщенія между казач. поселеніями по рр. Уссури и Сунгачѣ и на оз. Ханка; 5) въ воен. время - въ мобилизаціон. цѣляхъ (способствованіе скорѣйшему сбору казаковъ, запасныхъ и т. д.). Флотилія состоитъ изъ 2-хъ пароходовъ ("Атаманъ" и "Казакъ Уссурійскій") съ баржами ("Булава" и "Лена") и парового кратера "Дозорный"; она составляетъ собственность Амурскаго и Уссурійскаго каз. в. Командиры пароходовъ избираются, глав. обр., изъ числа опытныхъ въ рѣчномъ плаваніи каз. офицеровъ названныхъ войскъ, а суд. команды комплектуются преимущественно казаками, способными къ службѣ на водѣ и прослужившими въ строю 6-12 мѣс.; при невозможности замѣщенія казаками, на должности машинистовъ и ихъ помощниковъ допускаются также вольнонаемные служащіе, но исключительно русскіе. Расходъ на содержаніе судовъ флотиліи производится изъ войск. капиталовъ. Казаки вооружены шашками и винтовками и имѣютъ обмундированіе и снаряженіе казач. образца, а также и матросскую одежду. Командиры имѣютъ форму состоящихъ по войску, а вольнонаемные - торговаго флота. (Прик. по в. вѣд. 1902 г., № 230; "Воен. Сборн.", 1903 г. № 1). А. И. Никольскій и Н. А. Чернощековъ. Воинская повинность казачьихъ войскъ. Спб., 1907 г. Прик. по в. вѣд. 1902 г., № 430).
В 1894 г. по запросу войскового наказного атамана Приамурских казачьих войск С.М. Духовского Военное Министерство выделило средства для приобретения судов для флотилии. Был приобретен старый пароход «Шилка», переименованный в «Казак Уссурийский», с баржей «Лена» и два новых судна. Новые суда («Атаман» и «Дозорный») были заказаны и построены на заводе Крейтона в финском г. Або (Турку). В разобранном виде на судах Доброфлота они были доставлены во Владивосток, а затем по железной дороге - в Иман, где и осуществлялась сборка.
На суда флотилии возлагалось наблюдение за пограничной линией, а также перевозка станичной почты и грузов. Личный состав флотилии комплектовался из строевых казаков, знавших речное дело, а командиры пароходов, машинисты и их помощники принимались по вольному найму. Вольнонаемному командиру судна была представлена власть командира отдельной казачьей сотни. Его форма одежды соответствовала капитанам пароходных обществ, но с заменой белого канта на фуражке желтым по цвету прикладного сукна приамурских казачьих войск. Черные флотские погоны на бушлатах и фуражки у личного состава также имели желтые канты, на ленточках надпись Амуро - Уссурийская казачья флотилия". Старшему командиру флотилии присваивался особый брейд - вымпел с косицами цветов русского национального флага. Первым старшим командиром флотилии стал капитан Дмитрий Афанасьевич Лухманов - известный в будущем российский и советский капитан, великолепный педагог, талантливый писатель. Он прослужил на флотилии до 1901 г.