Гибель Кригсмарине: американская удавка.

Jan 14, 2017 17:24

Оригинал взят у karhu53 в Гибель Кригсмарине: американская удавка.
Гибель Кригсмарине: американская удавка.


…Мы делали все возможное, но скользкая черная смерть шла впереди нас.
Мы ввели конвойную систему, но это лишь подстегнуло их азарт - они собирались в стаи и еще сильнее преследовали нас. Днем они исчезали. Но едва сгущались сумерки, цепкие лапы хватали за горло и увлекали на морское дно.

Злобные рыбины проведали о наших секретах и сменили тактику - теперь, обнаружив конвой, они всплывали и следовали с ним параллельным курсом, ориентируясь по дымам судов. Бешено стрекотала «Энигма», невидимые электрические молнии пронизывали радиоэфир - через час в район стягивались другие твари, постепенно окружая нас и выходя нашим кораблям наперерез. А потом они бросались на нас, и начиналось ужасное…
Мы создали радиолокатор сантиметрового диапазона для тотального контроля поверхности океана. Их ответом стал «мальтийский крест» - чуткий антирадар, засекавший излучение наших РЛС задолго до того, как операторы начинали видеть на засветку от крупного надводного объекта. Когда патрульный «Сандерланд» выходил в заданный квадрат, черная смерть успевала погрузиться и бесследно исчезнуть в толще морской воды.


Мы выставили 76 000 морских мин на подходах к их базам в Северном море и Ла-Манше, заминировали Кильский канал, проливы Скагеррак и Каттегат. В опасных рейдах было потеряно 500 самолетов-постановщиков, но все напрасно - за всю войну лишь тридцать две из них стали жертвами наших мин, остальные 800 умело обошли заграждения и ушли в океан заниматься разбоем.

Мы регулярно бомбили их базы и верфи, где рождались хищные рыбины, сбросив в совокупности 100 000 тонн бомб. Все тщетно - их потери оказались минимальны. Всего 59 стальных демонов. Остальные, переждав налет, немедленно вылезали из своих железобетонных укрытий и расползались по всей Атлантике.

Мы взломали «Энигму» и стали читать их разговоры. Это принесло немного пользы, зато усилило чувство страха - они были повсюду, но мы ничего не могли с этим сделать.

Мы наращивали количество эскортных сил, построили за два года 350 корветов типов «Хант» и «Флауэр», ставшие нашими «Т-34» на просторах Атлантики. Мы вооружали транспортные и промысловые суда, привлекали к борьбе с подводной угрозой крейсера и эсминцы Королевских ВМС. Морское командование реквизировало у судовладельцев 1240 яхт, траулеров и китобойных судов, превратив их в охотников за черной смертью - с комплектом гидроакустической аппаратуры и запасом глубинных бомб на борту.


Каталина!

Мы создали гидролокатор - АСДИК, способный просвечивать морские глубины и вычислять крадущихся тварей. Увы, стиснув зубы, они, как и прежде, настигали караваны судов и упрямо душили Британию, оставляя нас без самого необходимого. Кровь хлестала с обеих сторон, но их ярость оказалась сильнее высоких технологий.

Подводные киллеры смело рвались вперед, не опасаясь наших приборов - они знали, что примитивный АСДИК имеет слишком малый угол захвата, а его эффективная дальность в режиме эхолокации не превышает одной мили и стремительно уменьшается с ухудшением погоды и увеличением скорости противолодочного корабля. На 16 узлах сонар становился полностью глухим.
Едва начав преследование, мы немедленно теряли с ними контакт.

Мы разрабатывали новые шумопеленгаторы и ультразвуковые приборы наблюдения, установили береговые гидроакустические станции при входе в устья рек, каждый порт и военно-морскую базу… все напрасно!

Скользкие черные чудовища тоже непрерывно совершенствовались. Они уменьшили уровень собственных шумов, применив амортизацию механизмов и средства для создания помех в работе нашей гидроакустической аппаратуры. Они научились быстро изменять глубину погружения, сделав наше противолодочное оружие и глубинные бомбы неэффективными.


У них появилось новые опасные игрушки - приборы маневрирования FAT и LUT для торпедного оружия, простейшие механизмы, позволявшие атаковать конвои из любой позиции. А потом появились акустические самонаводящиеся торпеды Т4 «Фальке» и Т5 «Цаункёниг». Любой наш корабль, рискнувший вступить в открытый поединок со стальной рыбиной, в любую минуту мог сам попасть под удар.

Мы оснастили свои корабли буксируемыми шумовыми ловушками, но они тут же создали помехозащищенную систему наведения для акустических торпед.

Мы чувствовали, буквально ощущали своей просоленной кожей, что на подходе новая угроза - на верфях Германии зачаты новые, еще более грозные подводные чудовища…

«Электроботы». Тип XXI и XXIII. Лодки, рассчитанные на постоянное нахождение в подводном положении. Оптимизированные обводы и увеличенное количество аккумуляторных батарей позволяли им разгоняться под водой до 15 узлов - их преследование нашими противолодочными кораблями было практически невозможно, на такой скорости АСДИК не работал. Оснащенные шноркелями, они могли неделями не показываться на поверхности; а совершенный комплекс гидроакустики обеспечивал им исключительные возможности для контроля над морской обстановкой.

Тогда мы всего этого не знали. Было лишь гнетущее ощущение опасности и бессилья.
Британия готовились к худшему…

Дойчланд штольц

…да, 1942 год удался на славу. Доблестным морякам-подводникам удалось в три раза превысить достижения всех предыдущих лет войны, потопив за год 1149 кораблей и судов противника, общим тоннажем 6,2 миллиона брутто регистровых тонн. Фантастиш!

В списках побед числится пара знатных трофеев - авианосец «Игл» (потоплен 11.08.1942 подлодкой U-73) и крейсер «Эдинбург» с грузом золота на его борту (подстрелен 2.05.1942 в Баренцевом море подлодкой U-473). Кроме того, «морские волки» загрызли легендарный конвой PQ-17, провели в Карском море операцию «Вундерланд», потопили еще 2 крейсера и 13 эсминцев противника. Зер гут.


Пролив Кирк-Саунд, Скапа-Флоу, Шотландия. Здесь, в темную ночь с 13 на 14 октября 1939 года, пролезла, едва не царапая корпусом дно, лодка U-47 под командованием Гюнтера Прина. Как он это сделал? Дас ист фантастиш. Тем не менее, для линкора "Ройал Оук" и 833 человек его экипажа эта ночь оказлась последней. Учинив погром в гавани самой защищенной британской базы, U-47, под грохот зениток, выбралась тем же путем и благополучно вернулась домой.
Во избежание повторения следующего "Перл-Харбора" с немецким акцентом, англичане срочно перегородили пролив каменной дамбой.

За яркими событиями скрываются серые будни войны. Наши подводники имеют четкие указания - по возможности не трогать военные корабли, сосредоточив свое внимание на судах торгового флота. Субмарине невыгодно гоняться за быстроходным эсминцем - слишком подвижная и маневренная цель, эсминец способен увернуться от выпущенных торпед и сам нанести контрудар.

Законы морской войны далеки от распространенных заблуждений о «дыме морских сражений». Люди не живут в открытом океане. Сине-зеленую водную гладь нельзя захватить или разрушить. Океан используется лишь как транспортная артерия, по которой Британия получает критически важные для нее товары, сырье и оборудование.

А раз так - тогда зачем лодке так долго и тщательно прицеливаться, вступать в бесполезную и опасную дуэль с эскортными силами конвоя? Гораздо эффективнее и полезнее расстрелять тихоходные танкеры и транспорты с самолетами, танками, машинами, механизмами, грузами руды и каучука, обмундированием и продуктами питания…

Пусть потом быстроходный эсминец носится по кругу, а его командир рвет на себе волосы - в воду погружаются обломки транспортов, задача провалена. По прибытию на базу экипажу эсминца окажется нечего есть, а эсминец, оставшись без топлива, самостоятельно встанет на прикол. Истощенная Британия рано или поздно подпишет капитуляцию.

Вот он, верный путь к победе! И мы продолжали наращивать удары в выбранном направлении…

Американский приговор Кригсмарине

…Мы будем строить корабли быстрее, чем их сможет топить противник. Мы будем ЕЖЕДНЕВНО спускать на воду по два боевых корабля основных классов (авианосец, линкор, крейсер, эсминец, или подлодку) и вводить в строй по три транспорта.

Следует немедленно развернуть производство противолодочной техники - тысячи охотников и корветов, эскортных авианосцев на базе транспортных судов и базовой морской авиации - гидросамолетов «Каталина», дальних морских разведчиков PB4Y-1 и PB4Y-2 «Прайветир» (модификация «Летающих крепостей»).

Мы разместим десятки аэродромов и гидроакустических станций в северной части Атлантики - на побережье Гренландии, Исландии и Фарерских островов.

Мы компенсируем ЛЮБЫЕ потери торгового флота - количество построенных транспортов типа «Либерти» к концу войну превысит значение 2700 единиц. Как бы ни зверствовали немецкие подводники, наши союзники (в первую очередь - Британия) гарантированно получат свою норму товаров, техники и сырья для продолжения войны.

Мы «накачаем» противолодочной техникой флот Её Величества, передав британским морякам несколько десятков эскортных авианосцев, сотни эсминцев и тысячи патрульных кораблей. Перевооружим британскую морскую авиацию «Каталинами» и «Прайветирами».


Военно-промышленный анекдот: "Янки идут на войну". Собственно, это объясняет, почему у немцев с 1943 года начались крутые проблемы

Опираясь на американскую промышленную мощь, Британия воспрянет и продолжит развивать собственную авиацию и флот. Действуя сообща, мы завалим океан противолодочной техникой. И пусть пока американские сонары все еще уступают британским образцам - количество рано или поздно перейдет в качество. «Волчьи стаи» гросс-адмирала Дёница захлебнутся в стылой воде, без возможности всплыть на поверхности - воздух будет гудеть от авиации союзников, а морская гладь будет расписана узорами противолодочных корабельных групп.

Так все и случилось. Перелом в Битве за Атлантику произошел весной 1943 года - грозным предупреждением для немецких моряков стал «черный май» - за месяц Кригсмарине потеряло 43 субмарины. Дальше было только хуже. Результаты боевой работы лодок за 1943 год стали полным разочарованием для немецкого руководства - всего 2,5 миллиона тонн потопленных грузов.


U-134 приходит конец

В 1944 году ситуация приняла катастрофический оборот: потери, по сравнению с 1940 годом, выросли в 11 раз! Лодки массово гибли, подчас не успевая даже приблизиться к конвоям. Были потеряны базы подлодок на побережье Франции. Кригсмарине осталось без целеуказания - использование дальних морских разведчиков «Кондор» и «Гриф» стало невозможным ввиду абсолютного превосходства союзников в воздухе. Перебои с поставками топлива и запчастей, взломанные военно-морские шифры, непрерывные налеты стратегических бомбардировщиков … результат оказался закономерным - в 1944 году тоннаж потопленных U-ботами судов составил «всего лишь» 765 000 бр. рег. тонн.

К этому времени американский промышленный монстр полностью вышел из под контроля и продолжал молотить технику в совершенно паранормальных количествах. Средний темп постройки транспортов «Либерти» составлял всего 24 дня (рекордсмен - «Роберт Е. Пири», с момента его закладки и до того, как 135-метровое судно встало под погрузку, прошло 4 дня и 15 часов).


«Либерти» - не единственные коммерческие суда, строившиеся в тот период. Параллельно, янки спустили на воду 534 транспорта типа «Виктори», порядка 500 танкеров типа «Т2» и т.д. и .т.п. При необходимости, американцы готовились отливать корпуса судов целиком из железобетона (concrete ship) - дешево и сердито. А главное - чрезвычайно массово.

Фрицы были обречены - у них просто не хватило бы торпед на такое количество врагов.

130 эскортных авианосцев, 850 эсминцев, 2710 транспортов «Либерти» … ради смеха, янки проводили «идеологические диверсии» на территории Германии, разбрасывая с самолетов листовки со статистическими данными о собственной промышленности. Американский юмор оказался непонятен жителям Старого Света - нацистская пропаганда уверенно объявила эти цифры «бредом».

Семеро одного не боятся

Потери немецких подводников за годы войны составили 768 потопленных и уничтоженных лодок. Более 20 000 человек оказались заперты в стальных гробах на дне Атлантического, Северного Ледовитого и Индийского океанов.

Не менее пугающе выглядят потери союзников - более 2700 потопленных судов общим тоннажем 14,5 МИЛЛИОНОВ ТОНН

Кроме того, подводники Кригсмарине уничтожили 123 боевых корабля, среди которых оказались 2 британских линкора, 3 ударных и 4 эскортных авианосца, 8 крейсеров и 33 эсминца (остальные потери - противолодочные корветы, фрегаты, шлюпы, подлодки и флотские танкеры).

Битва за Атлантику отчетливо разделяется на два периода:

Первый период (сентябрь 1939 - конец 1942 года) - уверенная победа Германии. Великолепный британский флот оказался бессилен перед подводной мощью Кригсмарине, ни одна из принятых мер технического и организационного характера не могла спасти британцев от разгрома, на каждую британскую «хитрость» у немцев находился собственный ответ.

Британским «морским волкам» крупно повезло, что у них нашелся союзник в лице Соединенных Штатов (а могло ли быть иначе? как-никак братья-англосаксы). Также стоит учесть, что основная головная боль Рейха была все-таки связана с Восточным фронтом - флот Её Величества и могучие ВМС США получили немалый тайм-бонус на развитие собственных противолодочных средств. Очевидно, что в «честной борьбе», один на один, немецкие лодки могли полностью истребить британский флот и задушить Британию уже в начале 1940-х годов.

Весна 1943 года стала изломом для моряков Крисмарине - отныне лодки утратили инициативу, в перспективе фашистский флот ожидал неминуемый разгром.

Но кто же был истинным бойцом Битвы за Атлантику? Ответ покажется вам несколько странным: например, вот эта молодая чернокожая девушка, работница судостроительной верфи в Ричмонде, штат Вирджиния.


Битва за Атлантику стала очередным подтверждением известной мудрости «семеро одного не боятся». Не было никаких супер-кораблей, гениальных тактик и чудо-оружия - те же самые хлипкие корветы и патрульные гидросамолеты, с теми же самыми радиолокаторами и Асдиками, которые регулярно проигрывали подлодкам в 1939-1943 годах, внезапно обрели силу, зажали в тиски немецкий флот и разодрали его в клочья. Парадокс имеет простое объяснение: противолодочных кораблей и самолетов стало больше в 10 раз.

Только абсолютное количественное превосходство союзников в кораблях, самолетах и ресурсах позволило им удержаться под ударами немецких подлодок. Войну на море выиграла американская промышленность - янки просто раздавили Кригсмарине своим громадным количеством техники, как паровой каток раскатывает по асфальту беспомощную лягушку. Грубая сила и ничего более.

Эпилог

15 января 1945 года британский эскортный авианосец HMS Thane был торпедирован в устье реки Клайд - повреждения оказались настолько тяжелы, что корабль отправили на слом.
7 мая 1945 года немецкие подводники добились своей последней победы - «Электробот» U-2353 грохнул одним залпом два судна - норвежское «Sneland I» и британское «Avondale Park» прямо в заливе Ферт-оф-Клайд.

Грозные отголоски событий 1939-1942 годов…

Удивительно, но даже в условиях абсолютного господства союзников на море и воздухе, взломанных шифров, нескончаемых бомбежек, перебоев в снабжении и прочих неблагоприятных обстоятельств, немецкие подлодки действовали прямо под носом у противника и продолжали наносить ему чувствительные удары - прямое подтверждение фантастической скрытности и высочайшей боевой устойчивости подводного флота.


U-218 покидает Киль


Пленный экипаж U-175 на борту корабля береговой охраны США USCGC Spencer


[Источники]Источники:
http://www.libma.ru/
http://tsushima.su/
http://www.kriegsmarine.ru/
http://www.u-boote.ru/
Статистические данные взяты из монографии «Действия немецких подводных лодок во Вторую мировую войну на морских сообщениях», Вершинин, Д. А., Еремеев Л. М., Шергин А. П., Воениздат, 1956
Олег Капцов
Источник:http://topwar.ru/.


Вторая мировая война, флот, техника

Previous post Next post
Up