Сталинские бракоделы.

Apr 22, 2016 00:01

Эта запись опубликована мною также в сообществе "История в фотографии"

foto_history



5 августа 1931 года было решено наградить орденом Ленина отличившихся работников Сталинградского тракторного завода (СТЗ)
во главе с директором завода В.И. Ивановым.
Награждение повторилось в мае 1932 года, но в этом случае орден Ленина получили не восемь, а сорок работников завода.
Одновременно на заводе создали доску почета для ударников и "орден верблюда", которым награждали медленно и плохо работающие цеха.
Однако уже 16 сентября 1932 года на Политбюро вновь разбирали вопрос о плохой работе Сталинградского тракторного завода.
Газеты обязали печатать сводки о положении дел на это предприятии. Но если ситуация и улучшалась, то лишь на некоторое время.





23 апреля 1934 года нарком земледелия СССР М.А. Чернов докладывал Сталину:
"Поданным на 21 апреля, Сталинградский и Харьковский тракторные заводы из причитающихся Наркомзему до 1 мая 23 050
тракторов отгрузили 18 745 штук. Остается догрузить 4305 тракторов.
Тракторные заводы, снимая с конвейера трактора, задерживают их отгрузку из-за некомплектности.
На Сталинградском тракторном заводе количество некомплектных тракторов в последних числах марта и в первой половине апреля
доходило до 1600 штук.
Трактора снимаются с конвейера и ставятся на заводскую площадку вместо отправки их в МТС и совхозы на полевую работу.
Вследствие перебоев с укомплектованием тракторов на Сталинградском тракторном заводе скопилось 986 тракторов, в настоящий момент
уже укомплектованных и не отгружаемых из-за отсутствия платформ, а на Харьковском заводе стоит 786 тракторов, не
укомплектованных радиаторами".
Не улучшалась и ситуация с качеством.
31 марта 1935 года начальник экономического управления Главного управления госбезопасности НКВД СССР Л.Г. Миронов
сообщал Сталину:
"Управление по Сталинградскому краю установило выпуск недоброкачественных тракторов Сталинградским тракторным заводом.
Целый ряд ответственнейших деталей тракторов выпускается с производства на сборку с заведомым браком, не соответствуя
техническим условиям и вопреки установленным правилам, при прямом попустительстве руководящего персонала завода, что приводит
к быстрому выходу из строя тракторов во время работы в поле.
Вот факты:
1. Рама (деталь №1) систематически изготавливается и выпускается с большими перекосами отверстий под полуосевые рукава и
промежуточную передачу, что приводит к неправильному соединению шестеренок венца дифференциала (детали №98 и №112),
зубья которых, находясь в неполном зацеплении, вызывают ускоренный износ шестеренок.
Бракованной рамы за время с октября 1934 го-да по март 1935 года выпущено 11 ООО штук.
Несмотря на протест ст. инспектора 2-го отд. Соха, требовавшего прекращения выпуска не-годной детали, заместитель технического
директора инж. Чарнко и начальник цеха Панков, при попустительстве главного инспектора Сазонова, распорядились дефектные
рамы пустить на сборку.
Причиной брака рамы является изношенность станка "Ингерсоль" и недостаточная точность в обработке рамы на станках.
2. Полуось (деталь №121) систематически изготовляется без термической обработки длинного конца, что вызывает быстрый
износ шлицов полуоси и порчу ступиц заднего колеса. Таких бракованных полуосей выпущено в сборку тракторов
и запчасти до декабря месяца 1934 г. около 40 ООО штук.
Первый выпуск был сделан 22.VII-34 г. по указанию тех. директора Сателя, предложившего изготовить 350 штук полуосей
без термообработки, в виде исключения, в порядке аварийного технологического процесса.
В последующем, однако, нач. цеха Панков и нач. термической мастерской Травинов, по распоряжению зам. технического директора
Чарнко и Шлейнмана, нач. тех. отдела Станкевича, главного металлурга Кузьмина и главного инспектора Сазонова, ввели
это в систему.
3. Блок (деталь №163) в течение всего 1934 года изготовлялся и поступал на сборку с перекосом отверстий до 0,10-
0,15 мм, вместо допустимого максимума 0,05 мм.
Выпуск брака этой детали, ввиду неисправности приспособлений, привел к тому, что изготовляемые стандартные распределительные
шестерни (№184 и №189), вследствие неправильного сцепления, делают невозможной сборку мотора.
Нач. 1-го отдела Беттин, нач. цеха Панков и гл. инспектор Сазонов вместо одного стандарта ввели четыре стандарта
(разных допусков) шестерен, и при сборке мотора производится индивидуальная подгонка их.
Запасные части шестерен выпускаются также четы¬рех стандартов, и это обстоятельство приводит к большим затруднениям
при замене шестерен в совхозах и МТС, так как последние не имеют запчастей всех четырех стандартов.
4. Коробка скоростей (деталь №37) на протяжении последних пяти месяцев изготовляется и пускается в сборку недоброкачественной
(перекос фрезеровки плоскостей до 0,3-0,4 мм осей валиков под шестерни 0,2 мм).
Брака коробки скоростей за время с октября 1934 г. по февраль 1935 г. выпущено 8300 штук.
При наличии указанных дефектов происходит неправильное соединение и взаимодействие шестерен коробки скоростей, что приводит
к преждевре¬менному износу коробки скоростей и подшипников.
Несмотря на явный брак данной детали и протесты ст. мастера 17-го пролета Полосаткина (член ВКП(б)) и ст. инспектора Соха,
по распоряжению нач. 2-го отд. Пугашева и ст. инспектора цеха Ко-сенко, детали продолжают изготовлять¬ся и пускаются в сборку.
5. Шестерня первой и второй скорости (деталь №50) изготовляется без закругления зубьев, несмотря на то, что
тех. условиями предусмотрены срезы...
Брака детали шестерня первой и второй скорости за время с ноября 1934 г. по март 1935 г. выпуще¬но 12 ООО штук.
Применение указанной недоброкачественной детали ведет к преждевременному износу зубьев и необходимости замены шестерни.
Нач. цеха Панков, нач. тех. отдела Станкевич, нач. тех. отдела це¬ха Котляр (член ВКП(б)) и гл. инспектор Сазонов,
признавая недоброкачественность этой детали, вместе с тем приказали мастерам и инспекторам продолжать выпуск шестерен
и в сборку, и запчасти".
Как докладывал Миронов, Сталинградское управление НКВД выяснило, что часть виновных в выпуске брака - старые
троцкисты и контрреволюционеры:
"Из указанных лиц - Белохвостов, Сазонов и другие являются активными троцкистами и эта к-р троцкистская группировка
сомкнулась во вредительских целях с частью к-р специалистов, в состав которой также входили бывш. троцкисты, на-правив
свою к-р работу на подрыв качества тракторов".
В докладе Миронова утверждалось, что выпуск некачественных деталей они организовали сознательно:
"Работа инспекции завода, вследствие засоренности ее к-р троцкистскими элементами, свелась к сознательному пропуску
негодных деталей в сборку тракторов и отправке бракованных деталей на базы Автозапчастьсбыт.
Негодные детали, забракованные на местах, обманным путем сдавались инспекторами завода, командированными главным инспектором
Сазоновым, который давал прямые указания разъездным инспекторам объяснять все это недочетами в эксплуатации тракторов".

Естественно, виновных арестовали и отдали под суд.
Но и этот способ борьбы с браком не помог. Ведь набранные на завод не¬квалифицированные рабочие эксплуатировали дорогостоящее
импортное оборудование так, что оно вскоре потребовало капитального ремонта.
А на его проведение не было ни средств, ни времени, поскольку правительство безостановочно требовало от СТЗ увеличить выпуск
тракторов.
Сталин к тому времени утратил интерес к своему детищу, возродившийся лишь во время Великой Отечественной войны,
когда рабочие СТЗ шли в бой на только что выпущенных танках Т-34.

.

промышленность, люди, история СССР, документы

Previous post Next post
Up