Волею судеб, завлёкся на спектакль "Будденброки" - в Российский Академический Молодёжный театр" (РАМТ).
В силу, вероятно, врождённого консерватизьма, я весьма настороженно отношусь к т.н. "новаторским прочтениям" классики.
Вот и здесь, чуял некоторый подвох: известный режиссёр Миндаугас Карбаускис "взялся за великого нашего...",
но не Шекспира, а даже круче - за великого немецкого прозаика Томаса Манна.
Не случайно я упомянул про известность режиссёра: тема Жизни и Смерти, которую он разрабатывает, мне интересна,
но был вопрос, насколько интересна и точна будет интерпретация той самой тяжеловесной в прямом и переносном смысле
книги Т. Манна, в какой степени удастся воспроизвести или даже низвергнуть её тяжёлый стиль и общую мрачность
повествования?
А вот последнее режиссёру Карбаускису как раз и удалось вполне.
Безусловно, это моё приватное - зрительское мнение, но, на мой взгляд, надо проявить недюжинный талант постановщика,
чтобы из весьма занудного трагического повествования сделать траги-комедию!
Не потерявшую при этом большинство символов и смыслов, заложенных в книге Томасом Манном.
И в спектакле все основные "реперные точки" отображены вполне отчётливо.
Наверное, даже в чём-то "вбиты" в восприятие зрителя.
Особенно это важно для молодёжной аудитории. Уверен, что многие студенты гуманитарных факультетов что-то и где-то слышали
о таком выдающемся субъекте, как Макс Вебер, который на научном уровне изложил "всю подноготную" западного общества,
включая, само собой" и таких аутентичных бюргеров, как манновские Будденброки в своём труде "Протестантская этика и дух капитализма".
И вот этот самый Дух, который (по замыслу режиссёра и благодаря игре актёров) иногда отдаёт "душком", вполне органично
пронизывает всю основную нить постановки.
И только символы Судьбы и смыслы самой Жизни пробиваются, аки слабый, но красивый цветочек - сквозь асфальт традиций,
давящей и мрачной протестантской религии и культа обогащения любой ценой.
Кстати, на теме религии в спектакле сделан особый и очень важный акцент.
Любые мерзости в бизнесе и в семейных отношениях ловко прикрываются "богобоязненными", но вполне казенными отношениями
героев Т.Манна к Богу и церкви.
Отдельно стоит упомянуть замечательную работу главной героини постановки актрисы Дарьи Семеновой в роли Антонии
и народной артистки России Ларисы Гребенщиковой в роли "матери-хранительницы" семьи Будденброков.
Её перевоплощение в старушку - Божьего одуванчика в финале было потрясающе убедительным.
В целом, отметил для себя следующие впечатления:
спектакль, (собравший, кстати, полный зал) вполне удался; мои опасения относительно "новаторства" не оправдались
в лучшем смысле слова; работа актёров отличная; изначальные смыслы и символика автора удачно отображены;
актуальность постановки современным и динамичным реалиям Жизни заставляет недоумевать: а зачем был предусмотрен антракт? :)
Далее немного фоток с моими комментами:
Это Герда, (Оксана Санькова) - жена старшего сына Будденброков.
Такая красивая (греческий образ), а ни слова в роли нет.
Только хлопнули по попе (такова задумка режиссёра)...
Антония, единственная дочь Будденброков (неистовый темперамент в исполнении Дарьи Семеновой)...
Братья Будденброки.
Старший Томас (И. Исаев), младший Христиан (В. Панченко).
У обоих Будденброков была печальная Судьба...
.