В мае 1914 года в Лондоне состоялись испытания двухколесного автомобиля русского изобретателя, потомственного дворянина, но уже "бывшего" к тому времени губернатора Костромской губернии Петра Петровича Шиловского.
На открытых сиденьях свободно помещались шофер и три пассажира. Это был первый в мире гироскопический автомобиль, или "гирокар".
Построен он был по чертежам П.П.Шиловского также в Англии на заводе "Уолсли".
Заявку на патент своего изобретения Шиловский подал еще в России в 1909 году.
Называлось это так: "Устройство для сохранения равновесия повозок или других находящихся в неустойчивом положении тел". Патент был выдан и имел номер 27091.
Изобретение было также запатентовано в Англии, Германии, Франции и в США.
Далее некоторые подробности :
Суть изобретения Шиловского состояла в применении быстро вращающегося волчка-гироскопа для сохранения равновесия транспортного средства, будь то поезд, автомобиль, аэроплан или даже подводная лодка.
Шиловский стал развивать свое изобретение и проектировал гироскопические пушки для военных кораблей, гиро-торпеды и т.д. Хотя, по своему образованию он был юрист и никакого технического диплома не имел.
Первая "презентация" изобретения губернатора Шиловского состоялась в 1911 году на торжествах по случаю прокладки в России первой железной дороги. Русское техническое общество устроило в Санкт-Петербурге юбилейную выставку.
Наибольший интерес публики и специалистов вызвала действующая модель гироскопической железной дороги.
Состав из трех вагончиков со специальным гироскопическим устройством внутри ездил всего по одному рельсу. Модель была изготовлена в Англии по чертежам Шиловского.
Однако Шиловского некоторым образом опередил инженер Луи Бреннан, который в 1909 году построил в англии большой вагон с гироскопом внутри, но его вариант оказался неудачным.
(На схеме проект гироскопического поезда Шиловского, который планировалось пустить
по маршруту Петроград-Гатчина)
Итак, вернемся к испытаниям гироскопического автомобиля. Жители Лондона с удивлением
наблюдали, как двухколесная машина Шиловского уверенно едет по оживленным городским улицам. Автомобиль даже на самом тихом ходу не терял своей устойчивости. Шиловский старался ехать столь медленно специально, чтобы доказать скептикам независимость устойчивости его авто от скорости движения.
Более того, прямо на ходу пассажиры менялись местами, сходили и садились в "гирокар", но тот все равно сохранял равновесие.
Шиловский свел знакомство со своим единомышленником - инженером Бреннаном, который был восхищен тем, как Шиловский прокатил его на своем "гирокаре".
В 1919 году П.П.Шиловскому удается "пробить" идею строительства гироскопической железной дороги между Петербургом и Гатчиной. И это в разоренной войной стране, и вопреки многочисленным критикам, которые сомневались в безопасности однорельсовой дороги!
Руководство строительством было поручено Всероссийскому совету народного хозяйства (ВСНХ). В короткие сроки была создана модель этого поезда, которая была даже "продута" в аэродинмаической трубе. Над проектом работали такие ученые как Мещерский, Папкович, Жуковский.
Однако в 1922 году по финансовым причинам начатое было строительство уникального поезда и дороги (проложили уже 12 км однорельсового пути) было свернуто.
Дальнейшая судьба П.П.Шиловского, камер-юнкера Императорского Двора остается неизвестной.
В 1938 году в Лондоне вышла его книга о гироскопах.