Общим местом для антисоветчиков стал тезис гнобления творческих людей в Советском Союзе, людоедства советских цензоров и так далее. При попытках сравнить степень свободы, приводя
цитату того Лукаса, антисоветчики начинают завывать, дескать Лукасы здесь не жили, и сравнивать не имеют права.
Но российский режиссер К. Шахназаров с своем
интервью проговаривает замечательную мысль:
Главным критерием качества фильма К.Шахназаров считает его долголетие. При этом важно не потакать зрителю, а делать свое дело искренне и увлеченно. Кроме того, человеку, который хочет оставаться художником, надо преодолевать вседозволенность, не путать ее с творческой свободой, сказал заслуженный режиссер, напутствуя молодых.
Если брать такой главный критерий, то так ли была ужасна и тоталитарна советская система, благодаря которой создавались фильмы, чье долголетие не подлежит сомнению? Какие рамки жестче ограничивают свободу художника: обязательное требование отбить бюджет, или же «не трогать» государство в своем произведении?
В предыдущей статье я писал, о том как советская система, опираясь на мощную экономическую базу, позволяла вытягивать таланты, позволяла режиссером заниматься «чистым искусством», снимать «русское кино». Но эти режиссеры не преминули подставить подножку системе и радоваться крушению. А некоторые, такие как Э. Рязанов, занимались диверсинной работой по разложению советского общества и государства. О такой наивности и глупости
вспоминает бывший зампред Госкино Борис Павленко: "Мне плакать хотелось, когда начали разваливать хорошо налаженную структуру, полностью готовую к рынку. То, что толку от перестройки в кино не будет никакого, стало ясно на V съезде кинематографистов. Когда выступил Эльдар Шенгелая и сказал, что вот теперь наконец мы получили свободу и сделаем грузинский кинематограф самоокупаемым. Грузинские фильмы принципиально не могут быть самоокупаемыми. Я очень люблю грузинское кино. Оно тонкое, умное, интеллигентное. Но на него никогда не придет столько же зрителей, сколько на "Калину красную". Самый посредственный индийский фильм собирал больше, чем самый талантливый грузинский. Все дружно зааплодировали Эльдару, и я понял, что это начало конца".
Как бы то ни было, Советский Союз оставил после себя мощнейшие пласты культуры. Глубина и ширина этих пластов, по мнению некоторых экспертов, даже спустя 25 лет еще недоосознаны. И только новый, обновленный коммунизм способен вернуть человечество на путь восхождения, путь развития человека, путь освобождения творческих сил каждого человека.