Реализуя схему выдавливания Газпрома из Европы через агрессивную политику экспансии Катара, Соединенные Штаты не забывают и другого своего противника - Иран.
Вчера пришло сообщение следующего содержания:
"...Пакистан готов к подписанию с Туркменистаном до конца месяца соглашения о купле-продаже природного газа в рамках трубопроводного проекта Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия (ТАПИ), сообщают в пятницу пакистанские СМИ.
"Пакистан формально подпишет газовое соглашение о купле-продаже (GSPA) с Туркменистаном 18 апреля для импорта газа в рамках проекта газопровода ТАПИ, стоимость реализации которого составляет менее 7,6 миллиарда долларов".
Для подписания соглашения пакистанская делегация, возглавляемая федеральным министром нефтяных и природных ресурсов страны, посетит 17-18 апреля Ашхабад.
Официальный Ашхабад сообщал недавно, что принципиальная договоренность с Пакистаном достигнута и в скором времени будет подписано соглашение о купле-продаже..."
Суть проблемы в следующем.
И Пакистан, и Индия испытывают дефицит энергоресурсов. Скажем, согласно официальной статистике, из-за нехватки электроэнергии в Пакистане ВВП страны ежегодно сокращается на 4%, на 10% вырастает уровень безработицы. Уже поэтому Пакистан крайне нуждается в поставках газа, который он намерен почти полностью пустить на производство электроэнергии.
Существует два конкурирующих проекта по продаже газа в Пакистан и Индию. Первый проект - ТАПИ (Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия). Мощность проекта - около 33 млрд. кубометров газа в год. Протяженность - 1735 км. Основная проблема - нестабильная ситуация в Афганистане. Маршрут по афганской территории пролегает через Герат и Кандагар. Второй проект - ИПИ (Иран-Пакистан-Индия).
Понятно, что второй вариант находится под предельно жестким давлением США - и в 2007 году Индия была вынуждена поддаться на давление Америки и вышла из проекта ИПИ.
Буквально на днях помощник госсекретаря по делам Центральной и Южной Азии Роберт Блейк без обиняков сказал на конференции в Душанбе: "...Позвольте мне сказать, что в соответствии с американскими санкциями в отношении Ирана, США призывают все страны региона избегать торгового и прочего взаимодействия с правительством Ирана, дабы заставить Иран сотрудничать с международным сообществом и развеять опасения последнего в связи со своей ядерной программой...
...Мы полагаем, что здесь существует ряд очень хороших альтернатив, - продолжал он. - Так, например, трубопровод Туркменистан-Афганистан-Индия является очень хорошей альтернативой ряду других предлагаемых трубопроводов, и мы активно выступаем за этот проект, проект ТАПИ. Думаю, очень важно, что работа над данным проектом начинает продвигаться и пользуется поддержкой всех четырех стран-участниц..."
Понятно, что когда "США призывают" - это трактуется предельно однозначно не сколько как призыв, сколько настоятельное требование.
Тем не менее для Пакистана вопрос дефицита электроэнергии становится столь острым, что он продолжает рассматривать вариант сотрудничества с Ираном как приоритетный.
Проблема - в нехватке инвестиционных средств. США делают все возможное, чтобы перекрыть поток инвестиций в Иран, вводя санкции против компаний и банков, сотрудничающих с Ираном. В связи с этим и Иран, и Пакистан работают с "Газпромом", который может инвестировать средства в строительство газопровода Иран-Пакистан. Москва еще в феврале заявила о готовности вложить в строительство газопровода около 1,5 млрд. долларов. 2 апреля между Пакистаном и "Газпромом" прошли переговоры, на которых "Газпром" выдвинул встречное предложение пакистанской стороне, чтобы она отказалась от международного тендера и заключила договор на строительство непосредственно с "Газпромом".
В этот же день в США был внесен законопроект, запрещающий импорт иранского газа и инвестиции в газовую отрасль Ирана. В случае, если этот законопроект будет принят, США получит возможность вводить санкции против компаний, сотрудничающих с Ираном в газовой области. Делается это просто - американские компании, имеющие , к примеру, контракты с тем же "Газпромом" будут обязаны расторгнуть их в случае, если "Газпром" будет сотрудничать с Ираном в газовой сфере.
Пакистан понимает, что привязавшись только к проекту ТАПИ, он немедленно попадет в дополнительную зависимость от США - однако учитывая риски войны Запада с Ираном, вынужден заключать хотя бы рамочное соглашение об участии в в этом проекте.
Фактически сейчас от "Газпрома" зависит - окажется Иран в окончательной блокаде или нет. Иран, судя по ряду сообщений, вынужден сокращать продажу нефти - уже в феврале сокращение составило около 300 тысяч баррелей, а к июню предполагается сокращение почти на миллион баррелей по сравнению с прошлым годом. Говоря иначе, экономика Ирана начинает задыхаться от нехватки средств. Единственный способ "расшить" ситуацию - создать предпосылки для торговли газом. В условиях удушения иранской экономики найти средства для строительства газопровода Ирану становится крайне проблематично - и вариант с участием "Газпрома" становится практически единственным.
Логика США в общем-то понятна - удушение Ирана с помощью блокады. Практически тот же вариант, который был реализован с Ираком, когда Саддам Хуссейн после первой войны в Заливе был жестко ограничен в возможностях продажи нефти, экономика Ирака за десять лет практически рухнула, и Ирак стал лёгкой добычей для США и Англии.
Отвечает ли подобный сценарий интересам России и "Газпрома", особенно в ситуации, когда против них ведется аналогичная операция в Европе через экспансию Катара? Видимо, нет. Тем не менее не стоит забывать о мощном прозападном и проамериканском лобби в Москве, которое крайне заинтересовано в привязывании России к Западу, где хранятся его капиталы и сбережения. Вполне очевидно, что решение помочь Ирану в российских интересах - но это решение может быть торпедировано этим самым лобби.
Решение носит уже не сколько экономический, сколько политический характер - и поэтому ясно, что оно будет приниматься именно политическим руководством страны. Учитывая стремительное нарастание событий, принимать его придется очень быстро и уже скоро.
Не будь президент Медведев "хромой уткой" - никаких сомнений в том, что Россия покорно согласилась бы на американские требования, нет. Однако за месяц до уходя он вряд ли будет принимать решение такого калибра. Поэтому, скорее всего, оно будет отложено на май-июнь. Вряд ли дольше по времени - просто потому, что оно слишком важно и для России, и для региона Центральной Азии в целом.
Уже понятно, что Третья мировая война - это во многом война за передел гигантского газового рынка. Сейчас происходит конфигурирование коалиций этой войны. И решение России относительно газопровода Иран-Пакистан - еще один элемент в этом конфигурировании.