Каякинг и всё о нём

May 10, 2010 21:43

Представте себе небольшую пузатую лодочку на одного гребца, вся нижняя часть которого скрыта внутри лодки под так называемой "юбкой", а снаружи виден только торс. В руках у гребца только одно весло, с лопастями по обоим сторонам. Это - каяк.
Каяки на несколько гребцов обычно называют байдарками, но в этой статье речь про них не идет.
В этой статье речь идет о каяках для бурной воды - коротких, с круглыми бортами и обьемным носом. Они не предназначены для перевозки грузов - его некуда грузить. Они не предназначены для долгих путешествий по глади озер и рек - курс они держат отвратительно и перевернутся в них - дело одной секунды. Для чего же они тогда нужны? Их предназначение - это, как ни странно, стояние на месте. Но стояние не где бы там ни было - а в центре порога, среди сверкающих брызг и ревущей воды. Такие каяки называются родейными, от слова "родео" - и это очень удачное название для сего действа.

Трудно представить себе, скажем, Шумахера, на трассе в Монако, наматывающего круги на "Запорожце" или "Жигулях". Так что, прежде всего надо выбрать себе подходящее транспортное средство.

Длина и ширина - вот основные параметры, по которым следует выбирать себе лодку. В равных условиях, длинная и узкая лодка будет быстрее, чем короткая и широкая. Но последняя будет легче вращаться. Устойчивость также очень важна для оценки лодки. Лодка, которая остается широкой вдоль почти всей длины будет более устойчивой, чем лодка, которая только в центре расширяется, а затем сужается снова. Еще одним фактором является степень, в которой корпус выгибается в днище от центра к корме и носу. Лодка, которая сильно выгнута, будет вращаться более легко, в то время как более плоская лодка будет быстрее.

Как и автомобилю, лодке требуется двигатель, а точнее весло. Тут важную роль играет форма лопасти. Она дает скольжение в воде и надежный гребок. Каякерские лопасти с разворотом, т.е. положив весло на землю, лопасти будут смотреть в различных направлениях.

Так же важен и размер весла. Чтобы подобрать весло по размеру, поднимите его над головой с прямыми углами предплечий к цевью. Каякеры должны иметь 10 - 13см между рукой и лопастью. Следующая табличка показывает соотношение между ростом человека и длиной весла.

Каяки  для  бурной  воды сильно различаются по своим обводам и
конструкции.  В  зависимости   от   того,   для   каких   целей
предназначена  данная  лодка,  на первый план могут выходить те
или иные элементы ее конструкции. Одни каяки предназначены  для
длительных автономных путешествий по ненаселенным рекам, другие
- для прыжков с водопадов, и т.д. Существует не  менее  десятка
различных типов каяков; в каждом из них существуют свои весовые
категории, а некоторые модели выпускаются  в  2-3  модификациях
для гребцов различного веса.

Большинство    каякеров,   выбирая   лодку,   ищет   некоторый
компромисс, который был бы более или менее  пригоден  для  всех
развлечений,  входящих  в  понятие  "сплав  по  бурной воде", и
избавлял бы их от необходимости иметь несколько  разных  лодок.
Из  всего  разнообразия каяков для бурной воды следует обратить
внимание, в первую очередь, на следующие основные типы.

"Не зная броду, не суйся в воду" - гласит народная мудрость, отлично подходящая к данному спорту. Так что, подобрав надлежащее транспортное средство, не спеши хвататься за весло. Сначала подумай, какой из видов каякинга тебе ближе.
Гребной слалом. Данный вид является классикой жанра, и с 1992 года входит в программу олимпийских игр. Принцип слалома заключается в следующем: над водой вертикально развешиваются палки (вешки), образуя, таким образом, своеобразную трассу. Задание спортсмена состоит в том, чтобы пройти эту трассу за наименьший отрезок времени, по возможности, не задевая вешки. Освоить этот вид тебе необходимо, если каящур в твоем организме находится в только начальной стадии, поскольку навыки, приобретенные в слаломе, пригодятся и в сплаве, и в родео.

Родео. Этот аид предназначен для людей, жаждущих подчинить стихию своей непреклонной воле. Родео предполагает исполнение на воде всевозможных акробатических трюков. Это не спорт, а скорее игра со стихией, при чем игра довольно опасная. Однако, освоив искусство родео, ты сможешь уверенно чувствовать себя в самых опасных ситуациях. Как наиболее зрелищный вид, родео, естественно, сильно подвержен моде: короткие корабли, имеющие причудливые формы, спасательный жилет особого дизайна, каска с козырьком и т. д. Так что, если ты любишь покрасоваться и получить при этом изрядную долю адреналина - родео это твое.

Сплав. Это само по себе прохождение реки по определенному маршруту в игровом, экстремальном или экспедиционном режиме.

Игровой сплав. Это сплав налегке, в маленькой, маневренной лодке, с использованием элементов родео и всевозможных финтов. Тут тебе пригодятся навыки, освоенные во время занятий слаломом и родео. А, вообще, игровой сплав предназначен для того, чтобы оторваться по полной программе, получив при этом море удовольствия.

Экстремальный сплав. Ну, вот такой уж ты человек, что без очередного всплеска адреналина, ты начинаешь чувствовать ломку. В таком случае лучшее средство для тебя - это экстремальный сплав. Пройти по суперсложным рекам, которых доселе не касалось весло каякера - вот задание этого вида сплава. И при том каждая ошибка может изрядно подпортить здоровье, а то и вовсе стоить жизни. Так что отправляться в экстремальный сплав стоит уже, будучи матерым каякером.

Экспидиционный сплав. Тут все просто: пакуй чемоданы, готовь снаряжение и провизию, определяйся с маршрутом, и вперед, в многодневный поход по дикой природе, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Конечно, из всех вышеперечисленных видов, выбрать какой-то один не так уж просто. Каждый увлекателен по-своему, поэтому попробовать следует все, а там, как карта ляжет.

Если ты начинающий каякер, и опыта у тебя маловато, то идеальный вариант для тебя - это маршруты по Южному Бугу и Черемошу. Отличительной чертой этих маршрутов является небольшая сложность рек и приближенность к населенным пунктам.

Если же тебе надо чего-нибудь посложнее, то держи курс на Крым, или Карпаты. Здесь множество неизведанных речек второй-третьей категории, к примеру, недавно появился маршрут по реке Кокозка. Сложно, экстремально, захватывающе. Здесь 13 км. можно проходить три дня. Для сплава по этим рекам потребуется высокий уровень подготовки, иначе поход тебе может испортить какая-нибудь травма. Правда, существует один минус: насладится этими реками можно только весной во время паводка, когда они увеличиваются. В остальное же время года эти реки скорее напоминают ручейки. Словом, если в тебе живет дух Колумба, дерзай, открывай новые маршруты, новые горизонты.

Впрочем, некоторым может показаться мало 2-3 категории рек, которые имеются в Украине. Тогда можно отправится на Кавказ или на Алтай, где реки имеют 4, 5 и даже 6 категорию, однако здесь потребуется огромный опыт и мастерство, ведь из такого похода можно вернуться ногами вперед.

Но независимо от категории реки, неизведанности маршрута и опасностей, тебе всегда гарантирована безумно красивая природа, масса положительных эмоций и море адреналина.

каяк, лодки, каноэ

Previous post Next post
Up