Дагестанская кругосветка

May 15, 2022 01:10

Такая насыщенная впечатлениями вышла поездка, что даже захотелось сдуть пыль с ЖЖ)

План был прост: выехать в 5 утра и к вечеру быть в Элисте, 16 часов ходу. Мы выехали в 5 утра, сразу встали в пробку и стояли до самого Ступино. С плотным предпраздничным трафиком, объездами, ремонтами дорог, ДТП и прочими водительскими радостями дорога заняла больше 20 часов, и в Элисте мы были заполночь.


Гостиница "Элиста" недвусмысленно отсылала в советское прошлое, но была очень удачно расположена - с утра успели прогуляться по центру. Одна из официальных религий Элисты - буддизм, и это очень отражается на облике города.




Дальше - Дербент, один из самых старых "живых" городов мира.
По пути заехали на бархан Сарыкум - самый большой в Европе, забежали, посмотрели - большой, песчаный. С троп сходить нельзя, но все сходят.


Перед Махачкалой купили клубники - крупной, красивой, безумно ароматной, но почти безвкусной. А потом увидели маковое поле - красные, фиолетовые, белые и жёлтые цветы тянулись огромным цветным ковром до самых гор, невероятное зрелище.


О стиле вождения в Дагестанских городах мы уже были наслышаны, но все равно не один раз вздрогнули от лихих обгонов по встречке. В горах, говорят, водят аккуратнее, поедем - проверим.
В Дербент приехали уже потемну. У нас был забронирован весьма аутентичный дом в Старом городе, недалеко от крепости Нарын-кала.


Старый город весь окружен стеной, крепостные стены Старого Дербента историки датируют V веком. Ворота - как въезд в замок, узкие мощёные улочки, на которых совершенно чужеродные машины жмутся к стенам, невысокие дома, выстроенные не перпендикулярно-параллельно, а по геометрии соседних строений.


На следующий день отправились в цитадель Нарын-Кала, построенную в VI веке. Сейчас она входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО.




Внутри - музей, старинные бани и тюрьма, а также шикарные виды на Дербент и Каспийское море.




Вечером пошли бродить по улочкам Старого города.




На следующий день с утра пораньше поехали в Самурский лиановый лес, по пути заскочили посмотреть на экраноплан Лунь.
Это единственный завершенный ракетный корабль-экраноплан. Благодаря своей скорости и невидимости для радаров он может подходить к целям достаточно близко. С распадом Союза финансирование прекратилось, остальные корабли проекта не были завершены, а этот был законсервирован в Каспийске. В 2011 его хотели утилизировать, но группа активистов отстояла Лунь. Огромный экраноплан отбуксировали морем к Дербенту и вытащили на берег, в 2023 году тут планируют открыть музей.
На фото внизу маааленькая Галя


А дальше - Самурский лес. Он в своем роде уникален, это - единственный в России субтропический реликтовый лиановый лес, в нем водятся тысячи животных и растений, многие из которых занесены в Красную книгу.
В Самурский лес ездили с гидом eco_gid_samur, она нам все показала и рассказала.
Лианища


Орхидея "Обезьянка"


800-летний платан


Завтра в горы!

Наутро взяли курс на Гуниб. Между красивой и хорошей дорогой, поколебавшись, выбрали красивую и поехали через Тебекмахи, село, где делают кавказские папахи. Забегая вперёд, скажу, что дорога оказалась вполне хорошей, в одном месте был обвал и объезд, а в Тебекмахи мы не стали заезжать: очень уж крутой подъем и ямы.
По дороге остановились возле села Кудали, посмотрели на зелёные террасы, их в Дагестане очень много. Террасы имеют не природное происхождение, они были созданы людьми, чтобы можно было выращивать что-то в суровых горных условиях.


На Салтинском водопаде было прям паломничество, много машин, много людей. К водопаду ведёт узкое живописное ущелье, как с заставки Windows.


Сам водопад бывает не всегда, только в половодье и после сильных дождей. Мы его увидели, хоть и не очень полноводный, но красивый. Кажется подземным, но на самом деле ущелье сходится в этом месте и образует пещеру.


На подъезде к Гунибу остановились на Гунибской ГЭС. Пытались подъехать снизу, но везде забор, конечно. Впрочем, сверху тоже неплохие виды.


И наконец Гуниб, живописное горное село.


Гуниб был основан как форпост во время Кавказской войны, на месте одноименного разрушенного аула. Здесь же и закончилась Кавказская война, это была последняя крепость Имама Шамиля. Село стоит на Гунибском плато, которое само по себе - природная крепость.


Наутро поехали в Гамсутль, аул-призрак, Дагестанский "Мачу-Пикчу". Гамсутль - достаточно древнее поселение, ему примерно 2 тысячи лет. Еще каких-то 40 лет назад в селе жили люди, была развита инфраструктура. Потом постепенно жители стали покидать село, последний человек умер в 2015 году, и с тех пор село опустело.


Это дом, в котором жил последний житель Гамсутля.


В некоторых домах сохранилась утварь, кровати, двери, некоторые дома совсем разрушены. Аул находится на высоте 1500м, орлы кружат в небе над тобой и под тобой, завораживающее зрелище.
После Гамсутля заехали в соседнее село Чох, рядом с ним тоже много зеленых террас.
К слову, связь здесь работает плохо, даже в самом Гунибе есть не везде. Какие-нибудь оффлайн-карты, типа maps.me, просто мастхэв. Указатели на поселения и основные достопримечательности на трассах есть, но проскочить нужный поворот проще простого - едешь и крутишь головой, а вокруг горы и ущелья, домики, прилепленные к слонам гор или к скалам, вдалеке снежные шапки. Поворот? Какой поворот?
После обеда нам обещали дождь. Вообще в Гунибе 300 солнечных дней в году, но к нашему приезду, кажется, он собрал весь свой годовой запас туч и дождей. Впрочем, нам везло, получалось ловить погоду, и мы успели побывать везде, где хотели. В промежутке между дождями отправились в Гунибскую крепость. Она достаточно молодая, была построена во времена Кавказской войны. До самого верха мы не дошли, но нам показали необычайно красивую радугу.


На следующий день у нас были грандиозные планы. Сначала были Хунзахские водопады, туда из Гуниба поехали через Чалду, т.к. там дорога по отзывам была лучше. Но на дороге местами были завалы, вокруг них были уже хорошо накатанные объезды, а поверху шло строительство новой дороги. Экскаватор расчищал камни и сбрасывал вниз огромные метровые валуны, для этого дорогу периодически перекрывают с обеих сторон. Долго, впрочем, ждать не пришлось, через 15 минут движение пустили.
В Хунзахе зашли в известный в интернетах магазин Виноград, накупили местного вина.
На Хунзахских водопадах было красиво, но людно. Смельчаки бросались в пропасть с тарзанкой


Гнутый водопад


Хунзахскую крепость осмотрели мельком, она тоже времен Кавказской войны, тут немало таких. Дальше поехали на Матласские водопады, экстрим-парк и пещеры.
Возле Матласа начинали строить горнолыжный курорт, но что-то пошло не так, и горнолыжка здесь так и не появилась. Зато появился экстрим-парк в виде зип-лайна через ущелье и домики с живописным видом на долину и горы. Санька хотел проехать на зип-лайне, но все ушли на молитву, и мы решили не дожидаться.
А вот водопады понравились, красивые, под одним из них мы даже прошли.




Матласские пещеры, хотя они скорее ущелья, в 5 минутах езды, облазили и их.


Обещанный дождь так и не наступал, решили заехать в Карадахскую теснину. Навигатор проложил дорогу через Гоцатль, мы набрали еще высоты и оказались на высокогорном плато (около 2000м.). Природа изменилась, деревьев совсем не стало, но плато огромное и гор вокруг не видать - как будто по долине едешь. Вокруг редкие поселения, почти ни души. Полоса бетонных плит среди травы - аэропорт Аларт, скорее заброшенный, чем функционирующий, но на картах обозначенный.
Еще немного крутых гравийных серпантинов - и мы опять на трассе.
В Карадахскую теснину нельзя ходить в дождь, об этом предупреждают и таблички на входе, и отчеты в интернетах.
На входе берем каски за 25р. в режиме самообслуживания - висит коробочка для сбора денег.
И в теснину.
Карадахская теснина - это узкий проход между скал, которые возвышаются над тобой на 170м., не для клаустрофобов место. В сильный дождь в теснине образуется мощный поток, который может подниматься на 7 метров, именно поэтому в дождь сюда заходить нельзя. А так - очень красиво, виды инопланетные, по ущелью бежит речка, местами образует небольшие водопады.






В Гуниб решили ехать через Маали, по отзывам там обещали грунтовый перевал. Он там и оказался, дорога красивая, идет по сосновому лесу, вокруг - ни души, только 2 маленьких поселения, и так километров 13. Навстречу - машина с московскими номерами, там молодые ребята спрашивают ближайший населенный пункт (как они едут без навигатора?), рассказывают, что впереди другая машина пробила колесо, ищет шиномонтажку. Доехали до них - питерцы, на арендованной машине, без запаски оказались, пробили колесо. Подхватили парня и колесо, довезли до цивилизации.

Следующий день - разгрузочный, по прогнозу дожди и похолодание. Погуляли по парку "Верхний Гуниб", лес, птички поют, гуляют коровы, бараны, кони.


Посмотрели на Царскую поляну, на которой устраивали прием в честь визита Александра II. Столов и стульев не хватило, поэтому на поляне выкопали траншеи, в траншеи поставили скамейки, а борта траншей были столами. На поляне до сих пор виден этот рельеф.


Остановились и возле беседки Шамиля, она была построена вокруг камня, на котором закончилась Кавказская война - на этом месте шли переговоры между Имамом Шамилем и князем Барятинским.


Следы Кавказской войны тут повсюду - в Гунибе есть двое ворот, одни Барятинского, на въезде в Гуниб, другие - Шамиля, ближе к Верхнему Гунибу. Многие объекты носят имя Шамиля.

На следующий день перебрались из Гуниба к Сулакскому каньону, в поселок Дубки, по очень живописной трассе среди ущелий, высоченных гор, по берегам водохранилищ. Ночью Дагестан накрыл циклон, на горах лежали снежные шапки.
Выше облаков:


Назавтра у нас была запланирована прогулка на катере по Сулакскому каньону. Дорога до причала, по информации в интернетах и от местных, была очень плохая, поехали на уазиках. По факту дорога в принципе нормальная, может и на Кашкае бы проехали. Прокатились на катере с ветерком, посмотрели каньон и водопады. Красивое.






Вечером сбегали на видовку, чуть не сдуло, зато закат показали красивый.


С утра поехали порыбачить на Чиркейское водохранилище, крупнейшее на Северном Кавказе. Оно образовалось в результате строительства Чиркейской ГЭС и при заполнении затопило поселок Чиркей, который был перенесен выше. На саму Чиркейскую ГЭС водят экскурсии, но мы не попали, очень жаль. Если что - экскурсии проводятся по вторникам и четвергам, записываться надо заранее, за 2 недели.
Рыба в водохранилище, говорят, водится разная, даже форель есть. Мы поймали одного окуня, побродили по марсианским пейзажам (уровень водохранилища сейчас низкий), погрелись на солнце.




Наутро опять погода показала кукиш, но мы все-таки пробежались по оставшимся видовкам, померзли, сняли таймплапс, как облака поднимаются из Сулакского каньона и смешиваются с тучами


Сбросили Сашу в пропасть


И все, пора домой.
Маршрут в гуглокартах, от Махачкалы до Сулакского каньона:


Итого, 14 дней,  с 30.04 по 13.05, 5 тыщ км. Дорога из Москвы туда-обратно заняла по 2 дня, мы ее разбили на 2 неравные части 2:1, первый раз ночевали в Элисте, второй - в Павловске под Воронежем. По пути обратно можно проехать через КБР или Осетию, но нам надо было домой, не стали заезжать.
Жили по 3 дня в Дербенте, Гунибе и в Дубках на Сулакском каньоне.
Перед поездкой начитались про плохой бензин, в Дагестане много заправок в стиле "Abibas". Старались заправляться на сетевых, Fuel1 или F1, как ее называют местные, вроде норм. В горах у местных спрашивали, где хорошие заправки.
Дагестанцы очень отзывчивые, помогут и подскажут. Мы ездили в основном по туристическим местам, но бывало и съезжали с проторенных дорог, везде нам помогали, относились дружелюбно.
Местная еда - отдельное гастрономическое удовольствие, очень понравились лепешки чуду, самые вкусные, как по мне, были в арт-кафе "Гуниб" в, собственно, Гунибе.
Драмина - лучший друг на горных серпантинах для тех, кого укачивает. Ну и на больших перегонах тоже ее выдавала детям вместе с гаджетами, чтобы не сходили с ума в дороге.
В общем - понравилось) Очень интересные, красивые и богатые историей места.
Previous post Next post
Up